Олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:05, доклад

Краткое описание

Олигополия- это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом , в олигополической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист , в отличие от совершенного конкурента , обладает определенной властью над ценой , но его власть , по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой .

Файлы: 1 файл

Олигополия.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

                           Олигополия.

 

   Олигополия- это тип рынка несовершенной  конкуренции, характеризующийся  присутствием на рынке товара  нескольких производителей. Таким  образом , в олигополической отрасли  производителей больше, чем в  условиях монополии, но значительно  меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист , в отличие  от совершенного конкурента , обладает  определенной властью  над ценой , но его власть , по сравнению с монополистом, ограничена  количеством производителей, поделивших рынок между собой .

    Число участников олигополистического  рынка может быть ДВА.

        Это называется дуополией. Дуополия –частный случай олигополии, который чаще  называется  в теоретических моделях, чем в реальной жизни.

           В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополической тип производства.

   В олигополической структуре рынка концентрация производства в различных отраслях не одинакова. Чем  меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополической власти в отрасли.

    Для прогнозирования монополистического  поведения фирм в отрасли рассчитывается  индекс Герфиндаля. Данный индекс  показывает степень концентрации  рынка и вычисляется посредством  суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

        

                               H = S12 + S22 + …………+ Sn2 

H-индекс Герфиндаля;  S1 , S2………..Sn - доли фирм на рынке .

    

  Важно  подчеркнуть, что   в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Вкратце можно сказать, что неценовая конкуренция  основана на привлечение потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров , рекламы, после продажного технического обслуживания  и т.п.

Олигополисты, разделивши рынок и получающие устойчивую прибыль, могут агрессивно  отреагировать на появление новых фирм: выступить в сговор, обрушить цены и т.д. Их мотивация понятна: ведь новые фирмы нарушают сложившийся в отрасли объем производства, приносящий прибыль.

   Олигополисты - не только конкуренты , но и одновременно негласные  партнеры.

   Ценовое поведение  олигополистов связано  взаимозависимостью.

 

                                        «Дилемма заключенного» 
 
 

                                         сознался,            не сознался

 
  5;5
 
   3;10
 
   10;3
 
   0;0
 

          сознался 

         не сознался

 
 
 

Ломанная  кривая спроса.  В данной модели анализируется  реакция олигополистов на изменения  поведения конкурента.  
 

      P                                                            а)  Два варианта поведения кривой спроса

  Олигополиста  в зависимости от реакции 

                  Конкурентов на изменение цены. 

 Pf

                Pf

      D2 

      D1 

            MR1    MR2

      0              Q

                                  Q f

                                                                 P

б) Ломанная кривая спроса оигополиста,

 обуславливающая жестокость цен.

                                                                                              Pf

                                                                                               Pf

      Mr2

      Mc1

 Mc2 

      Mr1

      0 Q

      Qf 
 
 
 

Тайный  сговор (картель).

   Фирмы-олигополисты могут ограничить  конкуренцию между собой, а  также предотвратить вступление в отрасль новых фирм., заключив тайное соглашение. Предметом может стать выравнивание цен , либо закрепление долей поставок продукции на рынок.(ОПЕК)

   Но картельные объединения не  долго вечны.

  1. тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству, и высок риск раскрытия.
  2. олигополистам тяжело договориться по цене и объемам  долей рынка.
  3. участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью  максимизации своей и только  своей прибыли.
  4. жизнь картеля ограничивается выгодность сговора, основанной на высоком спросе.
 

Лидерство в ценах. В данной модели олигополисты координируют свое поведение посрдтвом молчаливого согласия следовать за лидером .Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает  цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. 

Ценообразование по принципу издержки «Плюс». Данная модель  связана с планированием выпуска и прибыли.Цена на продукцию устанавливается по принципу средние издержки плюс прибыль и какие средние издержки  закладывать в цену? Ведь размер средних издержек зависит от объема выпуска, а прибыль – от вечно колеблющегося объема продаж. Поэтому фирмы планируют средний объем выпуска,например 75-80% от полной загрузки производственных мощностей . «Плюс» , или надбавка,планируется  как минимальная  экономическая прибыль, исходя средний нормы  прибыли  отрасли последних  лет. Формула «издержки плюс» составляет основу стандартного ценообразования , вокруг которой , в зависимости от текущей конъюнктуры, цена может колебаться. Используя такую модель , олигополисты с почти одинаковыми издержками , смогут  автоматически выравнивать цены и максимизировать совместную (общую) прибыль. 
 
 
 
 

                 Статистика по Олигополии в России. 
 

В России яркий представитель олигополии – рынок сотовой связи.

Доли  сотовых операторов в России (на 30 сентября)

   
 
 

      МТС (34,1%)

      ВымпелКом (32,4) 
 

      Мегафон (19,1) 

      Другие (14,4)

 

Самую большую абонентскую базу имеет  неизменный лидер – компания МТС 34,1 %(70,5 млн.), sim-карт. На втором месте – «ВымпелКом» 32,4 %(52,4 млн.), на третьим- «Мегафон» 19,1%(28,2млн.)…..Другие операторы занимают 14,4%  рынка, такие как :

Сонет- 5,7%

Sky link- 5,3 %

Сити НН- 0,8%

Corbina- 0,7%

Байкал  Вест Ком- 0,4%

Урал  Связь информ- 0,35%

НТК- 0,3%

НСС- 0,2%

Теле2- 0,2%

K/cell- 0,2 %

Active- 0,15%

Стек  gsm- 0,1% 

Расчет  степени концентрации рынка и  вычисления посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:  
 

H = S12 + S22 + …………+ Sn2= =34,22+32,42+19,12+5,72+5,32+0,82+0,72+0,42+0,352+0,32+0,22+0,22+0,22+0,152+0,12=

=1162,81+1049,76+0,16+0,01225+0,09+0,04+0,04+0,04+0,0225+0,01=

=2639,615.

  

Концентрация  рынка с индексом Герфиндаля, не превышающим 1000- считается низкой. Индекс равный 1800 и выше – признак высокой концентрации. Следовательно,  российский рынок сотовой связи считается рынком с высокой степенью концентрации.

 
 
 
 
 

P.S.(необязательно)…………………

Самыми быстрыми темпами растет абонентская база «Мегафона», который смог «отобрать» часть рынка у двух крупнейших конкурентов- МТС и ВымпелКом». На «Мегафон» приходится  35,7% новых подключений, что на ряду с  МТС-23%,а у «ВымпелКома» 9,3%.

Информация о работе Олигополия