Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:29, курсовая работа
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Coca-Cola", "Nike", "Xerox", "Shell", и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.
Введение
Особенности франчайзинга во ВЭД
Виды франчайзинга
История развития франчайзинга в России
Современное состояние франчайзинга в России
Анализ проблем франчайзинга в России
Решение проблем франчайзинга в России
«McDonalds», как пример франшизы
Франчайзинговое предложение от компании «McDonalds
Заключение
Список использованной литературы и источников
Несмотря на все риски, франчайзинг в России развивается очень быстрыми темпами, т.к. в целом система франчайзинга может быть применена к любому виду бизнеса. Но это не значит, что любой бизнес будет успешно работать по франчайзиноговой схеме. Несмотря на стремительное развитие данного направления бизнеса в России существует масса проблем: экономическая нестабильность, отсутствие понятия «договор франчайзинга» в российском законодательстве, сложность получения банковского кредита и т.д.[8]. Более подробно проблемы франчайзинга в России рассмотрены ниже.
2 Развитие франчайзинга в России
2.1 История развития франчайзинга в России
В бизнес-терминологию России термин "франчайзинг" был введен около 13 лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на российском рынке, потерпело крах.
В России франчайзинг начал активно развиваться в середине 90-х годов. На российский рынок пришли и развиваются ряд известных западных франшизных систем: Alphagraphics, Baskin Robbins, Kodak, Subway, Xerox, Nike и др. Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как "Ростикс", "1С", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др. [6]
Первый договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между компанией “Colgate-Palmolive” США (правообладатель) и АО “ Colgate-Palmolive ” РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау. Однако фактически пионером российского франчайзинга стал бизнесмен Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: "Дока-Хлеб" и "Дока-Пицца". Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и даже стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга. [5]
С 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года – количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год - появилось 29 новых франшиз. Количество франшизных систем в России в период с 1995 года по 2009 год представлен на рисунке 1. [2]
Рисунок 1 – Количество франшизных систем в России в период с 2005-2009 гг.
И они свидетельствуют, что среди франшизных предприятий только 14% франчайзинговых компаний в течение первых 5-ти лет закрываются по различным причинам, в то время как около 85% обычных малых предприятий прекращают свое существование. То есть из 7-ми открывшихся по методу франчайзинга предприятий, только 1 закрывается за 5 лет. Из 7 обычных предприятий за тот же период закрываются 6. Именно поэтому при поиске заемных средств в кредитных организациях франшизные компании получают преимущество. Сравнительная характеристика представлена на рисунке 2. [7]
Рисунок 2 – Сравнительная характеристика малого бизнеса и фрачайзи
2.2 Современное состояние франчайзинга в России
По данным, озвученным на второй Конференции по ритейл-франчайзингу ShopAndMall.Ru, в России насчитывается 485 франчайзеров и более 20 тысяч франчайзинговых точек. По этим показателям наша страна едва опережает Грецию, население которой более чем в 10 раз меньше. Страной-лидером во франчайзинге является США (порядка 750 тыс. франчайзинговых предприятий), также в тройке лидеров Китай и Австралия. Между тем Россия опережает другие страны по темпам прироста франчайзинговых точек – за последние три года прирост составил 98% .
На настоящий момента качественная и количественная характеристика франчайзинга в России такова: больше половины (56,5 %) франчайзинговых систем в стране работают уже более 5 лет, 43,5% - это более молодые франшизы. Процентное соотношение франчайзиноговых систем в России по количеству лет работы в 2010 году представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 - Процентное соотношение франчайзиноговых систем в России по количеству лет работы, 2010 год
Доля рынка, занимаемая отечественными брендами - 62%, зарубежными – 38% . Распределение франшиз между отечественными и зарубежными брендами в 2010 году представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 - Распределение франшиз между отечественными и зарубежными брендами, 2010 год
Набольшее развитие получают системы с минимальными вложениями на открытие точки (от 1 до 5 миллионов рублей). [1]
Применительно к российскому рынку можно выделить следующие 4 наиболее крупных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг, представлена в таблице 3:
Таблица 3 – Удельный вес видов деятельности франчайзинговых систем в 2008 г.
Вид деятельности |
Доля рынка |
Торговля (непродтовары) |
52% |
Торговля (продукты) |
4% |
Общественное питание |
13% |
Услуги |
24% |
Прочие |
7% |
На риснуке 5 представлен удельный вес каждого вида деятельности на российском рынке.
Рисунок 5 – Структура рынка франшиз в России, 2008 год
Наибольшую долю на рынке франшиз в России занимает торговля непродовльственными товарами – 52%. Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в России представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Структура
рынка франшиз в секторе
Структура рынка франшиз в сфере услуг в России представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 - Структура рынка франшиз в сфере услуг в России, 2008 год
Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и т.д. Персональные услуги включают в себя парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры и т.д. [3]
Перспективы развития франчайзинга в России положительны, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Но не стоит забывать и о проблемах, существующих во франчвйзинге.
2.3 Анализ проблем франчайзинга в России
Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на российском рынке товаров и услуг. Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса. Основная роль по выполнению вышеперечисленных функций принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ - Российская ассоциация развития франчайзинга) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ - Российская ассоциация франчайзинга), которые регулярно проводят конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в России.
Для состоявшихся компаний франчайзинг - хороший способ завоевания рынка. Предприятие одновременно увеличивает зону распространения бренда и рынок сбыта своей продукции. Во многих странах франчайзинг - особая статья заботы властей. Данные, проводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса. [10]
Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только одного безусловного лидера среди федеральных округов, где франчайзинг используется достаточно широко – это Центральный федеральный округ. Применения франчайзинга в данном округе неразрывно связно с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке. Распределение франшиз в России по федеральным округам представлено на рисунке 8:
Рисунок 8 - Структура франшиз в России по Федеральным округам, 2008 год
Решение многих экономических
проблем современной России требует
новых экономических
2.3.1 Экономические проблемы.
Франчайзинг – экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.
К данным проблемам можно отнести:
Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной. Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Если предприниматель, развивающий бизнес на Западе, может четко представить перспективу своей деятельности и ее показатели на ближайший десяток лет, то в нашей стране предприниматель вынужден постоянно сомневаться в стабильности и остерегаться нововведений. [8]
Вторая серьезная проблема для российского предпринимателя – сложность получения банковского кредита. Если за рубежом ставки по кредитам для франчайзи могут быть ниже 7% (Индия, Великобритания, Австрия, Испания) и даже ниже 4% - во Франции, то в России – единственный аналог таким кредитам - кредитные программы для малого бизнеса, ставки по которым не ниже 18%. [11]
Несовершенство
Наиболее близким к договору франчайзинга в нашем законодательстве является договор коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ). В нем утверждается, что “коммерческая концессия” является синонимом франчайзинга. Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать:
В сложившейся ситуации российским предпринимателям приходится оформлять сотрудничество по франчайзингу с помощью других договоров: простого товарищества, комиссии, поручения, агентских, договоров поставки, возмездного оказания услуг и т.д. [8]
2.3.3 Социально-психологические проблемы: