Олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить факторы влияющие на определение цены и объём производства в олигополии.
Задачи поставленные при выполнении работы: рассмотреть различные модели поведения фирм в олигополии, изучить стратегии поведения фирм, проанализировать их действия.
Актуальность темы заключается в большом количестве олигополистических рынков и потребности изучения их функционирования.
Объект - фирмы олигополисты. Предмет : различные модели поведения фирм в условиях олигополии. Методика : модельно-логическая,анализ.

Файлы: 1 файл

Осовная часть. Олигополия.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Во-первых, реклама снабжает потребителей информацией.

Во-вторых, реклама необходима для выхода с новой продукцией на рынок;

В-третьих, реклама может  способствовать развертыванию ценовой  конкуренции, так как информация о цене проукта часто фигурирует в рекламе;

В-четвертых, реклама  расширяет объем продаж и может  тем самым способствовать реализации экономии от масштаба.

Однако часто подчеркивают и общественные потери от рекламы.

Во-первых, реклама может  нести не только правдивую, но и искаженную информацию о продукте;

Во-вторых, реклама задействует  редкие ресурсы, которые могли бы быть использованы в альтернативных целях (например, на расширение производства или снижение затрат) в случае ее отсутствия;

В-третьих, если нет экономии от масштаба, то затраты на рекламу  имеют тенденцию повышать уплачиваемую покупателем цену;

В-четвертых, реклама  создает барьеры для входа  новых фирм в отрасль, создавая приверженность торговым маркам утвердившимся в  ней фирмам;

В-пятых, реклама навязывает некомпенсируемые фирмами издержки множеству членов общества, которые  совсем не нуждаются в рекламируемой продукции (например, телевизионная реклама электробритв только раздражает женскую половину аудитории).

2.Ценовое поведение фирм в олигополии 

2.1 Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация: условия существования и виды. Нередко можно встретиться с явлением, когда фирмы продают свою продукцию по разным ценам в зависимости от условий продажи. Оно получило название ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация  есть продажа одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям.

Ценовая дискриминация  может быть осуществлена при наличии  следующих трех условий.

1. Фирма не должна  быть ценополучателем; она должна  обладать определенной рыночной  властью.

2. Рынки должны быть  отделены друг от друга, то  есть покупатели на рынке с низкими ценами не должны иметь возможность перепродать продукцию тем, кто покупает ее на рынке с высокими ценами.

3. Ценовая эластичность  спроса должна быть различной  на каждом из рынков и тогда  фирма назначает более высокую  цену там, где спрос менее эластичен и, тем самым, менее чувствителен к повышению цены.

Различают три вида ценовой  дискриминации.

1. Ценовая дискриминация  первой степени имеет место  там, где фирма назначает каждому  из покупателей максимальную  цену за каждую единицу продукции,  которую он готов за нее  заплатить. 

2. Ценовая дискриминация  второй степени имеет место там, где фирма назначает покупателю различные цены за различные партии покупаемой потребителем продукции. Например, в С.-Петербурге в конце 2000 г. при покупке многоразового проездного билета без ограничения срока действия  на 60 поездок в метро первые 20 поездок оплачивались по 5 рублей за поездку, вторые 20 – по 4,5 рубля, третьи 20 – по 3,75 рубля.

3. Ценовая дискриминация  третьей степени имеет место  там, где фирме удается разделить  покупателей на различные группы  и назначить различные цены для каждой из групп. Этот вид ценовой дискриминации наиболее распространенный. В России она часто применяется в отношении иностранных граждан.

Что дает фирмам ценовая  дискриминация? С целью ответа на этот вопрос представим теперь разновидности ценовой дискриминации графически. На рис. 4 представлен гипотетический случай идеальной ценовой дискриминации первой степени, когда фирме удалось разделить свою продукцию на некие бесконечно малые порции и каждую продать по максимуму цены, которую потребитель готов заплатить. В этом случае фирма добавляет к той выручке, которая имела бы место при продаже всех единиц продукции по одной и той же цене (заштрихованный вертикальными линиями прямоугольник), еще и выручку, в точности равную излишку потребителя (заполненный точками треугольник). При этом она установит цену на последнюю единицу реализуемой продукции, которая будет равна предельным издержкам. Заметим, что здесь D = AR = MR, так как снижение цены на каждую последующую единицу не сопровождается снижением цен предыдущих.

