Олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить факторы влияющие на определение цены и объём производства в олигополии.
Задачи поставленные при выполнении работы: рассмотреть различные модели поведения фирм в олигополии, изучить стратегии поведения фирм, проанализировать их действия.
Актуальность темы заключается в большом количестве олигополистических рынков и потребности изучения их функционирования.
Объект - фирмы олигополисты. Предмет : различные модели поведения фирм в условиях олигополии. Методика : модельно-логическая,анализ.

Файлы: 1 файл

Осовная часть. Олигополия.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

- устанавливать запреты  на продажу товаров из одного региона РФ в другой;

- давать хозяйствующим  субъектам указания о первоочередной  поставке товаров или о приоритетном  заключении договоров;

- необоснованно предоставлять  отдельному хозяйствующему субъекту  или нескольким хозяйствующим  субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Нарушения условий справедливой конкуренции со стороны властей  весьма типичны для России. В этом можно было убедиться и на частных примерах возводимых административных барьеров.

Антимонопольные органы РФ состоят из федерального антимонопольного органа (в настоящее время –  Министерства по антимонопольной политике) и территориальных органов. К  основным задачи федерального органа относятся:

- содействие формированию  рыночных отношений на основе  развития конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности;

- государственный контроль  за соблюдением антимонопольного  законодательства.

Федеральный антимонопольный  орган вправе:

- давать хозяйствующим  субъектам и органам власти  обязательные для исполнения  предписания о прекращении нарушений  антимонопольного законодательства;

- принимать решения  о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства;

- обращаться в суд  с заявлениями о нарушениях  антимонопольного законодательства;

- устанавливать доминирующее  положение хозяйствующего субъекта.

Федеральный антимонопольный  орган осуществляет государственный  контроль за созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением  акций в уставном капитале коммерческих организаций. В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающие доминирующее положение, совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций.

 

Заключение

 

Олигополия имеет место  там, где отрасль представлена несколькими  фирмами и характеризуется наличием барьеров для входа новых фирм. Фирмы осознают свою взаимозависимость.

В поведении олигополистов  прослеживаются две противоположные тенденции. С одной стороны, желание максимизировать свою совокупную прибыль заставляет их сотрудничать в целях поддержания высоких цен. С другой, - желание захватить большую долю отраслевой прибыли в свое распоряжение, которое порождает конкуренцию между ними.

Вероятность сговора  олигополистов более высока, если их мало, если они производят одинаковую продукцию и имеют одинаковую структуру издержек, если есть доминантная фирма, если в наличии высокие входные барьеры, если рынки стабильны и если нет законодательства, препятствующего сговору.

Сговор может либо явным, либо молчаливым.

Явное соглашение о сговоре  называется картелем. Цель картеля  – действовать подобно монополии. Он может устанавливать цену и предоставлять своим участникам соревноваться за долю рынка, или же он может распределять квоты. Для участников картеля всегда присутствует искушение обманывать путем продаж по цене ниже картельной, если он полагает, что это не развяжет войну цен.

Молчаливый сговор может  принять форму лидерства в ценах. Такая ситуация имеет место, когда цена в отрасли устанавливается доминантной фирмой или же фирма рассматривается другими как надежный «барометр» положения дел на рынке.

Поскольку фирмы-олигополисты могут столкнуться с ломаной  кривой спроса, то в такой ситуации они будут поддерживать стабильные цены до тех пор, пока не произойдут серьезные изменения в издержках или спросе.

Не прибегающие к  сговору олигополисты должны выбрать  ценовую стратегию. Этот выбор будет  зависеть от их отношения к риску  и предположений, которые они делают относительно поведения своих конкурентов. Теория игр исследует различные стратегии, которые могут выбирать фирмы. Они могут принять сопровождающуюся низким риском максиминную стратегию, которая приносит наименее худший из плохих результатов, или же принять сопровождающуюся высоким риском максимаксную стратегию, которая может принести лучший из возможных результатов, а также прибегнуть к компромиссной стратегии.

Будет ли поведение олигополиста в общественных интересах, зависит от конкретной олигополистической структуры рынка и от того, насколько она конкурентна. Кроме того, при решении этого вопроса необходимо принять во внимание наличие или отсутствии уравновешивающей силы, вовлеченность фирм в рекламную деятельность того или иного вида, приносит ли дифференциация продукции более широкий выбор для потребителя, какая доля прибыли инвестируется в исследования и разработки и, наконец, насколько рынок подвержен давлению потенциальной конкуренции.

Ценовая дискриминация  имеет место там, где фирма продает один и тот же продукт по разным ценам. Ценовая дискриминация позволяет фирме получать большую выручку с того же объема продаж.

Различают ценовую дискриминацию  первой, второй и третьей степени. При ценовой дискриминации первой степени, максимизирующий прибыль выпуск устанавливается там, где MC = P. При ценовой дискриминации третьей степени максимизирующий прибыль выпуск устанавливается там, где МС фирмы равны суммарным MR. Затем этот выпуск распределяется между рынками, на каждом из них объем продаж задается равенством МС = MR, при этом цены определяются кривой спроса на каждом из рынков.

Невозможно определить, приносит ли ценовая дискриминация  выигрыш или проигрыш обществу (одни – выигрывают, другие – проигрывают).

Конкурентная политика – это действия государства, направленные на обеспечение эффективного использования экономических ресурсов и защиту интересов потребителей. Она состоит, главным образом, в контроле над структурой рынка и поведением фирм на рынке, а также, иногда в прямом контроле за эффективностью функционирования рынка.

Список литературы

 

1. Экономическая теория. Учебник. / Под общей редакцией акад. В.И.Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Долан Э., Линдсей  Д. Рынок: микроэкономическая  модель. : СПб., 2002 .

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 2004.

4. Нуреев Р. М. Курс  микроэкономики. Учебник для вузов / Р.М.Нуреев – М.: ИНФРА-М, 2008. -576c.

5. Самуэльсон .П. , Нордхаус В. Экономика.- М.: , 2004.

6. Фишер С., Дорнбуш  Р., Шмалензи Р. Экономика. -  М.: Дело, 2003.

7. Экономика: Учебник  / Под ред. А. С. Булатова. –  М. БЕК, 2005. -255c.

8. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений  / Под ред. В.Д. Камаева. –  6-е изд., переаб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -505c.

                   




Информация о работе Олигополия