Олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 04:15, курсовая работа

Краткое описание

Представленная работа посвящена теме "Поведение фирмы в условиях олигополии".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Поведение фирмы в условиях олигополии" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Поведение фирмы в условиях олигополии". Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Поведение фирмы в условиях олигополии". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Поведение фирмы в условиях олигополии" определяют несомненную новизну данного исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3-5
1.Олигополия и её характерные особенности
1.1. Олигополия как современная рыночная структура....................5-7
1.2 Теория олигополистического ценообразования…………………8-11
1.3 Модели поведения фирм в условиях олигополии………………12-18
1.4 Реклама при олигополии……………………………………………………………19-20
2. Олигополия на практике
2.1 Последствия олигополии………………………………............21-22
2.2 Олигополия на российском рынке……………………………....23-25
Заключение…………………………………………………………….26-27
Список использованной литературы………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике.docx

— 51.63 Кб (Скачать)

                          Федеральное агентство по образованию РФ

                                            ГОУ ВПО «СПБГУНиПТ» 

            Кафедра экономической теории и экономической политики 
 
 

                     «Поведение фирмы в условиях олигополии»

                                         Курсовая работа

                                      По микроэкономике

                                            Беляевой М.А.

     Студента 1-го курса заочного отделения ФЭиЭМ

    Зачетная книжка № 491186

    Вариант №16 
 
 
 

                                                                  Санкт-Петербург

                                                             2010

                                         

                                        Содержание: 

Введение…………………………………………………………………3-5

1.Олигополия и её  характерные особенности

   1.1.  Олигополия  как современная рыночная структура....................5-7

           1.2 Теория олигополистического ценообразования…………………8-11           

           1.3 Модели поведения фирм в  условиях олигополии………………12-18

           1.4 Реклама при олигополии……………………………………………………………19-20

2. Олигополия  на практике

  2.1 Последствия олигополии………………………………............21-22

  2.2 Олигополия на российском рынке……………………………....23-25 
Заключение…………………………………………………………….26-27 
Список использованной литературы………………………………...28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение

Представленная  работа посвящена теме "Поведение  фирмы в условиях олигополии". 
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. 
Тема "Поведение фирмы в условиях олигополии" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Поведение фирмы в условиях олигополии". Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Поведение фирмы в условиях олигополии". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.  
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Поведение фирмы в условиях олигополии" определяют несомненную новизну данного исследования. 
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Поведение фирмы в условиях олигополии" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. 
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Поведение фирмы в условиях олигополии" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
Теоретическое значение изучения проблемы "Поведение фирмы в условиях олигополии" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. 
Объектом данного исследования является анализ условий "Поведение фирмы в условиях олигополии". 
Целью исследования является изучение темы "Поведение фирмы в условиях олигополии" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. 
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса. 
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Поведение фирмы в условиях олигополии", круг вопросов и логическую схему ее построения.  
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.  
Источниками информации для написания работы по теме "Поведение фирмы в условиях олигополии" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Поведение фирмы в условиях олигополии", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

         
 
 
 
 
 
 

                      1. Олигополия и её  характерные особенности

               1.1.  Олигополия как современная рыночная структура

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Особенностью  олигополии является взаимозависимость  решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение  не может быть принято фирмой без  учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных  цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция  конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

Олигополия — это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.

Отношения между фирмами характеризуются  как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников.

Олигополистические  фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода, времени. В отличие от других структур рынка универсальной теории олигополии не существует. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных условиях. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Олигополия  представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число  фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. В олигополистической отрасли, как  и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует  немало мелких фирм. Однако на несколько  ведущих компаний приходится столь  большая часть суммарного оборота  отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят  те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку  отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный  размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют  значительные преимущества над мелкими.

Обычно  принято говорить, что в олигополистических отраслях господствует «большая двойка», «большая тройка», «большая четверка»  и т. д. Более половины продаж приходится на долю от 2 до 10 фирм.  Олигополия характерна для многих отраслей промышленности в России. Так, легковые автомобили производятся пятью предприятиями (ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ, Ижмаш). Динамную сталь выпускают три предприятия, 82% шин для сельскохозяйственных машин — четыре, 92% кальцинированной соды — три, все производство магнитной ленты сосредоточено на двух предприятиях, автогрейдеров — на трех.

