Олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить факторы влияющие на определение цены и объём производства в олигополии.
Задачи поставленные при выполнении работы: рассмотреть различные модели поведения фирм в олигополии, изучить стратегии поведения фирм, проанализировать их действия.
Актуальность темы заключается в большом количестве олигополистических рынков и потребности изучения их функционирования.
Объект - фирмы олигополисты. Предмет : различные модели поведения фирм в условиях олигополии. Методика : модельно-логическая,анализ.

Файлы: 1 файл

Осовная часть. Олигополия.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

                                                              Введение

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой  несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них — необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 млн т стали, и т. д.

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Цель работы: определить факторы влияющие на определение цены и объём производства в олигополии.

Задачи поставленные при  выполнении работы: рассмотреть различные  модели поведения фирм в олигополии, изучить стратегии поведения  фирм, проанализировать их действия.

Актуальность темы заключается  в большом количестве олигополистических рынков и потребности изучения их функционирования.

Объект - фирмы олигополисты. Предмет : различные модели поведения  фирм в условиях олигополии. Методика : модельно-логическая,анализ.

                 


                                        1.Олигополия        

1.1 Характерные особенности олигополии

Особенности олигополии как рыночной структуры. Олигополия как рыночная структура была вкратце  определена во введении. Развивая это определение заметим, что стоит выделить две характеристики, которые отличают олигополию от любой другой рыночной структуры. Это, во-первых, барьеры для входа, которые создают различие между олигополией, с одной стороны, совершенной и монополистической конкуренцией, - с другой. В то же время, эти барьеры «ниже», чем при монополии. Качественно же барьеры практически не отличаются от тех, которые были рассмотрены при анализе монополии.

Во-вторых, олигополию отличает от всех прочих структур тот факт, что  ей присуща взаимозависимость фирм.

Взаимозависимость фирм означает, что действия каждой из фирм затрагивают каждого из конкурентов  и что фирмы осознают это.

Например, если какая-либо из фирм меняет цену или объем рекламы, то это повлияет на величину продаж конкурентов. Последние также, в  свою очередь, отреагируют изменением цены или объема рекламы. Ни один из конкурентов не может позволить себе игнорировать действия другого.

В то же время невозможно предсказать влияние на продажи  фирмы изменения цены поставляемой ею продукции без того, чтобы предварительно принять определенные предположения относительно характера реакции на данное изменение цены других фирм-конкурентов. При этом различные предположения приведут к различным результатам. Поэтому нет никакой единой модели олигополистического рынка, его модели различаются в зависимости от сделанных допущений.

Поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум противоположным  тенденциям. Во-первых, взаимозависимость  фирм может привести их к желанию  вступить в сговор друг с другом. Если им удается объединить свои действия и поступать так, как будто они одна фирма, то с помощью такого скоординированного поведения они могут максимизировать общую прибыль в данной отрасли. Во-вторых, эти фирмы будут стремиться конкурировать таким образом, чтобы получать именно в свое распоряжение максимальную долю отраслевой прибыли.

При этом важно понимать, что эти две линии поведения  несовместимы. Чем больше фирмы конкурируют  друг с другом ради получения большей  доли отраслевой прибыли, тем меньше становится общая величина этой прибыли. Например, ценовая конкуренция снижает среднюю цену в отрасли, а конкуренция с помощью рекламы повышает отраслевые издержки. В любом случае отраслевая прибыль падает.

                                1.2  Олигополия при сговоре                                     

Иногда фирмы демонстрируют  способность вступать в сговор.

Сговор – ситуация, когда олигополисты заключают соглашение (явное или молчаливое) ограничить конкуренцию на рынке.

Сначала мы рассмотрим олигополистический рынок при наличии сговора, а затем без такового.

Явный сговор: картель. Когда  фирмы вступают в сговор, то они  могут договориться относительно цен, доли продаж на рынке, величины рекламных  расходов. Такой сговор снижает неопределенность, с которой они сталкиваются. Если же они вступят в ценовую конкуренцию или прибегнут к нескоординированному наращиванию рекламных расходов, то их экономические прибыли могут существенно снизиться.

