Эволюция теорий монополий и олигополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:32, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей(или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на коньюктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хоть бы одно из условий чистой конкуренции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Модель Дуополии Курно………………………………………………………5-8
Модель Дуополии Штакельберга………………………………………..…...9-11
Модель Дуополии Бертрана………………………………………………...12-15
Модель «Линейного города» Г.Хотеллинга……………………………….16-18
Теория монополистической конкуренции и экономическая теория несовершенной конкуренции Э.Чемберлена……………………………....19-26
Теория монополистической конкуренции Дж.Робинсон………………….27-29
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

ИЭУ.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «Мировой экономики и экономической теории»

 

 

 

 

 

 

Семестровая работа

 

По дисциплине: «История Экономических Учений»

 

На тему: «Эволюция теорий монополий и олигополий»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы Э-159:

Козлова Ксения Валерьевна

Проверил:

Доцент Синицына Людмила Маркеловна

 

 

 

                                          Волгоград  2012

                                                           СОДЕРЖАНИЕ.      

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

Модель Дуополии Курно………………………………………………………5-8

Модель Дуополии Штакельберга………………………………………..…...9-11

Модель Дуополии Бертрана………………………………………………...12-15

Модель «Линейного города» Г.Хотеллинга……………………………….16-18

Теория монополистической конкуренции и экономическая теория несовершенной конкуренции Э.Чемберлена……………………………....19-26

Теория монополистической конкуренции Дж.Робинсон………………….27-29

Заключение………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Известно, что конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей(или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на коньюктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хоть бы одно из условий чистой конкуренции.

Монополия- наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Всевластию монополиста помогает уникальность(незаменимость) продукции последнего.

Олигополия- это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции.

Начиная со второй половины XIX в. постепенно и все больше завоевывает позиции несовершенная конкуренция. Она связана с возникновением крупных хозяйственных субъектов (объединений), которые постепенно стали подчинять себе все большую часть отраслевых рынков. Все это сопровождалось процессом концентрации производства (сосредоточением большого числа рабочей силы и объемов производства на крупных предприятиях). В этих условиях сокращается количество товаропроизводителей и появляется возможность влиять на рыночную цену.

В 1933 году вышли две работы, положившие начало теории несовершенной конкуренции, ставшие ее классическими основаниями. Первая – это работа американского экономиста Э.Чемберлина «Теория монополистической конкуренции (реориентация теории стоимости)». Вторая работа – «Экономика несовершенной конкуренции» – была написана англичанкой Д.Робинсон стала реакцией на вызовы времени, на процессы монополизации рынка, нарушение классических механизмов свободной конкуренции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛЬ ДУОПОЛИИ КУРНО.

Антуан Огюстен Курно (1801-1877)- французский экономист, философ и математик. Родился в Гре близ Дижона 28 августа 1801. Учился в лицее в Безансоне, в 1821 поступил в Высшую педагогическую школу, в 1823 получил степень лиценциата в области науки, а в 1827 – в области права. В 1829 защитил докторскую диссертацию. В 1831 стал помощником инспектора Парижской Академии. В 1834–1835 Курно – профессор математики Лионского университета, с 1835 – ректор Академии Гренобля, генеральный инспектор математического образования (1836–1848), а в 1854–1862 – ректор Дижонской Академии. В 1862 вышел в отставку. Умер Курно в Париже 31 марта 1877. В работе «Исследования математических принципов теории богатства» (1838) он предпринял попытку исследовать экономические явления с помощью математических методов. Им впервые была предложена формула D = F(P), где D - спрос, Р - цена, согласно которой спрос является функцией цены.

Рис. 1. Модель дуополии Курно.

Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две фирмы и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют с «завязанными глазами»).

 Каждый  из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет  удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что  продавцы не узнают о своих  ошибках. Фактически же эти предположения  продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

Рассмотрим динамическую модель дуополии Курно, которая базируется на следующих предпосылках:

1) Две  фирмы производят однородный  товар.

2) Фирмам  известна кривая рыночного спроса.

3) Фирмы принимают решения о производстве независимо друг от друга и одновременно.

4) Каждая  из фирм предполагает выпуск  конкурента постоянным.

Предприятия независимо друг от друга поставляют свой товар в торговую сеть, которая занимается реализацией и распространением товара в некотором экономическом регионе. Накладные расходы в торговой сети считают равными нулю.

В результате объем производства каждого из олигополистов является функцией от : 1) рыночного спроса, 2) собственных издержек и 3) производства конкурента.

Модель Курно многие экономисты считали наивной. Она допускает, что дуополисты не делают никаких выводов из ошибочности своих предположений относительно реакции конкурентов. Модель закрыта, т. е. число фирм ограничено и не меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения. Нереальным представляется предположение о нулевых операционных издержках. Равновесие в модели Курно можно изобразить через кривые реагирования, показывающие максимизирующие прибыль объемы выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска конкурента.

Рис.2. График изменения цен конкурирующих фирм.

Кривая реакции первой фирмы показывает, что если конкурент установит свою цену в 20 единиц, то для первой фирмы лучшим выходом будет установление цены в 25 единиц (точка К на графике). Если бы фирма № 1 была единственной на рынке, то она установила бы цену в 52 единицы, которая являлась бы монопольной ценой. В ответ на такую цену в отрасль вошла бы другая фирма, в нашем примере фирма № 2, которая отреагировала бы на монопольную цену своей ценой, равной 48 единицам (точка А на кривой реакции фирмы № 2). В свою очередь, реакцией на эту цену у фирмы № 1 была бы цена в 43 единицы (точка В на кривой реакции фирмы № 1). Такое взаимодействие продолжалось бы до тех пор, пока не установилось бы рыночное равновесие в точке Е.

