Организация внешнеэкономической сделки с применением франчайзинга на примере предприятия фаст-фуда McDonalds

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Coca-Cola", "Nike", "Xerox", "Shell", и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.

Оглавление

Введение
Особенности франчайзинга во ВЭД
Виды франчайзинга
История развития франчайзинга в России
Современное состояние франчайзинга в России
Анализ проблем франчайзинга в России
Решение проблем франчайзинга в России
«McDonalds», как пример франшизы
Франчайзинговое предложение от компании «McDonalds
Заключение
Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

Оргтехника ВЭО.docx

— 120.87 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФБГОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ МИРОВАЯ  ЭКОНОМИКА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО Организации и технике  внешнеэкономических операций

 

НА ТЕМУ:

Организация внешнеэкономической  сделки с применением франчайзинга (на примере предприятия фаст-фуда McDonalds)

 

 

 

                                                                               

                                                                                                             

Исполнитель: Студент Финансового Факультета

Специальность Мировая Экономика 4 курс 1 группа

Морозов Константин Викторович

                                                                                                

Екатеринбург 2012

Содержание

Введение

Особенности франчайзинга во ВЭД

Виды  франчайзинга

История развития франчайзинга в России

Современное состояние франчайзинга в России

Анализ  проблем франчайзинга в России

Решение проблем франчайзинга в России

 «McDonalds», как пример франшизы

Франчайзинговое предложение от компании «McDonalds

Заключение

Список  использованной литературы и источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными  знаками таких фирм как "Coca-Cola", "Nike", "Xerox", "Shell", и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.

 Если обратиться с  вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 30% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. Те, кто знаком с франчайзингом, несомненно, удивятся, узнав, что в США фактически каждое второе предприятие малого бизнеса работает по договору франчайзинга.

Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин “франшиза” в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля. На данный момент франчайзинг характеризуют, как организацию бизнеса, в которой компания (франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы) передает независимому человеку или компании (франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора) право на продажу продукта и услуг этой компании.

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты  франчайзинга

1.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия

У торговых компаний, также  как и у владельцев любого другого  бизнеса, есть несколько возможностей обеспечить развитие. У торговых компаний так же как и у владельцев любого другого бизнеса, есть несколько возможностей обеспечить развитие. Все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны и в той или иной степени используются в практике управления компаниями, особенно при необходимости быстрого развития бизнеса. Во-первых, это развитие сети путем создания собственных предприятий на новых территориях. Данный способ требует длительного времени и существенных инвестиций. Во-вторых, возможна покупка уже существующих предприятий и даже целых компаний (слияния и поглощения). Это также требует больших финансовых средств и, кроме того, влечет за собой приобретение репутации, долговых обязательств и т.д. поглощаемых объектов и их ребрендинга. Третьим вариантом развития бизнеса является франчайзинг, позволяющий без больших инвестиций в развитие собственной сети в течение небольшого времени расширять масштабы торговых операций с минимальными затратами и рисками.

Франчайзинг (от фр. franchise – «льгота», «вольность») – система взаимоотношений, которая заключается в возмездной передаче одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) товарного знака, технологии и другой коммерческой информации, использование которой будет способствовать росту франчайзи и надежному закреплению на рынке. При этом франчайзер обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

В основе построения системы  франчайзинга лежит соглашение (договор), в соответствии с которым одно лицо (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) в обмен на вознаграждение право использовать принадлежащие франчайзеру права на интеллектуальную собственность (товарные знаки, технологии и т.д.). И франчайзерами, и франчайзи являются зарегистрированные в соответствии с правом той или иной страны субъекты рынка.

Франчайзер (правообладатель) – предприниматель, с успехом проверивший действие определенной формулы организации бизнеса (производства, торговли, сервиса и др.) и сделавший вывод, что успех можно воспроизводить и в дальнейшем, иными словами, тиражировать. Франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Он предлагает продать партнеру (франчайзи) право на использование своей тогрговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров.

Франчайзи (пользователь) – юридическое лицо, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутации на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером. За пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи. 

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.

Любой вид бизнеса можно  превратить во франшизу. Международная  Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Для того, чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзора франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзором.

Можно разными способами  получить разрешение, чтобы стать  франчайзи, наиболее распространенными способами являются:

1. Прямой франчайзинг.

Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзоры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

2. Мастер франшиза.

Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.

 

 

1.2 Виды франчайзинга

Существуют  шесть видов  франчайзинга:

1. Товарный франчайзинг.