Явный сговор обычно называется картелем Термин «явный» здесь совсем не означает, что фирмы регистрируют свой сговор у нотариуса или его условия существуют где-то в письменном виде. Достаточно реального устного соглашения достигнутого в ходе контактов руководителей фирм.

 Картель – это явное соглашение с целью ограничения конкуренции.

Участники картеля максимизируют  прибыль, если они действуют как  единая монополистическая фирма. Они  определяют цену на продукцию при  условии монополизации отрасли  и соответствующий такой монопольной  цене объем продаж. Затем участники картеля должны договориться о распределении этого суммарного объема между ними, то есть договориться о квотах. Однако на этом пути возникает одно весьма серьезное препятствие.

Дело в том, что распределение  долей отраслевого рынка между  участниками картеля проходит безболезненно только в том случае, если у всех из них одинаковые издержки. В этом случае доля каждого может быть определена делением общего объема продаж на число участников. Трудности возникают, когда в картель входят фирмы с низкими и высокими издержками. В этом случае квоты могут быть определены пропорционально сложившимся до сговора реальным рыночным долям фирм.

Основная проблема картеля  состоит в том, что первая нарушившая соглашение фирма получает серьезный  выигрыш в форме добавочной экономической прибыли. Этот факт определяет неустойчивость картельных соглашений, которая будет рассмотрена далее.

Картельные соглашения запрещены антимонопольным законодательством  во всех странах, где таковое имеет  место. Однако картельные соглашения не всегда легко детерминировать.

В то же время фирмы  могут договариваться и не нарушая  закон.

Молчаливый сговор. Фирмы  могут прибегнуть к молчаливому  сговору.

Молчаливый сговор предполагает, что между фирмами устанавливается  сама собой складывающаяся координация поведения в процессе их взаимодействия на рынке.

Одной из форм молчаливого  сговора может быть ценовое лидерство.

Ценовое лидерство означает координацию олигопольных цен между  фирмами в целях получения  высоких прибылей.

Рассмотрим одну из наиболее известных форм ценового лидерства  – ценовое лидерство доминантной  фирмы. В этом случае фирма-лидер (доминантная  фирма) устанавливает цену, а остальные  фирмы в отрасли (фирмы-последователи) определяют свои цены на том же уровне.

На рис.1 показана кривая рыночного спроса (Dотрасли) и кривая предложения последователей (SF). Последние, подобно фирмам в условиях совершенной  конкуренции, принимают цену как  данную, но только в этом случае цена устанавливается не рынком с совершенной конкуренцией, а лидером. Кривая предложения последователей есть просто сумма их кривых МС – как и при совершенной конкуренции.

Кривая спроса для  лидера (DL) может быть определена как  доля рыночного спроса, незаполненная  прочими фирмами. Иначе говоря, это рыночный спрос минус предложение прочих фирм. При цене Р1 весь рыночный спрос удовлетворяется прочими фирмами и, таким образом, спрос на продукцию лидера отсутствует (в точке а). При цене Р2 предложение прочих фирм равно нулю, так что на лидера приходится весь рыночный спрос (в точке b). Следовательно, кривая спроса для лидера соединяет точки а и b.

Рис. 1. Ценовое лидерство доминирующей фирмы.

Прибыль лидера максимизируется  при равенстве предельных издержек предельной выручке. Это показано на рис.1 Предельные издержки лидера выравниваются с его предельной выручкой при выпуске равном QL. Далее лидер устанавливает цену РL, которой следуют прочие фирмы и предлагают на рынок продукцию в объеме QF. Cуммарный рыночный спрос при цене РL равен QТ, который складывается из QL и QF.

На практике для лидера очень трудно следовать этой модели. Его кривые спроса и предельной выручки  зависят от кривой предложения последователей, которую он не в состоянии рассчитать. Обычно лидер делает некоторые грубые предположения относительно максимизирующих прибыль цены и выпуске, поскольку он не в состоянии осуществить точный расчет.

К таким приближенным методам можно отнести ценообразование  на основе средних издержек. В этом случае прибыль не максимизируется, но это помогает избежать сильной конкуренции и поддерживать некоторый удовлетворяющий фирму уровень экономической прибыли в длительном периоде. Если у олигополистических фирм в отрасли примерно одинаковые средние издержки, то они могут поддерживать молчаливый сговор относительно пропорции, в которой они повышают цены в ответ на прирост средних издержек. Скажем, повышать цены на 8% или 12% (в зависимости от положения со спросом на продукцию отрасли) при росте средних издержек на 10%. Такое поведение олигополистов достаточно характерно для периодов высокой инфляции.

