Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:05, доклад
Олигополия- это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом , в олигополической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист , в отличие от совершенного конкурента , обладает определенной властью над ценой , но его власть , по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой .
Олигополия- это тип рынка несовершенной
конкуренции,
Число участников
Это называется дуополией. Дуополия –частный случай олигополии, который чаще называется в теоретических моделях, чем в реальной жизни.
В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополической тип производства.
В олигополической структуре рынка концентрация производства в различных отраслях не одинакова. Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополической власти в отрасли.
Для прогнозирования
H = S12
+ S22 +
…………+ Sn2
H-индекс Герфиндаля; S1 , S2………..Sn - доли фирм на рынке .
Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Вкратце можно сказать, что неценовая конкуренция основана на привлечение потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров , рекламы, после продажного технического обслуживания и т.п.
Олигополисты, разделивши рынок и получающие устойчивую прибыль, могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: выступить в сговор, обрушить цены и т.д. Их мотивация понятна: ведь новые фирмы нарушают сложившийся в отрасли объем производства, приносящий прибыль.
Олигополисты - не только конкуренты , но и одновременно негласные партнеры.
Ценовое поведение олигополистов связано взаимозависимостью.
5;5 |
3;10 |
10;3 |
0;0 |
сознался
Ломанная
кривая спроса. В данной модели анализируется
реакция олигополистов на изменения
поведения конкурента.
P
Олигополиста в зависимости от реакции
Конкурентов на изменение цены.
Pf
Pf
D2
D1
MR1 MR2
0 Q
Q f
б) Ломанная кривая спроса оигополиста,
обуславливающая жестокость цен.
Mr2
Mc1
Mc2
Mr1
0 Q
Qf
Тайный сговор (картель).
Фирмы-олигополисты могут
Но картельные объединения не долго вечны.
Лидерство
в ценах. В данной модели олигополисты
координируют свое поведение посрдтвом
молчаливого согласия следовать за лидером
.Самая крупная и технически передовая
фирма отрасли устанавливает цену,
а другие, менее весомые фирмы, придерживаются
этой цены.
Ценообразование
по принципу издержки
«Плюс». Данная модель связана с
планированием выпуска и прибыли.Цена
на продукцию устанавливается по принципу
средние издержки плюс прибыль и какие
средние издержки закладывать в цену?
Ведь размер средних издержек зависит
от объема выпуска, а прибыль – от вечно
колеблющегося объема продаж. Поэтому
фирмы планируют средний объем выпуска,например
75-80% от полной загрузки производственных
мощностей . «Плюс» , или надбавка,планируется
как минимальная экономическая прибыль,
исходя средний нормы прибыли отрасли
последних лет. Формула «издержки плюс»
составляет основу стандартного ценообразования
, вокруг которой , в зависимости от текущей
конъюнктуры, цена может колебаться. Используя
такую модель , олигополисты с почти одинаковыми
издержками , смогут автоматически
выравнивать цены и максимизировать
совместную (общую)
прибыль.
Статистика по Олигополии
в России.
В России яркий представитель олигополии – рынок сотовой связи.
Доли сотовых операторов в России (на 30 сентября)
МТС (34,1%)
ВымпелКом
(32,4)
Мегафон
(19,1)
Другие (14,4)
Самую большую абонентскую базу имеет неизменный лидер – компания МТС 34,1 %(70,5 млн.), sim-карт. На втором месте – «ВымпелКом» 32,4 %(52,4 млн.), на третьим- «Мегафон» 19,1%(28,2млн.)…..Другие операторы занимают 14,4% рынка, такие как :
Сонет- 5,7%
Sky link- 5,3 %
Сити НН- 0,8%
Corbina- 0,7%
Байкал Вест Ком- 0,4%
Урал Связь информ- 0,35%
НТК- 0,3%
НСС- 0,2%
Теле2- 0,2%
K/cell- 0,2 %
Active- 0,15%
Стек
gsm- 0,1%
Расчет
степени концентрации рынка и
вычисления посредством суммирования
квадратов рыночных долей каждой
фирмы в отрасли:
H = S12
+ S22 +
…………+ Sn2= =34,22+32,42+19,12+5,72+5,32+
=1162,81+1049,76+0,16+0,01225+
=2639,615.
Концентрация рынка с индексом Герфиндаля, не превышающим 1000- считается низкой. Индекс равный 1800 и выше – признак высокой концентрации. Следовательно, российский рынок сотовой связи считается рынком с высокой степенью концентрации.
P.S.(необязательно)…………………
Самыми быстрыми темпами растет абонентская база «Мегафона», который смог «отобрать» часть рынка у двух крупнейших конкурентов- МТС и ВымпелКом». На «Мегафон» приходится 35,7% новых подключений, что на ряду с МТС-23%,а у «ВымпелКома» 9,3%.