Эволюция теорий монополий и олигополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:32, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей(или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на коньюктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хоть бы одно из условий чистой конкуренции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Модель Дуополии Курно………………………………………………………5-8
Модель Дуополии Штакельберга………………………………………..…...9-11
Модель Дуополии Бертрана………………………………………………...12-15
Модель «Линейного города» Г.Хотеллинга……………………………….16-18
Теория монополистической конкуренции и экономическая теория несовершенной конкуренции Э.Чемберлена……………………………....19-26
Теория монополистической конкуренции Дж.Робинсон………………….27-29
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

ИЭУ.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Ценовая война — цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.

Дуополисты Бертрана исходят из предположения о независимости цен, устанавливаемых друг другом, от их собственных ценовых решений, то есть цена, назначенная соперником, является для дуополиста константой.

Ценовая война продолжается до тех пор, пока не будет выполняться равенство Р = АС = МС. В этом положении ни одна фирма не будет получать выгоды от снижения цены.Чтобы избежать ценовых войн, олигополисты договариваются об определенных принципах установления цен и (или) распределении долей рынка.

Положение дуополистов в модели Бертрана полностью симметрично. Это означает, что вариант продажи по цене ниже цены конкурента будет стратегией выбора для обеих фирм. Нет необходимости доказывать, что не может быть устойчивого равновесия, при котором каждая фирма продает продукцию по цене, которая ниже цены, установленной другой фирмой. Процесс снижения цены одной и другой фирм будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут естественный экономический предел, а именно: предельные издержки, которые в примере с минеральным источником равняются 0. Когда каждая фирма снизит цену до своих предельных издержек, она не сможет уменьшать ее и в дальнейшем. При продаже каждой фирмой своей продукции по цене, равной предельным издержкам, дуополисты поделят рынок поровну.

Если представить себе модель Бертрана как модель конкурентных торгов, результат этот приобретет больший смысл. Допустим, что одна из фирм участвует в торгах, назначая цену выше предельных издержек. Тогда другая фирма всегда может получить прибыль, сбивая эту цену. Отсюда следует, что единственная цена, "сбивания" которой не может ожидать ни одна из фирм, есть цена, равная предельным издержкам.

Часто можно наблюдать, что в результате конкурентных торгов с участием фирм, не готовых к сговору, устанавливаются цены, много ниже тех, к которым можно было бы придти каким-то другим способом. Это явление есть не что иное как пример логики конкуренции по Бертрану.

Рис. 3. Кривая спроса дуополиста Бертрана.

 

 

 

  Модель  Бертрана имеет два разумных исхода:

  • кооперативный, подразумевающий достижение фирмами соглашения, при котором они взимают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей;
  • конкурентный, при котором фирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек.

Мы видим, что в равновесии Бертрана цена, по которой продается продукция, равна предельным издержкам, что соответствует ситуации конкурентного равновесия. Как следует из этого, присутствие по крайней мере двух производителей достаточно для того, чтобы отрасль функционировала в режиме совершенной конкуренции и равновесие было Паретооптимальным. Таким образом, если верить модели,монопольная власть - редкий феномен и встречается только в ситуации, когда есть всего один производитель продукции. По-видимому, этот вывод не согласуется с действительностью. Кроме того, крайне интенсивная ценовая конкуренция приводящая олигополистический рынок к ситуации равновесия эквивалентного равновесию совершенной конкуренции в целом также представляется не слишком реалистичной. Отсюда появляется название парадокс Бертрана.- ситуация, когда два олигополиста, конкурируя между собой и достигнув равновесия Нэша, оказываются с нулевой полной прибылью. Парадокс назван по имени его создателя Жозефа Бертрана. Парадокс  проявляется в модели Бертрана, описывающей конкуренцию в олигополии. Модель в простейшем варианте, в котором и проявляется парадокс, рассматривает очень упрощённый рынок и использует очень сильные допущения:

  • компании производят одинаковый товар, спрос ограничен и как-либо задан;
  • компания, назначившая наименьшую цену, получает себе весь спрос;
  • если наименьшую цену назначили две и более компании, они делят спрос поровну.