Молчаливый сговор в  области цен может осуществлять через так называемые «ценовые ступени». Фирмы могут негласно соблюдать  условие, в соответствии с которым  при повышении издержек цена на продукцию  возрастает до определенной величины (например, со 100 руб. до 110 руб., а не до 108 или 112 руб.).

Негласная координация  цен не обязательно требует лидерства  доминантной фирмы. Роль ценового лидера может выполнять так называемая «фирма-барометр», поведению которой  доверяют другие олигополисты. Если ценовое лидерство доминантной фирмы достаточно устойчиво, то при отсутствии в отрасли доминантной фирмы роль «фирмы-барометра» может переходить от одного олигополиста к другому.

Наконец, можно заметить, что молчаливый сговор касается не только цен. Наиболее ярким примером такого сговора может быть тот факт, что фирмы не выпускают «вечных» резиновых сапог или «вечных» электролампочек, хотя технически такие изделия изготовить возможно и, вполне вероятно, что многие потребители согласились бы их приобрести один раз и на всю жизнь, несмотря на высокую цену.

Что способствует сговору? Достижению как явного, так и молчаливого  сговора содействуют ряд обстоятельств.

1. Если в отрасли  лишь несколько фирм и они  хорошо известны друг другу;

2. У этих фирм примерно  одинаковые технологии и средние  издержки;

3. Эти технологии и  уровень издержек известны всем  участникам олигополистического  рынка;

4. Они производят одинаковую  продукцию и таким образом  могут легко вступать в ценовой  сговор;

5. В отрасли имеет место доминантная фирма;

6. Барьеры для входа  новых фирм достаточно высоки  и таким образом нет опасений, что они подорвут условия сговора;

7. Стабильное состояние  рынка. Если спрос или издержки  подвержены сильным колебаниям, то достичь соглашения трудно по двум причинам. Во-первых, эти колебания затрудняют прогнозирование, во-вторых, достигнутые в таких условиях соглашения необходимо часто изменять.

8. Отсутствуют эффективные  государственные меры против  участников сговора.

Неустойчивость сговора: распад картеля. В некоторых случаях даже при достижении сговора на олигополистических рынках существует сильная тенденция к его развалу. Мы уже вскользь упоминали об этом ранее, говоря о картеле. Рассмотрим эту тенденцию более подробно.

Представим себе, что картельное соглашение заключено между четырьмя абсолютно одинаковыми фирмами. Весь такой картель представлен на рис. 2 (график А). Допустим, что он устанавливает цену равную 12 д.е., которая максимизирует отраслевую прибыль. Это обеспечит выпуск равный 800 единиц продукции, который будет поделен поровну между участниками картеля (т.е. квота каждого участника будет равна 200 единиц).

Рис.2. Распад картеля.

Теперь рассмотрим график Б рис. 2. Он показывает положение одной из фирм картеля, допустим некой фирмы № 1. При условии что цена остается фиксированной на уровне 12 д.е., то 12 д.е. также будут предельной выручкой данной индивидуальной фирмы. Это обстоятельство создает для нее стимул к обману – продавать больше выделенной квоты. Фирма № 1 максимизирует собственную прибыль, если она продаст 400 единиц продукции, так как при этом МС = Р = MR. Это возможно при условии, что она каким-либо образом захватит долю других участников картеля и, таким образом, оставит неизменным отраслевой выпуск, а, как следствие, и цену.

Отдельная фирма также  может иметь искушение понизить цену на свою продукцию по сравнению  с оговоренной картелем. При условии, что остальные участники картеля  сохраняют цену равную 12 д.е., фирма  № 1 столкнется с относительно эластичной кривой спроса (ее на рис.2, график Б, представляет линия средней выручки – AR). Даже умеренное снижение цены позволит «увести» много покупателей у других участников картеля. Фирма № 1 максимизирует прибыль, снижая цену до 10 д.е. и, тем самым, увеличивая продажи до 300 единиц.

Информация о работе Олигополия