Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:29, курсовая работа
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Coca-Cola", "Nike", "Xerox", "Shell", и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.
Введение
Особенности франчайзинга во ВЭД
Виды франчайзинга
История развития франчайзинга в России
Современное состояние франчайзинга в России
Анализ проблем франчайзинга в России
Решение проблем франчайзинга в России
«McDonalds», как пример франшизы
Франчайзинговое предложение от компании «McDonalds
Заключение
Список использованной литературы и источников
Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование, как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга. Не все предприниматели знают о франчайзинге и, соответственно, не могут воспользоваться его преимуществами на своем предприятии. Отсутствие достаточных знаний о франчайзинге, его применение и особенностях часто препятствует взаимопониманию франчайзера и франчайзи.
Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, – это отсутствие собственного отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях.
Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. В сознании у российских предпринимателей еще не утвердилось понятие неприкосновенности чужой интеллектуальной собственности, которая является составной частью франчайзинга. [8]
Естественно, что рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием “франчайзинг”. Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию “франчайзинг”. Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку “обходных” правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.
Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.
2.4 Решение проблем франчайзинга в России
2.4.1 Для решения экономических проблем необходимо:
2.4.2 Для решения организационно-правовых проблем необходимо:
2.4.3 Для решения социально-психологических проблем франчайзинга необходимо:
Решение образовательных проблем франчайзинга, вызванных слабой подготовкой предпринимателей в этой области, связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.
Взаимосвязь экономических,
организационно-правовых, социально-психологических
и образовательных проблем
3 «McDonalds», как пример франшизы
3.1 История возникновения «
В конце сороковых годов Дик и Мак Макдоналд искали пути усовершенствования своего небольшого ресторана для автомобилистов в Сан Бернардино, в Калифорнии. Вместо того чтобы попытаться просто немного изменить свой бизнес, который и так позволял им зарабатывать приличные суммы – 200 000 долларов в год, они изобрели абсолютно новую концепцию, основанную на быстром обслуживании, низких ценах и большом объеме. Они перешли на самообслуживание на прилавке, отказавшись от меню для барбекю из 25 блюд в пользу ограниченного меню всего из 9 наименований: гамбургер, чизбургер, три вида прохладительных напитков, молоко, кофе, картофельные чипсы и пирожки, к которым вскоре после возобновления работы ресторана прибавились картофель-фри и молочные коктейли. Они переделали кухню, где все оборудование было выполнено из нержавеющей стали и рассчитано на массовое производство и скорость как на сборочных линиях. Кроме того, они резко снизили и без того конкурентоспособную цену на гамбургеры с 30 до 15 центов. Молва об их успехе быстро распространилась, и после опубликования статьи об их ресторане в журнале American Restaurant Magazine в 1952 году они стали получать по 300 запросов в месяц со всех уголков страны. Их первым лицензиатом был Нейл Фокс, и братья решили, что его ресторан для автолюбителей в Фонексе, штат Аризона, будет опытным образцом сети, которую они хотели создать. Здание, облицованное красно-белой плиткой, с наклонной крышей и золотыми арками по бокам стало моделью для первой «волны» ресторанов «McDonalds», появившихся в стране, и бессменным символом индустрии. Всего за тысячу долларов лицензиаты получали название «McDonalds», принципиальное описание системы скоростного обслуживания, могли в течение одной - двух недель пользоваться услугами Арта Бендера, первого работника братьев на прилавке в новом ресторане, который помогал лицензиатам начать работу. Но вот в 1954 году коммивояжер по продаже машин для приготовления молочных коктейлей Рей Крок увидел своими глазами ресторан братьев Макдоналд. Индустрия ресторанов быстрого обслуживания была готова к старту. Братья Макдоналд не хотели лично контролировать расширение бизнеса по их концепции во всей стране, поэтому Рей Крок стал их исключительным агентом по френчайзингу. Великий коммивояжер нашел свой конечный продукт. 2 марта 1955 года Крок основал новую френчайзинговую компанию под названием «McDonalds System Inc.». 15 апреля 1955 года его ресторан «McDonalds» открылся в городе Дез- Пленз, штат Иллинойс, с помощью Арта Бендера, который предоставил посетителям первый гамбургер братьев Макдоналд, а теперь первый гамбургер «McDonalds» Рея Крока. После этого Бендер открыл первый лицензионный ресторан «McDonalds» Крока в калифорнийском городе Фресно и ушел на пенсию, будучи владельцем семи ресторанов. Мечты Рея Крока о росте компании в Соединенных Штатах осуществились полностью, но история еще только начиналась. «McDonalds» начал завоевывать мир. Пока специалисты удивлялись быстрому развитию в США сети по продаже гамбургеров, наша компания готовила им очередной сюрприз в виде расширения системы за пределы США.
3.2 «McDonalds» в Москве
29 апреля
1988 года в Москве был подписан
договор о создании
Уставный фонд будущего совместного предприятия составлял 14,952 млн рублей.
Планировалось, что всего в Москве число предприятий общественного питания "McDonalds" будет доведено до 20. 3 мая 1989 года было начато строительство первого ресторана "McDonalds" на Пушкинской площади в Москве, а 31 января 1990 года состоялось его открытие. На рассвете 31 января 1990 года свыше 5 тысяч человек собрались перед рестораном, ожидая открытия. В первый день работы ресторан McDonalds на Пушкинской площади обслужил более 30 тысяч посетителей, установив мировой рекорд первого рабочего дня в истории "McDonalds". Ранее мировой рекорд принадлежал будапештскому ресторану - 9 тысяч 100 посетителей.Первое предприятие быстрого обслуживания имело 700-900 мест внутри здания и еще 200 - на летней открытой площадке. В 1995 году был создан Благотворительный Фонд "Дом Роналда Макдоналда", который оказывает помощь нуждающимся детям. Сегодня в России работают 218 ресторанов McDonalds, которые ежедневно обслуживают более 600 тысяч посетителей.
3.3 Франчайзинговое предложение от компании «McDonalds»
Работа по франчайзингу – один из факторов, сделавших «Макдональдс» номером один в мире. Так, в США более 80% ресторанов сети работают по франшизе, в странах Европы – около 50%. Можно сказать, что франшиза и McDonald’s – это синонимы в мире. Стратегия компании предусматривает наличие ее ресторанов везде, где они нужны клиентам. По собственным оценкам компании, «Макдональдс» в России занимает в общепите долю в 5-6%. Даже при немалых вложениях на открытие каждого заведения сети в размере 1-2 млн. долл., эти затраты окупаются за год. Ведь в нашей стране «Макдональдс» до сих пор считают ресторанами, и так как его продукцию едят у нас (при этом непременно ругая), так больше не едят нигде в мире. Очевидно, что пока необходимость в продаже франшиз у «Макдональдса» отсутствует. Зачем с кем-то делить прибыль! Когда рынок в определенной степени насытится и определенную долю на нем завоюют сильные конкуренты, к примеру, Burger King, тогда что-то изменится, и можно будет небольшому ресторатору из небольшого провинциального города, открыть золотую жилу под двумя золотыми арками на вывеске. Хотя нет, к тому времени уже не такую золотую.
Заключение
В заключение всего выше изложенного можно сказать, что решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.
Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.
Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение: Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза). Первая сторона - франчайзер. Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Вторая сторона - франчайзи. Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.
Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:
1. Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет право франчайзи: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.
2. Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.
3. Отчисление в централизованный рекламный фонд.
4. Дополнительные
платежи, направленные на
Выше уже говорилось о том, что франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения: