Олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:13, контрольная работа

Краткое описание

Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей (металлургия, электроника, химия, автомобилестроение и т.д.)
производятся как однородные, так и дифференцированные товары;
производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.
обладание определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Файлы: 1 файл

контр раб. олигополия.doc

— 183.00 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал ЧОУ ВПО БИЭПП в г. Мурманске

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ» 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Олигополия 
 
 

Дисциплина: Микроэкономика. 

Группа:   ЭЗ – 11С-11 

Студент: Нырова Екатерина Сергеевна 

Преподаватель: Возница Валентина Михайловна 
 

Дата регистрации  работы №_________ 

Оценка: _______ 

Домашний  адрес:

г.Мурманск,

ул. Кап.Буркова  д.37 кв.50

                           
 

      

     Мурманск

        2011 
 
 

  1. Особенности олигополистического рынка.

    Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей (металлургия, электроника, химия, автомобилестроение и т.д.)

  • производятся как однородные, так и дифференцированные товары;
  • производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.
  • обладание определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

      
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Черты олигополии 

    Если  рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Это частный случай олигополии, который чаще встречается в теории, чем в реальной жизни. Анализ дуополии позволяет лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке. Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы – конкурента, которая также заинтересована в максимизации своей прибыли.

    Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля (Herfindall index). Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

     H= S12 + S22 + … + Sn2

    Где Н – индекс Герфиндаля, а S1, S2, …, Sn – доли фирмы на рынке, которая суммируется в порядке убывания. В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы (n = 1), индекс Герфиндаля будет равен 10000. В случае, приближающемся к совершенной конкуренции, когда в отрасли, например, 100 фирм, и доля каждой равна 1%, индекс Н= 100 Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли. Концентрация рынка с индексом  ниже 1000 считается низкой, от 1800 и выше – признак высокой концентрации.

    Если  посчитать индекс концентрации для 50 наиболее крупных фирм отрасли,то мы бы воспользовались индексом Герфиндаля – Хиршмана (Н-Н index).

    В случае олигополии:

  • конкуренция носит неценовой характер т.е. неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет улучшения качества товаров, рекламы, технического обслуживания и т.д.;
  • количество олигополистов на рынке зависит прежде всего от технологии, которая определяет масштаб производства, начинающего давать прибыль;
  • технология производства, связанная с эффектом масштаба, служит причиной возникновения олигополии.

Барьеры для вступления в  отрасль.

Естественные барьеры:

  • технология производства, связанная с эффектом масштаба;
  • патентование и лицензирование;
  • контроль над ресурсами;
  • крупные финансовые расходы на рекламу.

      Существуют и поведенческие барьеры. Олигополисты разделившие рынок и получающие устойчивую прибыль, могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены.

    Важной  чертой олигополии является взаимозависимость  фирм в отрасли. Олигополисты не только конкуренты, но и негласные партнеры, если количество производителей в отрасли небольшое, то фирме – олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка, т.к. размер ее прибыли зависит от объема выпускаемой продукции и цен, установленных другими олигополистами. Если фирма произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, если фирма увеличит выпуск, то цены будут ниже, чем у остальных олигополистов, что может вызвать агрессивную реакцию. В обоих случаях появляется угроза падения прибыли. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью. Все фирмы – олигополисты связаны друг с другом, но у них нет возможности договориться, так как это запрещено антимонопольным законодательством. Вступление в сговор довольно рискованно, потому что нет уверенности в прочности союза с конкурентом, поэтому очень важно предвидеть или угадывать поведение своих конкурентов.

  1. Теория игр.

    Теория  игр применительно к анализу  рыночных структур была разработана  американскими экономистами. Основная идея теории игр в олигополии:

  • игроки стремятся максимизировать свою прибыль;
  • наилучшая стратегия фирмы зависит от стратегии, избранной другими фирмами;
  • равновесие возникает тогда, когда каждая фирма выбирает стратегию, которая принимает во внимание наилучшие стратегии других фирм.

    В некоторых случаях наилучшая  стратегия разрабатывается независимо от стратегий, выбранных другими. В  этом случае она называется доминантной  стратегией. Остальные участники вынуждены приспосабливать свое поведение к доминантной стратегии.

    2.1 Дилемма заключенного

    Наиболее  простая и распространенная матричная  модель (платежная матрица), с помощью  которой исследуется некооперативное  поведение, называется «дилеммой заключенного». Принцип данной модели состоит в том, что две фирмы, производящие один продукт должны учитывать реакцию соперника на те или иные действия. Возьмем например две фирмы, производящие автомобили. Установление цен и определение объема производства может происходить только с учетом действий конкурента.

  Величина  объема Объем производства фирмы Б
большой маленький
Объем производства фирмы А большой 2;2 6;0
маленький 0;6 4;4
 

    Таблица 1. Стратегия фирм, производящих автомобили. 

    Если  обе фирмы выбирают вариант с  большим объемом продаж, они вынуждены установить низкие цены, и каждая фирма получает прибыль 2 и 2. Когда они выбирают вариант с небольшим объемом, уровень цен высокий, и они получают высокие прибыли 4 и 4. Если одна фирма имеет большой объем, а вторая маленький, то максимальная прибыль 6, достанется фирме с большим объемом.

    2.2 Ценовая война.

    Низкий  уровень производства одной фирмы  позволяет уменьшить объем производства в отрасли и повысить цены. Но такой вариант вряд ли понравится конкуренту, который не получает прибыль и он начнет ценовую войну.

    Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Рассмотрим таблицу, приведенную выше:

    Фирма А производит много, фирма Б мало и наоборот, один из партнеров не получает прибыль, что может повлечь войну цен. Конкуренты могут договориться и оба получить по 4 единицы прибыли, ограничив объем производства. Без сговора ни одна из фирм не может позволить себе риск выбора варианта с низким уровнем производства. Допустим фирма А выбирает вариант маленького объема производства, а фирма Б предпочитает высокий уровень, тогда фирма А получит 0 прибыли, а фирма Б 6 единиц и наоборот. Именно поэтому доминантной стратегией обеих фирм будет выбор высокого уровня, но тогда они получат по 2 единицы прибыли, что значительно меньше, чем при выборе варианта с небольшими объемами производства.

    2.3 Игра с нулевой и ненулевой суммой.

    Антагонистическая игра (игра с нулевой суммой) - называется некооперативная игра, в которой участвуют два игрока, выигрыши которых противоположны.

    Игры  с нулевой суммой — особая разновидность игр с постоянной суммой, то есть таких, где игроки не могут увеличить или уменьшить имеющиеся ресурсы, или фонд игры. В этом случае сумма всех выигрышей равна сумме всех проигрышей при любом ходе. Примерами таких игр может служить покер, где один выигрывает все ставки других; реверси, где захватываются фишки противника; либо банальное воровство.

    В играх с ненулевой суммой выигрыш какого-то игрока не обязательно означает проигрыш другого, и наоборот. Исход такой игры может быть меньше или больше нуля. Такие игры могут быть преобразованы к нулевой сумме — это делается введением фиктивного игрока, который «присваивает себе» излишек или восполняет недостаток средств.

    Ещё игрой с отличной от нуля суммой является торговля, где каждый участник извлекает выгоду. Сюда также относятся  го, шашки и шахматы; в двух последних  игрок может превратить свою рядовую  фигуру в более сильную, получив преимущество. Во всех этих случаях сумма игры увеличивается. Широко известным примером, где она уменьшается, является война.

  1. Некооперативное поведение фирм в условиях олигополии.

    Ситуации  на рынке, аналогичны ситуациям в  теории игр. Поведение фирм отрасли, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным.

    В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

    3.1 Модель Курно.

    Первая  модель дуополии была предложена французским экономистом Огюстеном Курно в 1838г. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. Он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два вывода:

  • Для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара;
  • Цена равновесия зависит от числа продавцов

    При единственном продавце возникает монопольная  цена. По мере увеличения количества продавцов  цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам.

      Равновесие Курно.

    Каждому уровню выпуска одного из дуополистов  соответствует особая кривая спроса на продукцию второго дуополиста, т.е. для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов.

    Равновесие  в модели Курно можно изобразить через кривые реагирования, показывающие максимизирующие прибыль объемы выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска конкурента.

Q1-объем производства фирмы А

Q2- объем производства фирмы Б

Q1=f(Q2) – кривая реакция на объем производства фирмы Б

Q2=f(Q1) – кривая реакция на объем производства фирмы А

 

    Рисунок 2 Равновесие Курно. 

    Уровень производства, устанавливаемый компанией исходя из сложившегося размера производства конкурента, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пересмотреть его. Это снова приводит к корректировке объемов производства обеих фирм и ситуации становится неустойчивой, неравновесной.

Информация о работе Олигополия