Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 04:15, курсовая работа
Представленная работа посвящена теме "Поведение фирмы в условиях олигополии".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Поведение фирмы в условиях олигополии" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Поведение фирмы в условиях олигополии". Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Поведение фирмы в условиях олигополии". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Поведение фирмы в условиях олигополии" определяют несомненную новизну данного исследования.
Введение…………………………………………………………………3-5
1.Олигополия и её характерные особенности
1.1. Олигополия как современная рыночная структура....................5-7
1.2 Теория олигополистического ценообразования…………………8-11
1.3 Модели поведения фирм в условиях олигополии………………12-18
1.4 Реклама при олигополии……………………………………………………………19-20
2. Олигополия на практике
2.1 Последствия олигополии………………………………............21-22
2.2 Олигополия на российском рынке……………………………....23-25
Заключение…………………………………………………………….26-27
Список использованной литературы………………………………...28
Теория игр
– наука, исследующая математическими
методами поведение участников в
вероятных ситуациях, связанных
с принятием решений. Предметом
этой теории являются игровые ситуации
с заранее установленными правилами.
В ходе игры возможны различные совместные
действия – коалиции игроков, конфликты…
На олигополистических
рынках отдельные фирмы учитывают
возможную реакцию своих
Есть некоторые
доказательства того, что реклама
на олигополистических рынках осуществляется
в объемах выше тех, которые были
бы оправданы максимизацией
Еще одним примером олигополистической отрасли является отрасль по выпуску мыла и моющих средств. Есть свидетельства того, что реклама в этой отрасли всего лишь гасит действенность рекламных сообщений соперничающих фирм. Возможно, фирмы в этой отрасли предпочитают альтернативе ценовой войны неценовую конкуренцию. Возможно, они полагают, что усилия по продвижению товара могут обеспечить им временное увеличение прибылей, если соперники запаздывают с ответной рекламой.
Другие исследования
обнаружили, что реклама способствует
росту прибыли. Эти исследования
указывают на то, что, чем выше доля
расходов на рекламу по отношению
к объему продаж в отрасли, тем
выше отраслевая норма прибыли. Поскольку
более высокие прибыли
2.1 Последствия олигополии
Как мы видим, олигополия является важной рыночной структурой современной экономики. Каковы же последствия олигополии для хозяйственного развития?
Перечислим основные последствия олигополии:
1)Ограничение
объема производства ниже того
уровня, который существовал бы
при совершенной конкуренции,
в краткосрочной перспективе
может привести к громадному
увеличению прибыли участников
олигополии. Это означает, что у
фирм-участников олигополии
2)Сговор и
ограничение предложения
3)Контролировать
рынок со временем становится
все труднее и труднее. Это
связано с тем, что, по мере
того как новые компании, привлеченные
высокой прибылью, преодолевают
барьеры для вхождения в
4)Компании, контролирующие
рынок, всегда будут
5) Искусственное
ограничение объема
Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.)
Резким
контрастом к ним выступают легкая
и пищевая промышленность. В этих
отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится
не более 10%. Состояние рынка в
этой сфере можно уверенно характеризовать
как монополистическую
Конечно
установление количественной границы
между олигополией и
Дифференцированная
и недифференцированная олигополия.
При монополистической
Экономия от масштабов производства. Технико-экономические характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек на единицу продукции, может быть, достигнут фирмой при очень высоком объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную продукцию.Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос.
Взаимозависимость фирм на рынке. Фирма-олигополист, так же как и монополист, может свободно устанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополиста, оно старается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции других фирм-участников рынка.
Жесткость цен и неценовая конкуренция. Эта неопределенность кривой спроса приводит к принципиально новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы - войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка.
Слияния и поглощения. Одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную концентрацию в отрасли.
Стремление к сговору. Сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком. Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор: высокие барьеры для входа новых фирм на рынок; небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции; растущий спрос на отраслевую продукцию; особенности законодательства.
Барьеры
для вхождения новых фирм на рынок.
Высокие барьеры для новых
фирм также поддерживают значительный
уровень рыночной концентрации и
сохранение олигополии. Они принимают
разную форму: экономии на масштабах
производства, экономии на издержках
вследствие накопленного опыта, известности
товара, проведенной рекламной
Существуют и другие барьеры на пути потенциальных конкурентов:
ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компаний и лицензировании того или иного вида деятельности;
высокие затраты на рекламу;
сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания.
Все
эти барьеры затрудняют вступление
новых производителей на рынок и
поддерживают высокий уровень концентрации.
Оценивая
значение олигополистических структур,
необходимо отметить, во-первых, неизбежность
их формирования как объективного процесса,
вытекающего из открытой конкуренции
и стремления предприятий к достижению
оптимальных масштабов
Положительная
оценка олигополистических структур связывается,
прежде всего, с достижениями научно-технического
прогресса. Действительно, в последние
десятилетия во многих отраслях с
олигополистическими
Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества
Несмотря
на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные
в олигополистических структурах, большая
часть новых продуктов и