Рис. 4. Ценовая дискриминация  первой степени.

На рис. 5. изображена ценовая  дискриминация второй степени. Если фирма прибегает к такой ценовой  дискриминации, то она увеличит свою выручку лишь на часть потребительского излишка (заполненная точками фигура). Увеличение выручки при неизменных издержках означает увеличение прибылей фирм, проводящих ценовую дискриминацию, по сравнению с ситуациями, когда таковую осуществить не удается.

Рис.5. Ценовая дискриминация  второй степени.

Обратимся теперь к анализу рис. 6 и ценовой дискриминации третьей степени. Предположим, что фирма продает свою продукцию на двух различных рынках (рынке № 1 и рынке № 2), изображенных на графике А и графике Б. График В показывает MR и МС для фирмы в целом. MR на графике В получается путем сложения по горизонтали MR1 на графике А и MR2 на графике Б. Суммарная прибыль фирмы максимизируется при равенстве MR и МС на графике В. Допустим, что условно MR = МС = 4 д.е. и, одновременно, этому равенству отвечает суммарный выпуск равный, скажем, 5000 единиц продукции. Этот выпуск должен быть разделен между двумя рынками в целях максимизации прибыли таким образом, чтобы MR1 = MR2 = 4 д.е. на каждом из рынков. MR на каждом из рынков должны быть равны МС и, следовательно, быть одинаковыми.

Рис. 6. Ценовая дискриминация  третьей степени.

Отсюда, как видно из графиков А и Б, на первом рынке  будет продано 2000 единиц продукции, а на втором – 4500 единиц. На первом рынке  цена будет 8 д.е., а на втором – 6 д.е. Заметим, что цена выше на рынке с меньшей ценовой эластичностью спроса.

Очевидно, что продавая свою продукцию по разным ценам на разных рынках, фирма добивается большей  прибыли по сравнению с ситуацией, когда ей не удается осуществить  ценовую дискриминацию.

Выигрывает ли общество от ценовой дискриминации? Невозможно дать определенный ответ на поставленный вопрос. Одни люди выигрывают от ценовой дискриминации, тогда как другие – проигрывают. Ясно, что проигрывают те, кто платят большую цену по сравнению с ситуацией, когда ценовая дискриминация отсутствует. Те же, кто платят более низкую цену, могут приобрести продукцию, недоступную им при отсутствии ценовой дискриминации. Она увеличивает выпуск продукции и делает ее доступной для большего числа людей.

Что касается фирм, то здесь также нельзя определенно сказать, выигрывает ли общество в целом от того, что фирмы прибегают к ценовой дискриминации или нет. С одной стороны, дополнительные прибыли фирм от ценовой дискриминации могут быть использованы для прорыва на новые рынки. Они повышают устойчивость фирмы в ценовой конкуренции и тем самым поддерживают конкурентную среду. Также эти прибыли могут быть реинвестированы и привести к снижению затрат.

В то же время ценовая  дискриминация может приводить  к усилению нежелательного неравенства в распределении дохода в обществе, особенно если она приводит к повышению средней цены продукции. Также она может быть использована для вытеснения конкурентов с рынка, когда принимает форму хищнического ценообразования

Хищническое ценообразование  есть установление цен ниже средних  издержек с целью вытеснения конкурентов  с рынка.

Таким образом, последствия  ценовой дискриминации неоднозначны с точки зрения выгод общества.

 

                             2.2 Конкурентная политика государства

Конкурентная политика: недискреционный и дискреционный  подходы. Большинство экономистов  полагает, что предоставленный самому себе рынок не в состоянии справиться с тенденцией к монополизации  и поэтому со стороны государства  требуется проведение конкурентной политики.

Конкурентная политика – это действия государства, направленные на обеспечение эффективного использования  экономических ресурсов и защиту интересов потребителей.

Конкурентная политика имеет дело с такими явлениями, как монополизация рынка отдельной фирмой, достижение монопольного положения путем слияния и поглощения, сговор между продавцами и антиконкурентная практика.

Поясним введенные понятия.

Слияние есть объединение  двух и более фирм в одну на основе их взаимного добровольного соглашения.

Поглощение есть приобретение одной фирмой другой без согласия приобретаемой фирмы.

Антиконкурентная практика есть действия, приводящие к существенному ограничению или уничтожению конкуренции на рынке.

Наиболее известными примерами антиконкурентной практики являются исключительное дилерство, отказ в поставке и связанные продажи.

Исключительное дилерство  – практика заключения со сбытовыми  предприятиями контрактов, оговаривающих, что эти предприятия будут  торговать только продукцией данного  производителя в ущерб другим конкурентам последнего.

Отказ в поставке – намеренный отказ в поставке продукции заказчикам с целью обеспечения исключительных торговых связей, соглашений о связанных продажах.

Связанные продажи –  практика ограничения торговли, при  которой поставщик требует, чтобы  покупатель продукта (связывающее благо) купил еще один или несколько продуктов (связываемые блага) у того же продавца.

Конкурентная политика состоит, главным образом, в контроле над структурой рынка и поведением фирм на рынке, а также, иногда в прямом контроле эффективности функционирования рынка (например, установления предельных цен в случае естественных монополий).

Есть два основных подхода к контролю над структурой рынка и поведением на рынке –  недискреционный и дискреционный. Недискреционный подход заключается  в формулировании приемлемых стандартов рыночной структуры и поведения на рынке и полном запрещении каких бы то ни было нарушений этих стандартов. Обычно этот подход включает:

а) установление максимально  допустимой доли рынка (например, не более 20%) в целях ограничения и недопущения возникновения монополизма. Так, автоматически запрещается любое слияние или поглощение, которое привело бы к увеличению рыночной доли объединенной группы поставщиков сверх допустимого предела;

б) полное запрещение всех форм «групповой монополии» (типа картелей);

в) полное запрещение деятельности, ведущей к ослаблению или уничтожению  конкуренции, например, исключительного  дилерства, отказа в поставке и т.д.;

Дискреционный подход носит  более прагматический характер. Он допускает, что высокий уровень концентрации продавцов и определенные соглашения между фирмами часто могут приводить к повышению экономической эффективности, а не к ее снижению. Сущность этого подхода заключается в том, что каждый случай необходимо оценить с точки зрения его конкретных достоинств и недостатков, а не осуждать автоматически. Таким образом, соглашения, ограничивающие торговлю и им подобные, расцениваются в зависимости от их возможных потерь и выгод. Если потери от данных видов деятельности больше, чем выгоды, тогда и только тогда они запрещаются.

В США в основном применяется  недискреционный подход; в Великобритании, напротив, используется дискреционный  подход; Европейское Сообщество сочетает элементы обоих подходов.

Правовая основа конкурентной политики в России. Правовой основой конкурентной политики в России служит, прежде всего, Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон был принят еще в 1991 г., в 1995 г. в него были внесены существенные поправки. Закон преследует две основные цели:

- предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции;

- обеспечение условий  для создания и эффективного  функционирования товарных рынков.

В законе подробно обозначены виды монополистической деятельности. Среди них:

1. Злоупотребление хозяйствующим  субъектом доминирующим положением  на рынке.

К таковому, в частности, могут быть отнесены:

- изъятие товаров из  обращения, целью и результатом  которого является создание или поддержание дефицита на рынке или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывание контрагенту  условий договора, не выгодных  для него или не относящихся  к предмету договора;

- включение в договор  дискриминирующих условий, которые  ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить  договор лишь при внесении  в него положений, касающихся  товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

- создание препятствий  доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- установление монопольно  высоких (низких) цен.

2. Соглашения (согласованные  действия) хозяйствующих субъектов,  ограничивающие конкуренцию.

В соответствии с Законом  могут быть признаны недействительными соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Эти соглашения могут касаться:

установления (поддержания) цен (см вставку 6.2);

- раздела рынка по  территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей;

- ограничения доступа  на рынок или устранение с  него других хозяйствующих субъектов  в качестве продавцов определенных  товаров или их покупателей;

- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

3. Акты и действия  органов власти и управления, направленные на ограничение  конкуренции.

В частности, органам  власти и управления запрещается:

- вводить ограничения  на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности (за исключением случаев, установленных

законодательством РФ);

- необоснованно препятствовать  осуществлению деятельности хозяйствующих  субъектов в какой-либо сфере;

Информация о работе Олигополия