Рынок олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:44, лекция

Краткое описание

Особенности рынка олигополии.
Концентрация рынка.
Модели олигопольного ценообразования.

Файлы: 1 файл

РЫНОК ОЛИГОПОЛИИИ.docx

— 21.51 Кб (Скачать)

РЫНОК ОЛИГОПОЛИИИ.

  1. Особенности рынка олигополии.
  2. Концентрация рынка.
  3. Модели олигопольного ценообразования.
 
  1. Рынок олигополии представляет собой такой тип  рынка, на котором присутствуют несколько  крупных фирм, обеспечивающих основную часть продажи продукции отрасли.

Выделяется: жесткая  олигополия (3-5 фирм на рынке) и мягкая олигополия (6-8 фирм).

Олигополия может  быть однородной. Однородная олигополия – 1 вид продукции. Дифференцированная олигополия – несколько видов  продукции. Теория рынка олигополии была разработана экономистами Джоаном Робинсоном, Штакильбергом, Расселом, Берграном. Рынок олигополии относится к несовершенной конкуренции, близок к монопольному рынку, но на нем имеется конкуренция между субъектами олигополии.  

Особенности:

  • Высокие барьеры входа и выхода. Барьеры входа: экономия от масштаба производства, экономия издержек в следствии накопленного опыта ведения бизнеса, сложность товара, первоначальный размер капитала высок, высокие расходы на рекламу, ограничения, устанавливаемые государством при регистрации фирм и лицензирования деятельности.

Барьеры выхода: размер затрат, связанные с ликвидации или профилированием бизнеса. В  отрасли олигополии высокий уровень  имеют неспецифические(активы, которые могут быть реализованы, оборудование, которое могут быть продано) и специфические(узкоспециализированное оборудование для выпуска данного вида продукции, его реализовать в другие сферы деятельности нельзя) активы. Для выхода из данной отрасли нужно реализовать активы.

Новые фирмы, желающие войти на рынок, могут претендовать первоначально на меньшую часть  спроса. Это приводит к тому, что  объем производства новой фирмы  будет меньше, чем у старых фирм, а цена выше. Далее график (1).

Фирмы олигополисты знают о том, что появление новых конкурентов уменьшает их долю на рынке, поэтому они стараются не допустить вход новых фирм и устанавливают цену на свою продукцию ниже минимальной цены новых фирм. Издержки новых фирм всегда выше, чем у старых фирм, т.к. технологический уровень новых фирм слабее, опыта ведения бизнеса меньше, квалификация кадров ниже, хуже связь с поставщиками ресурсов, с конечными покупателями, отсутствует доступ к кредитным ресурсам. Далее график (2).

АТС – старые фирмы, АТС1 – новые фирмы, Д-линия спроса, цена по которой может продавать новая фирма РА1, а цена старой фирмы РА.

  • Взаимозависимость фирм на рынке. Фирма олигополист, также как и монополист может свободно устанавливать цены на свою продукцию, но в отличии от монопольного рынка, на олигопольном рынке имеется большая зависимость поведения фирм друг от друга. Допустим, одна фирма олигополист снижает цену на свою продукцию, при этом другие фирмы также проведут снижение цен, в результате, будет уменьшена совокупная прибыль олигоплии и, соответственно, прибыль каждой фирмы олигополиста. Допустим, одна фирма олигополист повышает цены, в результате эта фирма теряет часть своих покупателей. Таким образом, сделаем вывод, что поведение всех фирм внутри олигополии зависит друг от друга, что в конечном итоге приводит к согласованию деятельности фирм.
  • Стремление фирм к сговору. Сговор фирм на рынке олигополии является выгодным для участников олигополии, т.к. определяется единая цена продажи продукции, согласовывается объем продаж, в результате, увеличивается контроль над рынком. Сговор фирм облегчается на рынке олигополии наличием высоких барьеров для входа новых фирм, небольшим количеством фирм на рынке, однородностью продукции олигополии, высоким спросом на продукцию олигополий. Прямой сговор фирм на рынке может быть явный и тайный. Прямой сговор не возможен в связи с антимонопольным законом. Тайный сговор также преследуется по закону, но его нужно выявить…
  • Стремление фирм к слияниям. Различается: горизонтальные, вертикальные, конгломератные слияния. На рынке олигополий могут проходить горизонтальные слияния фирм, разрешения на которые дает федеральная антимонопольная служба.
  • Жесткость цен и неценовая конкуренция. В олигополиях не практикуется ценовая конкуренция, которая может привести к войне цен. Вместо ценовой конкуренции осуществляется неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка, она осуществляется в системе НЕОКР, инноваций, качества продукции, рекламы, сервиса. На рынке олигополий конкуренция может быть недобросовестной, ведущиеся запрещенными методами.