     Парадокс  заключается в том, что если на рынке была монополия, а затем пришла ещё одна фирма (стала дуополия), цена сразу падает до уровня рынка совершенной конкуренции и остаётся такой же с входом других фирм на рынок. Это не реалистично, поскольку в дуополии фирмы не конкурируют так ожесточённо, и эмпирические исследования показывают, что дуополии работают с прибылью. Кроме того, с ростом числа фирм на рынке цены снижаются. Поэтому были предприняты серьезные попытки модифицировать модель Бертрана так, чтобы выводы из нее более соответствовали реальными наблюдениям, т.е. с тем, что монопольная власть на рынке не исчезала бы при наличии всего двух конкурентов в отрасли. 
Заметим, что наиболее существенными недостатками модели Бертрана являются:

  • В модели Бертрана предполагается, что производится и продается однородная продукция. Поэтому возникает жесткость олигополистической конкуренции.
  • Второе специфическое свойство модели Бертрана — это предположение об отсутствии ограничений на объемы производства, или в более слабом виде: специфическое предположение о независимости предельных издержек любого производителя от объемов производства. Как только мы вводим предположение о зависимости предельных издержек от объемов производства, то мы не получаем изящный результат о том, что единственное состояние равновесия — это равновесие, при котором цены равны предельным издержкам.
  • Модель Бертрана в классической постановке, имеет статический характер. Принятие во внимание некоторых стратегических соображений, связанных с конкуренцией в различные интервалы времени (точнее с нетривиальными последовательностями ходов конкурентов), приводит к ослаблению выводов о жесткости конкуренции в модели Бертрана

В силу этого парадокса попытку Бертрана переосмыслить концепцию олигополистического равновесия трудно признать полностью удавшейся.

Таким образом,продажи каждой фирмы положительны. Например, если у одной из фирм мощности меньше половины величины спроса, то остальной спрос достается конкуренту. Фирмы конкурируют, выбирая цену, и оставляют рынку определить количество продукции, которое они смогут продать по этим ценам.

 

  МОДЕЛЬ «ЛИНЕЙНОГО ГОРОДА» Г.ХОТЕЛЛИНГА.

Гароль Хотеллинг (1895-1973)- американский экономист и статистик, автор модели линейного города. В 1919 г. получил степень бакалавра по журналистике и магистра по математике (1921) в университете Вашингтон, доктора философии (1924) в  Принстоне. Преподавал в Стэнфордском , затем и в Колумбийском университете (1931-1946), где возглавлял кафедру экономики. С 1946г. до выхода в отставку возглавлял департамент статистики в университете Северной Каролины. Президент экономического общества (1936-1937).   

Модель линейного города, была предложена впервые Г. Хотеллингом в 1929 г. Прообразом модели линейного города стал провинциальный американский городок, лежащий на трансконтинентальной железной дороге, в котором все магазины были размещены вдоль его главной улицы, население так же размещено вдоль этой улицы.

Модель линейного города Хотеллинга может рассматриваться как общая модель дифференциации продукта, а не как отражение частного случая дифференциации - дифференциации локальной.  

Модель линейного города Хотеллинга была по существу теоретико-игровой моделью, в которой на первой стадии игры каждый игрок выбирает свое местоположение «на линии», а на второй — цену. Особую роль в этой модели играют транспортные расходы, которые несут покупатели. Именно они наделяют «пространственных конкурентов» определенной монопольной властью в отношении ближайших потребителей и ослабляют их влияние на более отдаленных. В пределе при t -> О модель пространственной конкуренции редуцируется в модель совершенной конкуренции, цены приближаются к предельным затратам, а линейный город вновь «аннигилирует» в точку.

Модель «линейного города» иначе называют моделью пространственной дифференциации продукта. Рассмотрим город, где хлебом торгуют только два магазина, расположенных на противоположных концах города. Расстояние между продавцами будем считать равным единице. Продукты обоих продавцов одинаковы по всем характеристикам, кроме расположения в течение дня каждый покупатель приобретает только одну буханку хлеба (мы предполагаем так называемый единичный спрос). На расстоянии, разделяющем продавцов, покупатели расположены равномерно. Предпочтения покупателей идентичны, максимальная готовность платить за товар составляет  . Транспортные расходы на единицу товара (в нашем условном примере буханку хлеба) составляют t для расстояния между двумя продавцами(равного1).  

Для каждого продавца чистая цена, которую он может получить за свой товар, зависит, с одной стороны, от максимальной готовности платить за товар, с другой стороны, от удаленности покупателя от продавца. Чем дальше покупатель расположен от продавца, тем ниже чистая цена, которую может получить продавец. 

