Основные функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор понятия и сущности государства, а далее, во второй главе дается подробное описание функций государства.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Оглавление

Введение
Глава1. Сущность государства
Определение понятия государства, сущность и назначение государства
Понятие и классификация функций государства
Глава2. Основные функции государства
2.1. Функции и механизмы государства
2.2. Формы и методы осуществления функций государства
2.3. Основные социально-экономические функции государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая_Основные функции государства.docx

— 69.20 Кб (Скачать)

2. Политическая  функция обусловлена необходимостью  осуществления им гармонизации  интересов различных социальных  групп. Используя такие методы, как  проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить  действительную расстановку социальных  сил, учесть в своей политике  интересы различных социальных  групп и не допустить их  открытого столкновения. Особо важным  представляется процесс формирования  парламента, который (в идеале) должен  представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего  народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает  защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет  правотворческую деятельность и  официально представляет население  всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических  делах.

3.Социальная  функция. Ее выполнение позволяет  обеспечить нормальные условия  жизни для всех членов общества  вне зависимости от их участия  в производстве материальных  благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление  минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение  необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство  жилья для малооплачиваемых, налаживание  четкой работы транспорта и  связи - это все то, что позволяет  людям вести достойную и активную  жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако  и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится  за счет налогов, отчисляемых  от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей  теряется стимул работать. Общество  может деградировать. Но в то  же время социальное регулирование  по принципу уравниловки не  способно обеспечить прогресс  общества.

4. Правоохранительная  функция, или функция по установлению  и охране правопорядка-это деятельность  государства по обеспечению точного  и полного выполнения положений  законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными  методами. Среди них можно выделить  метод правотворчества (разработка  и принятие законов и других  нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов  по применению мер юридической  ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными  органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной  деятельности государства. Она ведется  с помощью всей системы правоохранительных  органов. Средства, вкладываемые в  правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать  на спокойную и безопасную  жизнь. Однако, если эти средства  не дают отдачи и преступность  не снижается, правящая элита  должна подумать над тем, эффективно  ли она управляет обществом.

5. Экологическая  функция в последнее время  выдвигается в разряд основных  функций государства. Человечество  подошло к такому рубежу, когда  его деятельность ставит под  угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование  природных ресурсов, применение  некоторых современных технологий  нарушает баланс в естественной  среде, что изменяет условия жизни  на Земле, делая их для него  невозможными. Безудержная эксплуатация  природы ведет человечество в  пропасть. Государство обязано предусмотреть  и обуздать этот процесс своими  установлениями. Во многих странах  разработано обширное природоохранное  законодательство, которое четко  регулирует деятельность людей  и организаций в области использования  окружающей среды, а к его нарушителям  применяются суровые меры (начиная  от предупреждений, солидных штрафов  и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения  окружающей среды).

Существуют также дополнительные функции государства, например, функции обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Б. Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

1. Функция  обороны имела первостепенное  значение в прежние времена. В  настоящее время мир становится  все более цивилизованным, международные  организации берут на себя  регулирование территориальных  притязаний и разрешение конфликтов  между государствами, предупреждая  их военное столкновение. И, тем  не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном  сосуществовании, предпочитают держать  свои вооруженные силы в состоянии  боевой готовности, поскольку еще  далеко не все правящие элиты  прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет  любым нецивилизованным правителям  в короткие сроки и на больших  расстояниях наносить разрушительные  удары.

2. Дипломатическая  функция способствует поддержанию  приемлемых отношений со всеми  странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования  используют. Нормальные добрососедские  отношения-это тот минимум общения  на международной арене, который  позволяет достичь стабильности  и процветания всего человечества.

3. Поддержка  мирового правопорядка (внешнеполитическая  функция) заключается в политическом  сотрудничестве государств с  тем, чтобы исключить глобальные  вооруженные конфликты. Основным  международным органом, координирующим  политические интересы современных  государств, является ООН, вопросами  политического урегулирования конфликтов  занимается Совет Безопасности -постоянный  орган ООН. Содействуют поддержанию  политической стабильности и  безопасности в мире и региональные  международные организации (Лига  арабских государств, Организация  африканского единства. Организация  американских государств. Ассоциация  стран тихоокеанского региона  и др.).

4. Внешнеэкономическая  функция связана с развитием  взаимовыгодного сотрудничества  государств, которое проявляется  в международном разделении труда, специализации и кооперировании  производства, обмене новейшими  технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее  эффективно между странами, территориально  связанными друг с другом (страны  ЕЭС, СНГ и др.).

5.Культурное  сотрудничество между странами  осуществляется на основе двусторонних  и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В  рамках ООН культурную деятельность  координирует ЮНЕСКО.

6. Сотрудничество  государств в решении глобальных  проблем современности (рациональное  использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение  энергии, поддержание мира, проведение  демографической политики и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

 

Механизм государства

Механизм (аппарат) государства — это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции государства. Под механизмом (аппаратом) государства имеется в виду организационная структура государственной власти, институциальная форма существования государства и осуществления государственной власти.

Понятия «механизм», «аппарат» и т.д., используемые при характеристике государства, восходят к механистическим представлениям о государстве как о машине, техническом аппарате, точном механизме, которые служат моделью и образцом для конструирования и работы государственной машины.

Такое уподобление государства — машине, системы государственно-властных учреждений — техническому механизму и т.д. страдает существенными недостатками, поскольку игнорирует специфику государства и государственной власти. Государство — это не техническое, а социальное образование. Оно строится, структурируется и действует по законам и правилам не механики и техники, а права, выражающего степень и меру развитости свободы людей. Именно свободные люди формируют соответствующее государство как институционально-властное выражение и осуществление достигнутой ими ступени и формы свободы.

Государство — в его человеческом измерение и рациональном понимании — состоит из свободных индивидов — граждан государства. В этом смысле весь государственный механизм (аппарат), все государственные органы и учреждения (законодательные, исполнительные, судебные и т.д.) — это институциализированные (организованные) группы (соединения, совокупности) граждан, которые в определенном правовом порядке наделяются теми или иными государственно-властными полномочиями и осуществляют их.

В институционально-властном плане государственный орган, учреждение, должность (должностное лицо) — это структурная часть механизма (аппарата) государственной власти, наделенная определенным объемом государственно-властных полномочий.

Все государственные органы, учреждения, должности и т.д., составляющие механизм (аппарат) государства, образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации ими своих полномочий и т.д. определяются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами.

Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это обусловлено необходимостью выражения суверенной власти государства в виде соподчиненных компетенции различных государственных органов, возглавляемых высшими органами, которые наделяются суверенными государственно-властными полномочиями.

В иерархизированной системе государственных органов, учреждений и должностных лиц каждый орган (учреждение, должностное лицо) наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов.

Компетенция государственного органа (учреждения, должностного лица) — это совокупность его государственно-властных правомочий, т.е. его права и обязанности. Причем права государственного органа (учреждения, должностного лица) — это вместе с тем и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. В свою очередь, обязанности, возложенные в установленном правом порядке на государственный орган (учреждение, должностное лицо), означают и его право совершать (в установленном порядке) соответствующие действия государственно-властного характера.

Система государственных органов, их компетенция и т.д. в существенной мере зависят от типа и формы государства.

Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти — на законодательную, исполнительную и судебную власти.

При этом законодательную власть осуществляет представительный орган — парламент (однопалатный или двухпалатный).

Исполнительную власть осуществляют глава государства (президент, конституционный монарх и т.д.), правительство, различные министерства и другие центральные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инспекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти.

В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. Законодательство в правовом государстве, как правило, предусматривает несменяемость и неприкосновенность судей.

В ряде классификаций государственных органов суды вместе с некоторыми другими органами (прокуратурой, органами внутренних дел, безопасности и т.д.) объединяются в отдельную группу «правоохранительных», «судебных (правоохранительных)», «силовых» органов и т.д.

Подобные классификации и соответствующие характеристики данных государственных органов являются с правовой (и государственно-правовой) точки зрения неверными.

Прежде всего следует отметить, что правоохранительными, правозащитными являются все государственные органы. Выделение отдельной группы каких-то особых «правоохранительных» органов означает, будто все остальные государственные органы в сфере своей компетенции не занимаются и не должны заниматься правоохранительной, правозащитной деятельностью.

Далее очевидно, что в условиях разделения властей (в частности отделения судебной власти от власти исполнительной) прокуратура и некоторые другие органы юридического профиля работы (например государственный нотариат) относятся к системе органов исполнительной, а не судебной власти. В этой связи необходимо отметить, что и в Конституции Российской Федерации положения о прокуратуре (ст. 129) ошибочно включены в гл. 7, которая посвящена судебной власти.

Ошибочной является и распространенная характеристика ряда министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы и т.д.) в качестве «силовых органов». При этом имеется в виду то обстоятельство, что в компетенцию соответствующих государственных органов входит и правомочие по применению определенных законом мер принуждения и управлению соответствующими контингентами вооруженных лиц (армия, внутренние войска, войска пограничной службы, вооруженная охрана тюрем, лагерей и т.д.).

Информация о работе Основные функции государства