Основные функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор понятия и сущности государства, а далее, во второй главе дается подробное описание функций государства.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Оглавление

Введение
Глава1. Сущность государства
Определение понятия государства, сущность и назначение государства
Понятие и классификация функций государства
Глава2. Основные функции государства
2.1. Функции и механизмы государства
2.2. Формы и методы осуществления функций государства
2.3. Основные социально-экономические функции государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая_Основные функции государства.docx

— 69.20 Кб (Скачать)

Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего товарно-денежные отношения ограничены  между отдельными хозяйствами, носят подчиненный характер по отношению к планомерным отношениям.

Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно командно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда. В командно-административной системе государству принадлежит решающая роль в экономической жизни общества.

В рыночной экономике свободной конкуренции, которая сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX в. - в первых десятилетиях XX в., регулирование экономики осуществлялось на основе свободного рынка, рыночного механизма (конкуренция, спрос, предложение, цена) при слабом вмешательстве государства.

Хозяйственный механизм в странах с рыночной экономикой современного типа включает рыночные регуляторы, регулирование в пределах предприятий, государственные рычаги регулирования. Однако основной регулирующей силой по-прежнему остается рынок.

Государство начинает активно вмешиваться в хозяйственную деятельность страны в годы первой мировой войны, особенно во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., а также под воздействием экономических взглядов английского экономиста Джона Кейнса.

Основные принципы экономической политики государства: брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес; государство не конкурирует с бизнесом, а только помогает ему; государство берет на себя убытки, чтобы обеспечить прибыль предприятиям.

Государство стремится ограничивать собственную, предпринимательскую деятельность и предпочитает содействовать накоплению капитала косвенным образом.

Государственное регулирование экономики можно теоретически обосновать следующим образом: там, где рыночный механизм не срабатывает или обнажаются существенные недостатки рынка, необходимо вмешательство государства.

В докладе Всемирного банка на тему «Государство в нынешнем меняющемся мире» утверждается, что только государство может воздействовать на экономическую политику, сферу социальных услуг и инфраструктуры, защиту уязвимых категорий населения, охрану окружающей среды.

Все это, однако, не дает основания рассматривать государство как "палочку-выручалочку", благодаря которой можно найти выход из любого создавшегося положения, зато позволяет объективно оценить ситуацию. Так, если принимаются решения о повышении минимальной заработной платы или пенсий, это не означает, что государство имеет бездонный денежный карман. Используя свои конституционные возможности, оно перераспределяет общественное богатство в пользу пенсионеров или малообеспеченных слоев населения путем увеличения налогов на предприятия или богатых граждан.

Экономические функции государства охватывают практически весь спектр экономических взаимоотношений в любом обществе прямо или опосредованно, независимо от того, какую страну мы будем рассматривать: Россию или США, Германию или Японию.

Каковы главные экономические функции государства в смешанной экономике? Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию современных экономических систем.

В любом обществе государство играет большую роль в обеспечении законности и порядка. Законодательно закрепленные и жестко контролируемые правила общественного поведения, в том числе и в экономике, создают условия и предпосылки для осуществления каждым экономическим субъектом оптимального прогнозирования и планирования собственной экономической деятельности, благодаря чему он может повысить эффективность своего функционирования. Например, если был заключен контракт на поставку какого-либо товара, то продавец обязан его выполнить, а покупатель - оплатить покупку. В противном случае, при нарушении обязательств одной из сторон, для нее могут наступить серьезные экономические санкции. Поэтому независимо от того, желает ли население оплачивать функционирование судебной системы, оно получает от нее выгоды, поэтому государство прибегает к принуждению граждан страны.

В современных экономических системах очень часто государство, его учреждения и правительство относят к общественному сектору. В этой связи при рассмотрении роли и значения государства не следует, однако, строить иллюзий, что особенно ярко проявляется в современной России, будто государственные чиновники, в отличие от предпринимателей, пекутся только об общественных, а не об индивидуальных интересах. Государственный чиновник любого ранга руководствуется, в первую очередь, собственными представлениями об "общественных интересах", которые очень часто не совпадают с пониманием того же самого отдельных граждан. Большое влияние на принятие тех или иных государственных решений оказывают точка зрения на проблемы выборов и перевыборов, отношения со средствами массовой информации, общественный имидж, место в истории и т.д. И хотя у государственных чиновников на первом месте, как правило, - соображения престижа и власти, но суждения чисто меркантильного характера им не чужды, как и всем остальным гражданам. Многие крупные корпорации за границей и в России заявляют о том, что на передний план они выдвигают общественные интересы, а не мелочные, связанные с получением максимальной прибыли. Но это, как показывает практика, не всегда соответствует истине. Вот почему важно не противопоставление частных и общественных интересов, а выявление реальных механизмов, обусловливающих принятие тех или иных решений.

Общественные блага и услуги в рыночных условиях, как правило, неделимы, и покуда блага существуют, индивида практически невозможно отлучить от процесса их потребления, т.е. оказания ему соответствующих услуг, а выгоды, которые человек приносит обществу, связаны непосредственно с процессом производства этих благ.

Одной из функций государства является регулирование разнообразных видов экономической деятельности. Например, для того чтобы начать предпринимательскую деятельность, необходимо получить определенное разрешение, для открытия коммерческого банка требуется еще больше разрешительных документов. Причем прослеживается такая тенденция: "чем дальше в лес, тем больше дров", т.е. разрешительных документов и разнообразнейших подписей. Главными адептами разных лицензий и разрешений выступают сами экономические субъекты, которые уже успели закрепиться на рынке и не желают возможной конкуренции. Именно с этой целью создаются всевозможные ассоциации и комитеты, в которые входят государственные чиновники и предприниматели, наделенные правом казнить или миловать, разрешать или не разрешать другим заниматься определенными видами предпринимательской деятельности. Все это приводит к тому, что государство, декларируя права и свободы для всех граждан, на деле своими действиями ограничивает эти права, хотя должно бережно их охранять.

Одна из причин негативных результатов экономического реформирования в России заключается в том, что не была подготовлена соответствующая законодательная база для преобразований.

Столь подробно приходится останавливаться на этой теме лишь потому, что у нас никто не относится к законодательству всерьез как к основному инструменту укрепления гражданского согласия и обеспечения общественного благополучия. В США Основной закон - Конституция - принят более двухсот лет назад. С тех пор он тщательно изучается всеми гражданами, совершенствуется сообразно социально-экономическим изменениям, которые происходят в стране. Во Франции законодательство, принятое во времена Наполеона I, применяется до сих пор. Например, уголовный кодекс действовал более 180 лет, новый вступил в действие 1 марта 1994 г. Наши конституции лишь отражали эпоху тех или иных вождей: "ленинская", "сталинская", "брежневская", и вот теперь новая - декабря 1993 г. Уже сейчас она подвергается серьезным испытаниям. Например, статья 75 этой Конституции провозглашает независимость Центрального банка от других государственных органов и его основную цель - обеспечивать устойчивость рубля. Инфляция, как известно, впрямую зависит от денежной массы, и ее эмиссия в условиях большого бюджетного дефицита приводит к новому витку инфляционных процессов.

Наиболее полно задачам формирования социально ориентированной рыночной экономики отвечает стратегия, предлагаемая отделением экономики Российской академии наук и международным фондом "Реформа". Данная стратегия включает следующие основные моменты.

Во-первых, определение и законодательное оформление социальных индикаторов реформы, ее целей, а также тех показателей, снижение которых недопустимо ни под каким предлогом. Это: гарантированный прожиточный минимум, порог занятости, доля расходов на образование и здравоохранение в составе ВВП и др.

Во-вторых, отказ от монетаристского подхода и фетишизации автоматизма действия рыночных законов. В российской экономике очень мало отраслей, в которых имеется нормальная конкурентная среда для действия этих законов. Поэтому восстановление государственного регулирования в его естественных и общепринятых функциях вполне оправданно. Тем более, что опыт развитых стран имеет много положительных примеров такого вмешательства. В России наблюдается парадоксальная ситуация, когда на словах декларируется всемерная поддержка материального производства, а на деле происходит его фактическое удушение через налоговую и финансово-кредитную политику.

В этой связи возникает необходимость проведения структурной политики, призванной придать российской экономике современный облик, повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Итоги прошедших лет свидетельствуют о том, что в экономике, как уже отмечалось, происходят процессы "утяжеления", т.е. прямо противоположные тем, которые декларировались в начале реформ.

В-третьих, переход к новым принципам финансовой стабилизации народного хозяйства. В 1992-1993 гг. применялись чисто монетаристские методы, как-то: ограничение денежной массы, сокращение расходов на социальные и конверсионные программы, урезание льготного кредитования и т.д. Это один из самых простых по реализации принципов. Но мировая экономическая мысль и опыт развитых стран показывают, что большую роль играют гибкие методы из арсенала государственного регулирования на основе кейнсианского подхода. При этом финансово-кредитная политика должна сочетаться с селективной поддержкой приоритетных сфер производства.

В-четвертых, сохранение и дальнейшее развитие общероссийского рынка при обязательном учете специфики федерального устройства нашего государства. Тезис о необходимости переноса центра тяжести экономического реформирования на места поддерживают не все ученые, но все единодушны в том, чтобы за государством остались такие функции, как выработка единых "правил игры", регулирование денежного обращения, сохранение общности таможенной территории, обеспечение свободы движения товаров, финансовых ресурсов и рабочей силы между регионами.

В-пятых, западная помощь как в финансовом, так и в консультативном плане. Реальная помощь оказывалась гораздо в меньших размерах, чем предполагалось ранее.

Следует также отметить - это подтверждают и западные экономисты, - что рыночные преобразования необходимо проводить, опираясь на отечественный научно-технический и производственный потенциал и внутренние источники накопления, поскольку Россия ставит своей целью органичное вхождение в систему международного разделения труда.

В-шестых, преобразование отношений собственности. На этом пути должна быть достигнута многоукладная экономика, где сочетаются и взаимно дополняют друг друга все формы собственности: частная и государственная, кооперативная и муниципальная, собственность общественных и религиозных организаций, иностранная и совместная.

В-седьмых, глубокий управленческий кризис как следствие разрушения системы государственного регулирования. Несмотря на то, что принимаются законы и указы, издаются постановления и утверждаются программы, механизм управления эффективно не функционирует. Без восстановления управляемости экономикой любая программа выхода из кризисного состояния, какой бы хорошей она ни была, обречена на провал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Функции государства определяются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития. Их формирование происходит в процессе становления и развития государства.

Надо отметить, что несмотря на существование множества как общепринятых, так и новаторских точек зрения на те или иные вопросы функций государства, я постаралась хотя бы кратко, но упомянуть о них в своей работе, чтобы сохранить объективность и полноту освещения вопроса. На основе работы можно сделать следующие краткие выводы:

    1. Функции государства представляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
    2. Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.
    3. Функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства.
    4. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.
    5. Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние.
    6. Среди внутренних функций различают экономическую, социальную, функцию налогообложения, функцию развития культуры, науки и образования, экологическую функцию и функцию охраны правопорядка.
    7. К внешним функциям относят функцию обороны страны, функцию обеспечения мира и поддержки мирового порядка, функцию интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.
    8. Функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.
    9. Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

Информация о работе Основные функции государства