Резким  контрастом к ним выступают легкая и пищевая промышленности. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10% .

Продукция на олигополистическом рынке может  быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы). Степень дифференциации сказывается  на характере конкуренции. Например, в Германии обычно автомобильные  заводы конкурируют друг с другом в отдельных классах автомобилей (число конкурентов доходит до девяти). Российские автозаводы практически  не конкурируют друг с другом, так  как в большинстве своем узкопредметно  специализированы и превращаются в  монополистов.

Важным  условием, воздействующим на характер отдельных рынков, является высота барьеров, ограждающих отрасль (величина первоначальных капиталов, контроль действующих  фирм над новой технологией и  новейшими продуктами с помощью  патентов и технических секретов и т. п.).

Существуют  значительные ограничения в доступности  экономичесеой информации в этой рыночной структуре. Каждый участник рынка  тщательно оберегает коммерческую тайну от своих конкурентов.

Большая доля в выпуске продукции в  свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам  значительную степень контроля над  рынком. Уже каждая из фирм в отдельности  достаточно велика, чтобы оказывать  влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. Летом 1998 г. АвтоВАЗ воспользовался этим обстоятельством: он перешел на работу в одну смену, что привело к рассасыванию непроданных запасов автомобилей и позволило заводу поднять цены. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Характерной особенностью олигополистической структуры  является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать  во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие  на олигополистическом рынке, взаимозависимы. Между тем реакция фирм-конкурентов  может быть различной, и прогнозировать ее сложно. Олигополистическая взаимозависимость — необходимость учета реакции фирм-конкурентов на действия крупной фирмы на олигополистическом рынке.

Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это  дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует  принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что  определение ценовой политики олигополиста —это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие как интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и т. д. 
 
 

               

                    1.2 Теория олигополистического ценообразования

Основателем теории считается французский экономист  Августин Курно. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он  показал, что каждая фирма предпочитает производить такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода;

  1. Для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара.
  2. Цена равновесия зависит от числа продавцов.

При единственном продавце возникает монопольная  цена. По мере увеличения количества продавцов  цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается  тем больше, чем больше возрастает число продавцов. Многие экономисты постулировали, что фирмы ожидают  реакции своих соперников на изменение  цен или объемов продаж. Модель Курно, в которой допускается  бездействие соперника (объем его  продаж фиксирован), подвергалась критике. Значительный шаг вперед в теории олигополиетического ценообразования  сделал американский экономист Э.Чемберлин, выдвинув положение о взаимозависимости производителей. Когда количество продавцов небольшое и продукт стандартизирован, олигополисты будут избегать действий, которые привели бы к ухудшению положения всех в результате принятия ответных мер. Из существования взаимозависимости вытекало, что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Вывод Чемберлина имел важное значение для антитрестовской политики: монопольная цена может быть установлена без наличия явного сговора. Необходимость формальных отношений между олигополистами отсутствует. В экономической литературе такая ситуация иногда называется доктриной сознательного параллелизма (сознательного параллельного поведения). Олигополии действуют независимо (никаких соглашений между ними нет), но они не конкурируют друг с другом.

Следующим шагом  в разработке теории олигополистического  ценообразования была теория ломаной  кривой спроса, разработанная американскими  экономистами Р.Холлом, С.Хитчем, П.Суизи. Она объясняет, почему, олигополистические фирмы отказываются от частого понижения цен.

Предположим, что  у фирмы цена за единицу продукта ОР, а объем продаж ОХ, DEF — кривая спроса на товары фирмы. Она принимает решение повысить цену на свои товары. Новая цена ОР1. Другой вариант: она понижает цену до ОР2. Предположим далее, что соперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае GЕН представляла бы кривую спроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее соперников. На практике же, если фирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену, с тем чтобы увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену, соперники реагируют на такое сокращение, с тем чтобы предотвратить потерю своей доли рынка. Таким образом, завершающая кривая спроса составляется из двух сегментов DЕ и ЕН с переломом в точке Е. Сотрем отрезки СЕ и ЕЕ и получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DЕН. Фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен одной из них.

Информация о работе Олигополия