Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:27, реферат
В данной курсовой работе мы исследуем частный случай несовершенной
конкуренции, так называемую олигополию.
Сущность олигополистического рынка заключается в том, что на нем действуют
несколько поставщиков, причем любой из них имеет возможность существенно
повлиять на прибыли остальных конкурентов. То есть между олигополистическими
фирмами существует зависимость особого рода. Цель нашего анализа заключается
в исследовании ее воздействия на поведение фирм и анализе роли
государственной политики на олигополистическом рынке.
Введение.
Основная часть.
1. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка.
2. Модели олигополии.
2.1. Модель Курно.
2.2. Ценовая конкуренция и «ценовые» войны.
2.3. Тайный сговор и картели.
2.4. Лидерство в ценах.
2.5. Ценовая накидка.
2.6. Теория игр.
3. Реклама при олигополии.
4. Последствия олигополии.
Заключение.
Список литературы.
конкуренты на это никак не отреагируют, то положение на рынке
предприятия-инициатора
будет характеризоваться
. В результате того, что на данном отрезке спрос обладает относительно высокой
эластичностью, повышение цены приведет к сокращению объема продаж предприятием,
тогда как его конкуренты получат дополнительных покупателей.
Но если предприятие предпримет попытку понизить цену, то остальные олигополисты
моментально отреагируют соответствующим понижением цен на свою продукцию. В
этом случае состояние спроса будет характеризоваться отрезком
. Этой части кривой спроса присуща более низкая эластичность, следовательно,
понижение цены не позволит заметно увеличить объемы продаж.
При этом необходимо заметить, что и кривая предельного дохода имеет необычную
форму: она состоит также из двух отрезков. Первый отрезок кривой предельного
дохода соответствует кривой спроса
, второй – . Наличие
переломного момента в эластичности спроса в точке А обуславливает разрыв кривой
предельного дохода, т.е. появляется вертикальный отрезок BE кривой предельного
дохода . Данный
разрыв в кривой предельного дохода наводит на мысль о том, что фактически
любые изменения в предельных издержках в границах между кривыми предельных
издержек и
не будут оказывать влияние на цену и объем производства, так как точка
пересечения вертикального отрезка кривой предельного дохода (ВЕ) с кривой
предельных издержек будет указывать на неизменность масштаба производства (
), максимизирующего прибыль.
Сдержанный характер ценовой конкуренции связан, во-первых, со слабыми
надеждами на достижение рыночных преимуществ по сравнению с конкурентами, а
во-вторых, с риском развязывания «войны» цен.
Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на
олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных
последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для
потребителей, но плохи для прибылей продавцов.
Легко понять, как фирмы втягиваются в эту войну. Поскольку каждый продавец
думает, что другой не будет реагировать на его понижение цены, то у каждого
из них есть искушение увеличить продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже
цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок - или он
так думает - и может тем самым увеличить прибыль. Но конкурент отвечает
понижением цены. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до
уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же
цену P=AC=MC .Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при
совершенной конкуренции. Предполагая, что каждая фирма всегда поддерживает
свою текущую цену, другая фирма всегда может увеличить прибыль, требуя на 1
рубль меньше, чем ее соперница. Конечно, другая фирма не сохранит прежнюю
цену, т.к. она осознает, что может получить большую прибыль, требуя на 1
копейку меньше конкурента.
Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может получать
выгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибыли
равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Поскольку
каждая фирма допускает, что другие фирмы не будут менять цену, то у нее нет
стимула увеличивать цены. Сделать так значило бы потерять все продажи в
пользу конкурентов, которая, как предполагается, удерживает свою цену
неизменной на уровне Р=АС. Это так называемое равновесие Бертрана. В общем,
на олигополистическом рынке равновесие зависит от предположений, которые
делают фирмы о реакции своих соперников.
К несчастью для потребителей, ценовые войны обычно недолговечны.
Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить между собой в
сотрудничество, чтобы устанавливать цены и делить рынки таким образом, чтобы
избежать перспективы ценовых войн и их неприятного воздействия на
прибыль.
2.3. Тайный сговор и картели
В связи с тем, что во многих странах действует антимонопольное
(антитрестовское) законодательство, открытое картелирование, базирующееся на
письменных соглашениях, становится невозможным. В таких случаях соглашения
заключаются неординарно и устно на конфиденциальных встречах. При этом
используются изощренные формы камуфляжа согласованных действий
олигополистов. В результате у потребителей, наблюдателей и контролирующих
органов создается иллюзия ценовой конкуренции между олигополистами.
Наиболее изощренной формой тайных сговоров являются так называются
джентльменские соглашения, которые заключаются в устной форме в
непринужденной обстановке за рамками рабочего времени и которые весьма трудно
выявляются с целью предъявления иска. Конечно, тайные соглашения о ценах
требуют от их участников взаимного доверия и готовности пойти на компромиссы
и уступки, чтобы добиться сбалансированности интересов участников.
Расхождения в издержках, различия в целевых установках обуславливают далеко
не одинаковое рыночное поведение олигополистов. В рамках тайных соглашений,
которые фактически блокируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые
формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и
дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением
наилучшим послесбытовым обслуживанием.
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее
для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей
силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в
общем, объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх
конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-
сбытовой деятельности участников.
На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма
редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден
учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники
картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены
или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части
рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру
рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает
картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.
Классическим примером образования и существования до сих пор картельного
соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК),
которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60%
производства нефти индустриальных стран.
Невозможность
полностью и постоянно
олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические
соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и
разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через
особую экономическую политику олигополистических фирм в виде “жесткости цен”
или “лидерства в ценообразовании”, так и через особые организации типа
“патентных пулов” (или консорциумов).
Однако, в силу перечисленных выше причин, чаще всего развиты такие формы
олигополии, при
которых между фирмами
контроле над рынком.
Олигополия, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации
и конкуренции. В то же время действует и общее правило: чем меньше фирм в
отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои
действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на
выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить о потенциальной
опасности монополизации тех или иных отраслей экономики.
Кроме того, чем меньше фирм, тем менее эластичен по цене спрос потребителя на
данном рынке. Вследствие этого фирма может повышать цены на свою продукцию,
не неся больших потерь в объеме продаж.
2.4. Лидерство в ценах
Лидерство в ценах – это одна из форм рыночного поведения олигополистов, при
которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики
ведущего или господствующего олигополиста. Речь идет о том, что наиболее
крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает подходящие
момент и место для изменения цены, тогда как все остальные олигополисты
автоматически следуют этому изменению.
Когда мы говорим о лидерстве в ценах, то предполагаем, что никаких соглашений
или договоренностей между предприятиями нет. И тем не менее согласование
действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный характер, в
определенном смысле происходит открыто. Ценовой лидер, высказывая публично те
или иные намерения в отношении предполагаемого изменения цены, как бы
провоцирует реакцию
остальных
конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сигналом к
осуществлению либо воздержанию от тех или иных мероприятий.
Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он, как правило,
не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса.
Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные
отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в
условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.
2.5. Ценовая накидка