Таким образом, модель Курно дает объяснение монопольной цене и равновесию, которое может быть достигнуто в условиях совершенной конкуренции при цене, равной предельным издержкам. Но эта точка идеальный случай. Между нею и точкой, представляющей монопольную цену, находится область олигополистического взаимодействия.

Несмотря на достоинства теории Курно, она не принимает во внимание важное обстоятельство — то, что каждая фирма будет активно реагировать на появление конкурента и, таким образом, ее цены не будут фиксированы.

Модель Курно является наиболее выгодной для общества, так как предполагает наличие двух конкурирующих между собой на равных фирм, устанавливающих более приемлемые цены для привлечения потребителей.

 

 

 

 

 

МОДЕЛЬ ДУОПОЛИИ ШТАКЕЛЬБЕРГА.

Генрих фон Штакельберг(31.10.1905-12.10.1946)- немецкий экономист, работавший в области теории организации промышленности, теории игр и известный как автор модели иерархического взаимодействия, барон.

Штакельберг изучал экономику и математику в Кёльнском университете, который закончил в 1927 году, защитив диссертацию по теме "Квази-рента в работах Альфреда Маршалла Он продолжил обучение на степень доктора экономики под руководством Эрвина фон Бекерат. В 1930 защитил диссертацию по теории издержек которая была издана в 1932 году в Вене. В 1934 году он завершил вторую диссертацию по рыночной структуре и равновесию.

Преподавал в Кёльнском университете. После одного семестра получил должность в Берлинском Университете, где работал до 1941 года. В 1941 году, стал профессором экономики в Боннском университете.

Модель Штакльбера- теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Асимметрия дуополии Штакельберга заключается в том, что дуополисты могут придерживаться разных типов поведения,  то есть стремиться быть лидером или оставаться последователем.

В данной модели один из производителей Лидер(актив), другой Последователь(пассив). Последователь предоставляет лидеру возможность первому предложить на рынке желаемое количество товара и оставшийся после этого неудовлетворенный отраслевой спрос рассматривает как свою долю рынка. Такое взаимоотношение между конкурентами может возникнуть вследствие ассиметричного распределения информации: лидер знает функцию затрат последователя, в то время как последователь не осведомлен о производственных возможностях лидера.

Последователь будет реагировать на действия лидера:

– приспосабливает свой выпуск в соответствии с выпуском лидера;

– предполагает, что на его действия лидер не реагирует.

Лидер придерживается противоположной точки зрения:

– выбор лидера ведет к изменению ожиданий последователя;

– он учитывает при принятии своих решений, что последователь реагирует на его поведение.

В такой ситуации фирмам не нужно принимать стратегических решений. Прибыль лидера зависит только от его объема выпуска, так как объем выпуска последователя задан уравнением его реакции:

 qII = qII(qI).

Выпуск лидера в два раза превышает выпуск последователя. Позиция лидера предпочтительней так как его прибыль в два раза превышает прибыль последователя.

Предположим, что 1-ая фирма догадалась о том, что конкурент подстраивает свой выпуск, согласно модели Курно. 2-ая фирма по-прежнему считает, что конкурент ни отвечает его действиям.

и, следовательно, теперь предположительные вариации будут равны: 

 

Один из производителей первым устанавливает свой объем производства, исходя из условий максимизации своей прибыли и учитывая реакцию второго производителя. Таким образом, в данной модели одна фирма является лидером в определении объема продаж, что дает ей стратегическое преимущество. Второй производитель (или несколько фирм-последователей) устанавливает свой объем выпуска после того, как решение об объеме производства примет его конкурент. Его уровень выпуска определяется функцией реакции, т.е. принятие решения последователем идентично поведению фирм в модели Курно.

Считается, что такая модель хорошо описывает конкуренцию на многих рынках, когда фирма-лидер занимает значительную долю рынка. К тому же ее можно рассматривать как упрощенный вариант более сложной модели конкуренции. С точки зрения теории игр модель Штакельберга представляет собой динамическую игру с совершенной информацией, в которой лидер делает ход первым. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛЬ ДУОПОЛИИ БЕРТРАНА.

Жозеф Луи Франсуа Бертран(1822-1900)- Французский математик, работавший в области теории чисел, дифференциальной геометрии, теории вероятности и термодинамики. Был профессором Политехнической школы и Колледжа Франции. Являлся членом Парижской академии наук и её бессменным секретарем в течение 26 лет. В экономике им была пересмотрена теория олигополии, в частности, модель конкуренции по Курно. 

Бертран подходил к проблеме с точки зрения покупателя, который реально сравнивает цены, назначенные двумя фирмами. Поскольку дуополисты продают одну и ту же минеральную воду, каждый покупатель, естественно, захочет купить ее у продавца, назначающего более низкую цену. По мнению Бертрана, каждая фирма устанавливает свою цену на основе предположения, что цена у ее соперника останется фиксированной.

Модель Бертрана– модель рынка  двух фирм, разработанная Ж. Бертраном в 1883. Эта модель отличается от модели дуополии Курно и предполагает, что каждая фирма максимизирует прибыль, ожидая, что другая фирма не изменит свою цену. Результатом модели Бертрана является устойчивое равновесие двух фирм. Дуополисты Бертрана исходят из предположения о независимости цен, устанавливаемых друг другом, от их собственных ценовых решений, то есть цена, назначенная соперником, является для дуополиста константой.

Информация о работе Эволюция теорий монополий и олигополий