Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:27, реферат
В данной курсовой работе мы исследуем частный случай несовершенной
конкуренции, так называемую олигополию.
Сущность олигополистического рынка заключается в том, что на нем действуют
несколько поставщиков, причем любой из них имеет возможность существенно
повлиять на прибыли остальных конкурентов. То есть между олигополистическими
фирмами существует зависимость особого рода. Цель нашего анализа заключается
в исследовании ее воздействия на поведение фирм и анализе роли
государственной политики на олигополистическом рынке.
Введение.
Основная часть.
1. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка.
2. Модели олигополии.
2.1. Модель Курно.
2.2. Ценовая конкуренция и «ценовые» войны.
2.3. Тайный сговор и картели.
2.4. Лидерство в ценах.
2.5. Ценовая накидка.
2.6. Теория игр.
3. Реклама при олигополии.
4. Последствия олигополии.
Заключение.
Список литературы.
бизнеса в данной сфере деятельности: ее менеджеры не обладают навыками
управления фирмой;
не хватает квалифицированной
получения банковского кредита; слабее связи с поставщиками; отсутствует
доступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые фирмы смогут со
временем преодолеть трудности, однако - не все из них. Неопределенность
ослабляет стимулы для вступления на рынок и уменьшает число потенциальных
конкурентов.
Рисунок 3
Между тем сама угроза появления конкурентов меняет поведение фирмы-олигополиста.
Если бы старая фирма не боялась потерять свою долю рынка, она, для того чтобы
увеличить прибыль, могла бы установить цену на уровне Ро и
производить Qо. Однако она устанавливает цену на уровне не выше Р
1, поскольку при такой цене потенциальный конкурент будет не в состоянии
покрыть свои издержки и откажется от вступления в отрасль. Старая же фирма и
при такой цене будет получать прибыль. Цена Р1 часто называется
предельной ценой.
Такое поведение фирмы-
высокий уровень рыночной концентрации отрасли.
Чтобы фирма могла достичь наиболее эффективных для данного вида деятельности
размеров, часто требуется значительный объем капитала. Потенциальному
участнику рынка в авиационной, автомобильной, химической, нефтедобывающей
промышленности и во многих других отраслях требуются миллиарды рублей, чтобы
начать дело. Несомненно, это является важным барьером на пути уменьшения
рыночной концентрации в данных секторах экономики.
Существуют и другие барьеры на пути потенциальных конкурентов:
ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компаний и
лицензировании того или иного вида деятельности;
высокие затраты на рекламу;
сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего
обслуживания.
Все эти барьеры затрудняют вступление новых производителей на рынок и
поддерживают высокий уровень концентрации.
Рыночная власть фирм-олигополистов. Большая доля в выпуске продукции
обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком.
Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние
на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск
продукции, это приведет к повышению цен на рынке. Летом 1998 г. АвтоВАЗ
воспользовался этим обстоятельством: он перешел на работу в одну смену, что
привело к рассасыванию
непроданных запасов
поднять цены. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику,
то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает
монополия.
2. Модели олигополии
Прежде всего, обратим внимание на огромную роль, которую играет при
определении рыночного поведения олигополиста субъективный фактор – характер
взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит
уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение
субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и
отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество
фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются
учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом
рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов
непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в
целом.
Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке
позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда
на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная
особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно,
прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но от
решений фирмы-конкурента, также заинтересованной в максимизации своей
прибыли. Процесс принятия решения на олигополистическом рынке напоминает
домашний анализ отложенной шахматной партии, где игрок ищет самые сильные
ответы на возможные варианты хода своего противника.
2.1. Модель Курно
Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать
универсальной, тем не менее, общую логику поведения фирм на этом рынке они
объясняют. Первая модель дуополии была предложена французским экономистом
Огюстеном Курно еще в 1938 г.
Его модель основывалась на следующих предпосылках:
на рынке присутствуют только две фирмы;
каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства
конкурента постоянными.
Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма
X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос,
в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет
делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные
варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.
Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой
Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 4 показано, как
сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если
Y начнет расширять
продажу. Цена и объем
X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут
снижаться соответственно от
до ,
и от до
, .
Рисунок 4. Модель Курно
Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении
производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные
издержки.
Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный
график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в
зависимости от действий, предпринятых фирмой X.
Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг
друга. На рис. 5 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в
производстве фирмы Y, а кривая Y— соответственно наоборот. Равновесие
наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке
предположения фирм совпадают с их реальными действиями.
Рисунок 5. Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга
В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается,
что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом.
Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского
спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем
производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно
снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не
охватываются моделью Курно.
2.2. Ценовая конкуренция и ценовые «войны»
В условиях ограниченного
числа поставщиков
можно описать двояким образом. Повышение или понижение цены на товар одним из
товаропроизводителей вызывает адекватную реакцию конкурентов. В данном случае
действия конкурентов нейтрализуют преимущество в цене, которого пытался
добиться один из хозяйственных субъектов. В результате между конкурентами
фактически не происходит перераспределение общих объёмов продаж, каждый из
конкурентов не ощущает потери своих покупателей. Если и происходит отток или
приток покупателей, то это ощущает отрасль в целом под воздействием понижения
или повышения
цен всеми
динамики цен покупатели будут искать способы удовлетворения своих
потребностей путем расширения объема закупок товаров в данной отрасли или в
других отраслях.
В реальной действительности в зависимости от конкретно складывающихся
обстоятельств
поведение конкурентов в
одного из олигополистов может быть весьма разнообразным. Однако наиболее
достоверной реакцией можно считать то, что понижение цены кем-либо из
конкурентов вызовет стремление у остальных выровнять свои цены, т.е. понизить
их с целью не допустить расширения рынка продаж конкурента-инициатора. В то
же время повышения цен одним из товаропроизводителей, как правило, оставляют
без внимания. Такое игнорирование повышения цен со стороны конкурентов
связано с надеждой увеличить свои доли в общем объеме продаж за счет того из
олигополистов, который рискнул поднять цену на свой продукт. Для наглядности
обратимся к рисунку 6, на котором показаны кривые спроса олигополиста.
Рисунок 6. Ломаная кривая спроса олигополиста
Если представить, что кривая спроса
выражает положение олигополиста в условиях, когда его конкуренты выравнивают
свои цены по его ценам, а кривая спроса
соответствует игнорированию конкурентами изменения цен этим олигополистом, то
можно сделать вывод о наличии кривой спроса
у олигополиста в условиях ценовой конкуренции. Такого рода заключение вытекает
из неоднозначной реакции конкурентов на повышение или понижение цен одним из
олигополистов. В случае установления цены и объема выпуска, соответствующих
точке А, положение предприятия характеризуется равновесным состоянием. Однако
если предприятие примет решение о повышении цены на свою продукцию, а его