Основные функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор понятия и сущности государства, а далее, во второй главе дается подробное описание функций государства.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Оглавление

Введение
Глава1. Сущность государства
Определение понятия государства, сущность и назначение государства
Понятие и классификация функций государства
Глава2. Основные функции государства
2.1. Функции и механизмы государства
2.2. Формы и методы осуществления функций государства
2.3. Основные социально-экономические функции государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая_Основные функции государства.docx

— 69.20 Кб (Скачать)

Но правомочие того или иного государственного органа по управлению — в надлежащем правовом порядке — так называемыми «силовыми структурами» (армией, внутренними войсками и т.д.) вовсе не означает, будто сам этот управленческий орган (его подразделения и должностные лица) является «силовым». Свойства управляемого объекта нельзя превращать в характеристики управляющего субъекта. Источником повышенной опасности является транспортное средство, а не лицо, управляющее им. Музейные шедевры не делают директора музея «шедевральным».

Аппаратно-жаргонная характеристика некоторых государственных органов в качестве «силовых ведомств», «силовых структур» и т.д. противоречит правовой природе государства и его органов, не соответствует содержанию и смыслу их управленческой компетенции, их месту и роли в системе органов государственной власти.

Даже государство в целом, обладающее суверенной властью, является не «силовой структурой», не «силовой организацией», а правовой организацией публичной власти. В государстве (в любом государстве, а не только в современном правовом государстве) сила связана правом: посредством права (правовой формы регламентации, ограничения и обуздания физической силы людей) сила преобразована во власть, а насилие — в урегулированное и установленное правом (в виде правовой санкции) государственно-властное принуждение. Монополия государства на силу и ее применение правомерна лишь в рамках правопорядка и в форме правоприменительного процесса. Любое непосредственное — в нарушение права и правопорядка (внутреннего и международного) — применение силы (частными лицами, общественными объединениями, государством, его органами, должностными лицами и т.д.) — это преступное насилие. Преступлением является и создание разного рода негосударственных силовых формирований.

Основная юридическая особенность органов, обычно называемых «силовыми», состоит в их правомочии применять соответствующие (предусмотренные в законе) меры государственно-правового принуждения. Поэтому было бы правильно именовать их не «силовыми органами», а правопринудительными органами (органами правового, государственно-правового или властно-правового принуждения).

Сами же вооруженные формирования (армия, внутренние войска и т.д.) — это объекты не только ведомственного управления, но прежде всего и главным образом общегосударственного ведения и руководства. Общегосударственное руководство такими вооруженными формированиями — один из существенных критериев наличия государственно-правового строя и суверенитета государства, его способности вести контролируемую, самостоятельную и независимую внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому именно высшие государственные органы (глава государства, правительство, парламент) во всех государствах наделяются верховными (суверенными) государ-ственно-властными правомочиями в области организации и руководства вооруженными силами.

Так, в Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 80, 83, 87, 88), Президент Российской Федерации как глава государства является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, утверждает военную доктрину Российской Федерации, имеет право в соответствующих случаях ввести военное положение и чрезвычайное положение. Рядом верховных правомочий в данной сфере обладают и другие высшие органы государства. Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы о военном положении и о чрезвычайном положении, а также федеральные законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации. К ведению Совета Федерации Федерального Собрания относятся, в частности: утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (ст. 102). Правительство Российской Федерации, по Конституции (ст. 114), осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, законности, охране общественного порядка и т.д.

В целом ряде современных развитых правовых государств, по сложившейся традиции, государственные органы, именуемые у нас «силовыми», возглавляются не военными, а гражданскими лицами, нередко — женщинами. Наблюдается тенденция к демилитаризациитакже и управленческого аппарата соответствующих государственных органов. Подобная государственно-правовая практика направлена на преодоление ведомственности и кастовой закрытости в деятельности этих органов, усиление их ответственности перед обществом,укрепление общеправовых, общегосударственных начал в организации и управлении вооруженными силами страны.

Механизм (аппарат) государства — это не самоцель, а организационная форма и средство реализации суверенной государственной власти в соответствии с требованиями правопорядка и законности. От качества работы этого аппарата, уровня его демократичности и компетентности, от его готовности и способности защитить и удовлетворить права и законные интересы простых людей в существенной степени зависят реальное положение дел в стране и благосостояние народа, мера доверия отдельных лиц и общества в целом к государству.

Государственному аппарату повсеместно присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами.

Отмеченные недостатки присущи и формирующемуся в России постсоветскому государственному аппарату. Традиционные пороки бюрократизма и корпоративизма, игнорирования права и пренебрежения интересами граждан и т.д. сочетаются в нем пока что с явной неспособностью справиться хотя бы на минимально приемлемом уровне со своими прямыми обязанностями — с надлежащим осуществлением основных функций государственной власти в режиме правовой законности и правопорядка. Особенно отчетливо это проявляется в сфере правозащитной функции государства, о чем свидетельствуют бездействие многих положений Конституции и текущего законодательства, нарушения прав и свобод человека и гражданина, бурный рост преступности, коррумпированность государственного аппарата, практика сращивания различных его звеньев с организованной преступностью и т.д.

Основными формами и направлениями борьбы против этих традиционных и новых пороков государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государственного механизма; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для государственного аппарата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан и их общественных объединений за свои права и законные интересы; постоянное совершенствование форм и методов общественного и государственного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

2.2. Формы и методы осуществления функций государства

 

 

     Реализация  функций осуществляется в определенных формах (чаще в правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.    

 Сущность государства, которая проявляется в его  функциях (в его функциональной  деятельности), состоит в том, что  государство — это правовая, суверенная  организация публичной власти свободных людей. В этом смысле можно сказать, что правомерна только функциональная деятельность государства, т.е. такая деятельность государства, которая порождается его природой и соответствует его сущности. Действия же государства, его отдельных органов и должностных лиц, выходящие за рамки его сущностно обусловленных функций, т.е. все нефункциональные действия государственной власти, носят неправомерный и негосударственный характер.    

 Государство выполняет  свои функции в присущих ему  формах и применяет в своей  деятельности различные методы.    

 Формы осуществления  функций государства делятся  на: правовые иорганизационные.     

 К организационным формам относятся:  

 ♦ организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных  структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);  

 ♦ организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);  

 ♦ организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь  изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).    

 К правовым формам реализации функций государства относятся: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная.  

• Правотворческая форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов.  

• Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм исполнительно-распорядительными органами (издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.).   

• Правоохранительная форма выражается в правоприменительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).     

 Методы осуществления  функций государства достаточно многообразны.    

 При выполнении какой  либо функции государство использует  соответствующие этой функции  методы. Например, при выполнении правоохранительной функции государство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т.д.    

 Для правоустановительной функции форма реализации — деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.),    

 Государство так  же невозможно без права, как  и право — без государства. Поэтому по своему внутреннему смыслу правоустановительная функция — это одновременно и государствоустановительная функция. Конституирование государства означает его правовое оформление, т.е. определение правового положения людей и власти в условиях государственно-организованной жизни.    

 Для правореализаторской функции форма реализации — деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государстве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право было подлинно действующим правом.     

 Вся деятельность  государства (всех его органов  и должностных лиц) носит характер  правореализующих действий. Сама правоустановительная деятельность (законодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распорядительная и правозащитная деятельность государства.     

 Для правозащитной функции формой реализации служит деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.    

 Важным аспектом  правозащитной деятельности является борьба с правонаруше-ниями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.    

 Осуществление правозащитной  функции — одна из главных  обязанностей государства. Согласно  Конституции Российской Федерации (ст. 2) "признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека  — обязанность государства".    

 Следует иметь в  виду, что государство может осуществлять  свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т. е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, однако, это несвойственно.     

 Из числа неправовых  следует выделить:  

≈ экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.),  

≈ политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.),   

≈ идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.),   

≈ организационные (планирование, программирование, контроль и др.). Важно, что неправовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Основные социально-экономические функции государства

Экономическими функциями государства являются: хозяйственно-организаторская; охрана и дальнейшее развитие государственной собственности; культурно-социальная; укрепление экономического сотрудничества со странами, входящими в социалистический лагерь, и развитие экономических отношений с капиталистическими странами на основе государственной монополии внешней торговли, валютных и других международных экономических отношений.

Информация о работе Основные функции государства