2. Производственный франчайзинг.

3. Деловой франчайзинг.

4. Корпоративный франчайзинг.

5. Конверсионный франчайзинг.

6. Районный франчайзинг.

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Виды франчайзинга

Вид

Содержание

1.Товарный франчайзинг

Взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере торговли, при которых франшизодатель передаёт, а владелец франшизы получает эксклюзивное право ограниченное конкретной территорией, на реализацию под торговым знаком франшизодателя выпускаемой им продукции. Товарный франчайзинг повсеместно используется для сбыта бензина, автомобильных товаров, сельскохозяйственного оборудования.

2. Производственный франчайзинг

Отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают право франшизополучателю на производство, сбыт под торговым знаком франшизодателя продукции с использованием представленного им сырья, материалов или технологий. Классический представитель – компания «Дока-Пицца», поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательным условием является обязательный контроль качества со стороны франчайзи.

3. Деловой франчайзинг

Взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франчазоплучатель создаёт и развивает бизнес по модели и при участии франчазодателя с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства. Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора. Первый пример в нашей стране – ресторан Мак Дональдс в Москве.

4. Корпоративный франчайзинг

Современная форма организации  франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наёмных менеджеров.

5. Конверсионный франчайзинг

Способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франчазодателя.

6. Районный франчайзинг

Форма организации франшизного бизнеса, при которой франчазополучатель получает право на освоение определённого района, то есть создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.


В настоящее время в  зависимости от размеров первоначального  капитала франшизы бизнес - формата  делят на следующие основные подгруппы:

- франшиза - рабочее место  — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;

- франшиза-предприятие —  коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;

- инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.

Хотя существует много  вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д.

Приемущества и недостатки франчайзинга представлены в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Преимущества и  недостатки франчайзига

Франчайзинг

 

 

Для франчайзеров

Для франчайзи

Преимущества

1. Увеличение сбыта продукции  и получение от этого дополнительного  дохода.

2. Возможность сбыта на  удаленных территориях. 

3. Увеличение доли рынка. 

4. Более быстрое продвижение  на рынке без прямых инвестиций  или издержек, связанных с инфраструктурой.

5. Приобретение новых  идей от партнеров по улучшению  системы.

6. Возможность более быстрого  вывода на рынок модифицированных  и новых товаров/услуг/работ, преимущества  в их продвижении и распределении.

7. Системное знание рынка,  позволяющее работать на перспективу.

8. дополнительный доход  от выплат  роялти.

1. Использование марки,  завоевавшей популярность у потребителей  и репутацию. 

2. Сохранение юридической  самостоятельности. 

3. Вступление в апробированную бизнес-систему и использование ее конкурентных преимуществ.

4. Готовая маркетинговая  стратегия. 

5. Экономия ресурсов на  обучение персонала, изучение, становление  бизнеса, маркетинга, рекламу, поиск  поставщиков и т.д. 

6. Доступность инноваций  и новых технологий.

Поддержка со стороны опытного партнера

Недостатки

1. Угроза для репутации  в случае невыполнения франчайзи инструкций стандартов и других необходимых условий.

2. Сокрытие франчайзи важной информации или предоставление неверной информации, дающей ложное представление о рынке.

3. Риск утраты конкурентных  преимуществ, связанный с раскрытием  франчайзи конфиденциальной информации.

4.Незакнонное использование  франчайзи и третьими лицами прав франчайзера, связанное с недобросовестностью субъектов рынка и несвоевременным информированием франчайзера о нарушении его прав.

5. Использование франчайзи марки и фирменного стиля франчайзера после расторжения договора.

6. Отказ выплаты роялти.

7. Несоблюдение договорных  условий.

1. Слабая проработка рынка  франчайзером и несоответствие продукта интересам рынка.

2. Ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию.

3. Неэффективное развитие  территории (несоблюдение закона  о конкуренции, в результате  чего предприятия франчайзи находятся слишком близко друг к другу и т.д.).

4. Чрезмерное ограничение  деятельности франчайзи.

5. Жесткие условия контракта  и отсутствие гибкости, не позволяющие  своевременно учесть происходящие  изменения.

6. Досрочное прекращение  франчайзером договора при отсутствии серьезных нарушений со стороны франчайзи.

Информация о работе Организация внешнеэкономической сделки с применением франчайзинга на примере предприятия фаст-фуда McDonalds