Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:13, контрольная работа
Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей (металлургия, электроника, химия, автомобилестроение и т.д.)
производятся как однородные, так и дифференцированные товары;
производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.
обладание определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.
Но существует и точка устойчивого равновесия, т.е. точка пересечения кривых реакции обеих фирм (точка О). объем продукции фирмы максимизирует ее прибыль при данном объеме производства конкурента. Ни одной из фирм не выгодно менять объем производства, значит равновесие устойчиво. В теории оно получило название равновесие Курно, под которым понимается такое сочетание объемов выпуска, при котором ни у одной из фирм нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой максимальна, при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска. Равновесие в модели Курно можно изобразить через кривые реагирования, показывающие максимизирующие прибыль объемы выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска конкурента.
3.2 Модель ломаной кривой спроса.
Теория ломаной кривой спроса разработана американскими экономистами Р. Холлом, С. Хитчем, П. Суизи. Она объясняет отказ олигополистических фирм от частичного понижения цен.
Рисунок 3 Ломаная кривая спроса. |
ОР1- цена
за единицу продукта
Oq1- объем продаж DEF- линия спроса на товары фирмы ОР3- повышение цены ОР2- понижение цены JEH- кривая спроса фирмы, совпадающая с кривой спроса ее соперников, если соперники следуют за фирмой при установлении цен |
Особенности теории:
При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы. В олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, приближая ценовое поведение к чистой монополии.
3.3 Модель Бертрана.
Модель
Бертрана или конкуренция по Бертрану
— модель ценовой конкуренции
на олигополистическом рынке, сформулированная
французским математиком и
Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции.
В
модели приняты следующие
Предположение
о ценовой конкуренции
Равновесие Бертрана.
MC
= предельные издержки
p1 = цена фирмы 1 p2 = цена фирмы 2 pM = монопольная цена |
Оптимальная цена фирмы 1 зависит от ее ожиданий относительно цены, назначаемой фирмой 2. Назначение своей цены немного ниже цены конкурента позволяет получить весь спрос потребителей D и максимизирует прибыль. Если фирма 1 ожидает, что фирма 2 будет устанавливать цену, не превышающую предельных издержек MC, то ее наилучшим ответом является установление цены, равной предельным издержкам.
На диаграмме 1 показана функция наилучших ответов фирмы 1 p1’’(p2). Она показывает, что при p2 < MC фирма 1 устанавливает p1=MC. При p2 в интервале между MC и монопольной ценой pM фирма 1 назначает цену немного меньше p2. Наконец, если p2 выше pM, фирма 1 назначает монопольную цену p1=pM.
Так как функции издержек обеих фирм одинаковы, наилучший ответ фирмы 2 p2’’(p1) будет симметричным относительно диагонали I координатного угла. Функции наилучших ответов обеих фирм приведены на диаграмме 2.
Результатом выбора стратегий фирмами является равновесие Нэша, представляющее собой пару цен (p1, p2) от которых невыгодно отклоняться ни одной фирме. Оно может быть найдено как точка пересечения кривых наилучших ответов (точка N на диаграмме). Видно, что в этой точке p1 = p2 = MC, т.е. обе фирмы устанавливают свои цены равными предельным издержкам.
Модель Бертрана имеет два разумных исхода:
В несимметричном случае, когда одна из фирм имеет более низкие предельные издержки (например, при использовании лучшей технологии производства), она может устанавливать цену ниже предельных издержек конкурента и получить весь рынок. Это явление получило название "предельного ценообразования".
3.4 Модель Штакельберга.
Модель Штакельберга – теоретико - игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.
В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее.
Основные предпосылки.
Пусть существует отрасль с двумя фирмами, одна из которых «фирма-лидер», другая — «фирма-последователь». Пусть цена на продукцию является линейной функцией общего объема предложения Q:
P(Q) = a − bQ.
Предположим также, что издержки фирм на единицу продукции постоянны и равны с1 и с2 соответственно. Тогда прибыль первой фирмы будет определяться формулой
Π1 = P(Q1 + Q2) * Q1 − c1Q1, а прибыль второй соответственно
Π2 = P(Q1 + Q2) * Q2 − c2Q2.
В соответствии с моделью Штакельберга, первая фирма - фирма-лидер - на первом шаге назначает свой выпуск Q1. После этого вторая фирма - фирма-последователь - анализируя действия фирмы-лидера определяет свой выпуск Q2. Целью обеих фирм является максимизация своих платёжных функций.
Равновесие Нэша в этой игре определяется методом обратной индукции. Рассмотрим предпоследний этап игры — ход второй фирмы. На этом этапе фирма 2 знает объем оптимального выпуска продукции первой фирмой Q1*. Тогда задача определения оптимального выпуска Q2* сводится к решению задачи нахождения точки максимума платёжной функции второй фирмы. Максимизируя функцию Π2 по переменной Q2, считая Q1 заданным, находим, что оптимальный выпуск второй фирмы.
Это
наилучший ответ фирмы-
Подставляя это в выражение для Q2*, получим
Таким образом, в равновесии фирма-лидер производит в два раза большее количество продукции, нежели фирма-последователь.
Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах. Основными моделями кооперативного поведения является тайный сговор, явный сговор (картель).
Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях.
Первая сила - это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной выгоды отрасли посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующим выгода монополией.
Сговор - это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.
Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами в отрасли, тогда как молчаливей сговор основывается на взаимопонимании без слов. Олигополисты вовлекаются в соперничество, когда они предпринимают попытки отнять дело друг у друга. Сговором не исчерпываются все формы соперничества. Например, участвующие в сговоре компании могут прийти к соглашению о цене, которую все они назначат, но не ограничивать расходы на рекламу или представление новых предметов торговли.
Вторая сила - это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных выгод, даже если в результате этого уменьшается общая величина профита отрасли.
Большой кусок от маленького пирога, возможно, лучше, чем маленький кусок от большого пирога. Сговаривающиеся олигополисты будут вести себя подобно монополисту и, следовательно, устанавливают монопольную цену, превышающую величину предельных затрат. Но в этом случае каждая отдельная компания имела бы возможность значительно увеличить свои дохода, если бы она могла нарушить соглашение при помощи обмана немного снижая свою цену и отбирая тем самым существенную часть бизнеса у своих соперников.
Фирмы – олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение.
Картель – метод монополизации рынка, состоящий в заключении соглашения между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж и цен каждого из членов картеля.
Объем делится между участниками с помощью определения либо квоты (доли) каждого из них в общем производстве, либо путем географического закрепления рынков.
Проблема устойчивости картеля зависит от соблюдения условий сговора участниками. Если один из участников попытается увеличить свою квоту, а остальные соблюдают условия договора, то «обманщик» получит большой доход. Его доля на рынке недостаточно велика, поэтому он не может повлиять на установленную монопольную цену, и продает больше продукции по монопольной цене. Но если все остальные поступят аналогично, то объем их совместного предложения увеличится настолько, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного уровня.