Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:44, лекция
Особенности рынка олигополии.
Концентрация рынка.
Модели олигопольного ценообразования.
РЫНОК ОЛИГОПОЛИИИ.
Выделяется: жесткая олигополия (3-5 фирм на рынке) и мягкая олигополия (6-8 фирм).
Олигополия может
быть однородной. Однородная олигополия
– 1 вид продукции. Дифференцированная
олигополия – несколько видов
продукции. Теория рынка олигополии
была разработана экономистами Джоаном
Робинсоном, Штакильбергом, Расселом,
Берграном. Рынок олигополии относится
к несовершенной конкуренции, близок к
монопольному рынку, но на нем имеется
конкуренция между субъектами олигополии.
Особенности:
Барьеры выхода:
размер затрат, связанные с ликвидации
или профилированием бизнеса. В
отрасли олигополии высокий уровень
имеют неспецифические(активы, которые
могут быть реализованы, оборудование,
которое могут быть продано) и специфические(
Новые фирмы, желающие войти на рынок, могут претендовать первоначально на меньшую часть спроса. Это приводит к тому, что объем производства новой фирмы будет меньше, чем у старых фирм, а цена выше. Далее график (1).
Фирмы олигополисты знают о том, что появление новых конкурентов уменьшает их долю на рынке, поэтому они стараются не допустить вход новых фирм и устанавливают цену на свою продукцию ниже минимальной цены новых фирм. Издержки новых фирм всегда выше, чем у старых фирм, т.к. технологический уровень новых фирм слабее, опыта ведения бизнеса меньше, квалификация кадров ниже, хуже связь с поставщиками ресурсов, с конечными покупателями, отсутствует доступ к кредитным ресурсам. Далее график (2).
АТС – старые фирмы, АТС1 – новые фирмы, Д-линия спроса, цена по которой может продавать новая фирма РА1, а цена старой фирмы РА.
Большой вывод
по первому вопросу: в условиях олигополии
по сравнению с рынком совершенной
конкуренции значительно
Вопрос 2. Концентрация рынка показывает распределение рынка между отдельными фирмами и характеризует сосредоточение отраслевого выпуска на крупнейших предприятиях отрасли. Концентрация рынка характеризуется с помощью ряда показателей.
1 показатель – коэффициент концентрации (CR). 3 вида: CR3=Q1+Q2+Q3/суммаQ, CR4=до 4Q, CR8=до 8 Q. CR4 в США: автомобилестроение – 92, пиво – 77, фотооборудование – 72, самолетостроение – 72, шинная – 66, парфюмерная – 60, пищевая -32, издательство – 22, безалкогольные напитки – 14. Если CR больше 50% - высококонцентрированный рынок, 25 – 50 – среднеконцентрированный, 0-25 – низкоконцентрированный. Недостаток CR4 – не учитывает распределение фирм в отраслях в зависимости от их доли, т.е. не учитывает наличие на рынке доминирующих фирм. Этот недостаток устраняется с помощью показателя, который называется «херфендаль хиршман индекс» (ННI показывает сумму квадратов долей рынка, выраженных в процентах всех фирм, продающих продукцию на данном рынке, если в отрасли одна фирма, то ННI=10000%).
Пример: I и II отрасли. I: 20, 20,20,20…, II: 50, 10,10,10… CR4=80%. ННI1= 1600, ННI2=2800.
Если ННI выше
2000, то рынок считается высоко концентрированным.
От 1000 до 2000 средне концентрированный.
Менее 1000 низко концентрированный. ННI
применяется антимонопольными органами
при определении уровня концентрации
отраслевых рынках и монополизации. Любые
сделки крупных фирм должны получить разрешение
федеральной антимонопольной службы,
если они повышают HHI, особенно на высоко
концентрированном рынке.
Вопрос 3.
1)Модель олигополистического
ценообразования не основана
на тайном сговоре. Модель
Далее график. Рыночная цена рынка олигополии Pe. Фирма олигополист решает снизить свою цену ниже этого уровня, одновременно другие фирмы снижают цену. От общего снижения цен в олигополии нельзя получить значительный выигрыш. Линии спроса при снижении цен становятся менее эластичными на участке ED1, т.е. имеют крутой наклон. Если фирма решает повысить цену, а другие фирмы этого не делают, то спрос на продукцию после повышения цены резко упадет, и линия ED будет высоко эластичной, пологой. Т.к. ряд покупателей перейдут к конкурентам. Точка Е – точка перегиба линии спроса, точка излома. Линия MR имеет форму соответствующую линии D. На участке BMR соответствующем ED доход будет быстро теряться , а на AMR роста не будет. В пределах AB1 соответствующему PE и Qe изменение МС не влияет на цену и объем продаваемой продукции. Если в олигополии нет тайного сговора то изменение цен происходит очень редко. Ломаная линия спроса показывает, что любое изменение цен приводит к худшему результату. Т.е. если цена повышается, то уменьшается количество покупателей, если цена снижается, то продажа увеличивается незначительно и цена может не покрывать издержки.
2)Модель основанная на тайном сговоре. Тайный сговор в олигополии принимает форму картеля, в котором фиксируется цена, разделяются рынки сбыта и ограничивается конкуренция внутри олигополии с целью максимизации общей прибыли картели. Прибыль картели аналогична прибыли монополии на рынке. Поэтому цена картели – монопольная цена рынка.
Далее график 2.
3)Модель лидерства в ценах, молчаливое тайное соглашение.
Ценовым лидером обычно является лидирующая фирма. Лидерство в ценах это инструмент с помощью которого в олигополии координируется поведение в области цен без вступления фирм в прямой тайный сговор. Ценовой лидер определяет уровень цены и параметры его изменения , а все другие фирмы следуют политике ценового лидера. Ценовой лидер не реагирует на незначительные изменения величины издержек и спроса. Цена изменяется когда пересматривается зарплата, изменяется цены ресурсов и налоговые ставки. Ценовой лидер необязательно устанавливает цену максимизирующую прибыль в краткосрочном периоде. Он может применять лимитирующее ценообразование то есть устанавливая цену ниже уровня, обеспечивающую максимум прибыли.
4) модель плюс. Если фирма является …. Т онаиболее эффективным способом установления цены является расчет средних издержек и оптимальной для фирмы нормы прибыли.