Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:13, контрольная работа
Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей (металлургия, электроника, химия, автомобилестроение и т.д.)
производятся как однородные, так и дифференцированные товары;
производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.
обладание определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал ЧОУ ВПО БИЭПП в г. Мурманске
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ,
АНАЛИЗ И АУДИТ»
Контрольная
работа
Олигополия
Дисциплина: Микроэкономика.
Группа: ЭЗ
– 11С-11
Студент: Нырова
Екатерина Сергеевна
Преподаватель:
Возница Валентина Михайловна
Дата регистрации
работы №_________
Оценка: _______
Домашний адрес:
г.Мурманск,
ул. Кап.Буркова д.37 кв.50
Мурманск
2011
Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей (металлургия, электроника, химия, автомобилестроение и т.д.)
Рисунок
1. Черты олигополии
Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Это частный случай олигополии, который чаще встречается в теории, чем в реальной жизни. Анализ дуополии позволяет лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке. Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы – конкурента, которая также заинтересована в максимизации своей прибыли.
Для
прогнозирования
H= S12 + S22 + … + Sn2
Где Н – индекс Герфиндаля, а S1, S2, …, Sn – доли фирмы на рынке, которая суммируется в порядке убывания. В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы (n = 1), индекс Герфиндаля будет равен 10000. В случае, приближающемся к совершенной конкуренции, когда в отрасли, например, 100 фирм, и доля каждой равна 1%, индекс Н= 100 Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли. Концентрация рынка с индексом ниже 1000 считается низкой, от 1800 и выше – признак высокой концентрации.
Если посчитать индекс концентрации для 50 наиболее крупных фирм отрасли,то мы бы воспользовались индексом Герфиндаля – Хиршмана (Н-Н index).
В случае олигополии:
Барьеры для вступления в отрасль.
Естественные барьеры:
Существуют и поведенческие барьеры. Олигополисты разделившие рынок и получающие устойчивую прибыль, могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены.
Важной чертой олигополии является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты не только конкуренты, но и негласные партнеры, если количество производителей в отрасли небольшое, то фирме – олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка, т.к. размер ее прибыли зависит от объема выпускаемой продукции и цен, установленных другими олигополистами. Если фирма произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, если фирма увеличит выпуск, то цены будут ниже, чем у остальных олигополистов, что может вызвать агрессивную реакцию. В обоих случаях появляется угроза падения прибыли. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью. Все фирмы – олигополисты связаны друг с другом, но у них нет возможности договориться, так как это запрещено антимонопольным законодательством. Вступление в сговор довольно рискованно, потому что нет уверенности в прочности союза с конкурентом, поэтому очень важно предвидеть или угадывать поведение своих конкурентов.
Теория игр применительно к анализу рыночных структур была разработана американскими экономистами. Основная идея теории игр в олигополии:
В
некоторых случаях наилучшая
стратегия разрабатывается
2.1 Дилемма заключенного
Наиболее
простая и распространенная матричная
модель (платежная матрица), с помощью
которой исследуется
Величина объема | Объем производства фирмы Б | ||
большой | маленький | ||
Объем производства фирмы А | большой | 2;2 | 6;0 |
маленький | 0;6 | 4;4 |
Таблица
1. Стратегия фирм, производящих
автомобили.
Если обе фирмы выбирают вариант с большим объемом продаж, они вынуждены установить низкие цены, и каждая фирма получает прибыль 2 и 2. Когда они выбирают вариант с небольшим объемом, уровень цен высокий, и они получают высокие прибыли 4 и 4. Если одна фирма имеет большой объем, а вторая маленький, то максимальная прибыль 6, достанется фирме с большим объемом.
2.2 Ценовая война.
Низкий
уровень производства одной фирмы
позволяет уменьшить объем
Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Рассмотрим таблицу, приведенную выше:
Фирма А производит много, фирма Б мало и наоборот, один из партнеров не получает прибыль, что может повлечь войну цен. Конкуренты могут договориться и оба получить по 4 единицы прибыли, ограничив объем производства. Без сговора ни одна из фирм не может позволить себе риск выбора варианта с низким уровнем производства. Допустим фирма А выбирает вариант маленького объема производства, а фирма Б предпочитает высокий уровень, тогда фирма А получит 0 прибыли, а фирма Б 6 единиц и наоборот. Именно поэтому доминантной стратегией обеих фирм будет выбор высокого уровня, но тогда они получат по 2 единицы прибыли, что значительно меньше, чем при выборе варианта с небольшими объемами производства.
2.3 Игра с нулевой и ненулевой суммой.
Антагонистическая игра (игра с нулевой суммой) - называется некооперативная игра, в которой участвуют два игрока, выигрыши которых противоположны.
Игры с нулевой суммой — особая разновидность игр с постоянной суммой, то есть таких, где игроки не могут увеличить или уменьшить имеющиеся ресурсы, или фонд игры. В этом случае сумма всех выигрышей равна сумме всех проигрышей при любом ходе. Примерами таких игр может служить покер, где один выигрывает все ставки других; реверси, где захватываются фишки противника; либо банальное воровство.
В играх с ненулевой суммой выигрыш какого-то игрока не обязательно означает проигрыш другого, и наоборот. Исход такой игры может быть меньше или больше нуля. Такие игры могут быть преобразованы к нулевой сумме — это делается введением фиктивного игрока, который «присваивает себе» излишек или восполняет недостаток средств.
Ещё игрой с отличной от нуля суммой является торговля, где каждый участник извлекает выгоду. Сюда также относятся го, шашки и шахматы; в двух последних игрок может превратить свою рядовую фигуру в более сильную, получив преимущество. Во всех этих случаях сумма игры увеличивается. Широко известным примером, где она уменьшается, является война.
Ситуации на рынке, аналогичны ситуациям в теории игр. Поведение фирм отрасли, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным.
В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.
3.1 Модель Курно.
Первая модель дуополии была предложена французским экономистом Огюстеном Курно в 1838г. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. Он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два вывода:
При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцов цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам.
Равновесие Курно.
Каждому уровню выпуска одного из дуополистов соответствует особая кривая спроса на продукцию второго дуополиста, т.е. для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов.
Равновесие в модели Курно можно изобразить через кривые реагирования, показывающие максимизирующие прибыль объемы выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска конкурента.
Q1-объем производства
фирмы А
Q2- объем производства фирмы Б Q1=f(Q2) – кривая реакция на объем производства фирмы Б Q2=f(Q1) – кривая реакция на объем производства фирмы А |
Рисунок
2 Равновесие Курно.
Уровень производства, устанавливаемый компанией исходя из сложившегося размера производства конкурента, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пересмотреть его. Это снова приводит к корректировке объемов производства обеих фирм и ситуации становится неустойчивой, неравновесной.