Удаленность снижает возможности фирм конкурировать друг с другом. Так, покупатель, расположенный ближе к первой фирме, готов приобретать товар у нее. Чтобы он согласился переключиться на товар второго продавца, тот должен назначить на товар цену существенно ниже. Дифференциация продавцов создает «зону чистой монопольной власти» первой фирмы, где покупатели не готовы приобретать товар у второго продавца ни при какой положительной цене. Аналогичной «зоной чистой монополии» располагает и вторая фирма. Итак, цена, которую может назначать первая фирма на свой товар, ограничена: 

  • максимальной готовностью платить за товар фирмы  ;  
  • ставкой транспортных расходов t;  
  • ценовой конкуренцией со стороны второй фирмы.  
     
    Сказанное целиком относится и ко второй фирме. 

Повышение транспортных тарифов оказывает противоречивое влияние на экономическое положение продавцов. С одной стороны, зоны монопольной власти фирм увеличиваются применительно к кругу покупателей, готовых приобретать товары фирм по любым положительным ценам, продавцы становятся монополистами. С другой стороны, снижается чистая цена, которую продавцы могут получить при данной максимальной готовности потребителей платить за товар.

Достаточно существенный рост транспортных тарифов приведет к возникновению «мертвой зоны» - потенциальных потребителей, настолько удаленных от продавцов, что фирмы не могут рассчитывать получить никакой положительной цены. Протяженность «мертвой зоны» показывает потери общественного благосостояния вследствие роста транспортных тарифов. 

Важным следствием модели линейного города Хотеллинга является так называемый принцип минимальной дифференциации: «Покупатели повсюду сталкиваются с избытком однообразия». Линейный рынок Хотеллинга ограничен, и на нем есть место лишь для двух продавцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ТЕОРИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ   И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Э.ЧЕМБЕРЛИНА. 

Эдуард Чемберлин (1899-1967) - американский экономист. Родился в штате Вашингтон в семье священника. Окончил Айовский университет. В 1922 году Э.Чемберлин поступает в докторантуру Гарвардского университета и, закончив ее, остается здесь преподавать. В 1933 году ученый публикует свой труд "Теория монополистической конкуренции", который стал впоследствии классическим произведением. С1939 по 1943 год он занимает должность главы отделения экономической теории Гарвардского университета, а в 1944 году становится вице-президентом Американской экономической ассоциации. В годы Второй мировой войны Э.Чемберлин работал в бюро стратегической службы в США.

Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина явилась вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия. Э.Чемберлин в своих трудах показал существование специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системы.

В масштабах всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребитель платит за товары дороже, выпуск меньше потенциально возможного, наблюдается недогрузка производственных мощностей и безработица. Посредством этого Чемберлин предлагает новое объяснение депрессии 30-х г.

Дифференциация порождена разнообразием вкусов потребителей. Чемберлин предлагает систему мер по борьбе со злоупотреблениями торговой маркой. Был поставлен под сомнение принцип "суверенитета потребителя". Чемберлин признавал возможность сознательного формирования спроса монополистами, включив в анализ феномен манипулирования потребительскими предпочтениями. Он показал, что ценовая конкуренция трансформируется в соревнование по качеству и обслуживанию.

Чемберлин вводит понятие "издержки сбыта". В отличие от издержек производства, приспосабливающих продукт к спросу, издержки сбыта нацелены на приспособление спроса к продукту, манипулирование спросом.

По Чемберлину, рынок в условиях   монополистической конкуренции определяется тремя факторами: 1) ценой продукта, 2) особенностями самого продукта, 3) расходами по сбыту. Недогрузка производственных мощностей, безработица, рост цен не являются следствием недостаточного совокупного спроса, а выступают как плата за дифференцированное потребление.

Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией:

  • создание рынка одиноких товаров - этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов;
  • рынок дифференцированных продуктов - контроль продавцов над товарами, имеющими отличительные признаки.

Предложенный им вариант  монополистической конкуренции характеризуется следующим:

  • число продавцов достаточно велико;
  • каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на поведение конкурентов;
  • товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;
  • вход в производство близких групп продуктов не ограничен.

Информация о работе Эволюция теорий монополий и олигополий