Большой вывод  по первому вопросу: в условиях олигополии по сравнению с рынком совершенной  конкуренции значительно ограничивается объем производства, повышается уровень  цены, что ведет к максимизации прибыли олигополии. Олигополия является достаточно эффективной рыночной структурой, но по сравнению с рынком совершенной  конкуренции олигополия обеспечивает значительно более низкую аллокативную(эффективность распределения ресурсов) эффективность. Максимальная аллокативная эффективность достигается, когда для каждого товара в экономике цена равна предельным издержкам. Чем ближе цена товара, произведенного в условии олигополии к предельным издержкам, тем выше аллокативная эффективность и наоборот. В некоторые олигополистических отраслях, где достигается высокая координация деятельности фирм, цена значительно превышает предельные издержки и приближается по своему уровню к монопольной прибыли. В других отраслях олигополии, где большая независимость фирм и острее конкуренция, величина прибыли олигополии значительно уменьшается. Во всех отраслях олигополии цена устанавливается выше предельных издержек, что ведет к присвоению значительного объема чистой экономической прибыли. Олигополия – это структура более эффективная чем монополия, так как она не исключает конкуренцию. Олигополия наилучшем образом из всех рыночных структур приспособлена для инновационной деятельности для проведения дорогостоящих научных исследований.   

Вопрос 2. Концентрация рынка показывает распределение  рынка между отдельными фирмами  и характеризует сосредоточение отраслевого выпуска на крупнейших предприятиях отрасли. Концентрация рынка  характеризуется с помощью ряда показателей.

1 показатель  – коэффициент концентрации (CR). 3 вида: CR3=Q1+Q2+Q3/суммаQ, CR4=до 4Q, CR8=до 8 Q. CR4 в США: автомобилестроение – 92, пиво – 77, фотооборудование – 72, самолетостроение – 72, шинная – 66, парфюмерная – 60, пищевая -32, издательство – 22, безалкогольные напитки – 14. Если CR больше 50% - высококонцентрированный рынок, 25 – 50 – среднеконцентрированный, 0-25 – низкоконцентрированный. Недостаток CR4 – не учитывает распределение фирм в отраслях в зависимости от их доли, т.е. не учитывает наличие на рынке доминирующих фирм. Этот недостаток устраняется с помощью показателя, который называется «херфендаль хиршман индекс» (ННI показывает сумму квадратов долей рынка, выраженных в процентах всех фирм, продающих продукцию на данном рынке, если в отрасли одна фирма, то ННI=10000%).

Пример: I и II отрасли. I: 20, 20,20,20…, II: 50, 10,10,10… CR4=80%. ННI1= 1600, ННI2=2800.

Если ННI выше 2000, то рынок считается высоко концентрированным. От 1000 до 2000 средне концентрированный. Менее 1000 низко концентрированный. ННI применяется антимонопольными органами при определении уровня концентрации отраслевых рынках и монополизации. Любые сделки крупных фирм должны получить разрешение федеральной антимонопольной службы, если они повышают HHI, особенно на высоко концентрированном рынке.  

Вопрос 3.

1)Модель олигополистического  ценообразования не основана  на тайном сговоре. Модель ломаной  линии спроса. Была разработана  английскими экономистами Хитчем и Холлом, и американским экономистом Суизи. Эта модель предполагает, что если 1 фирма олигополист захочет снизить цену, то другие фирмы также снижают цену, если фирма хочет повысить цену, то другие фирмы не изменяют цены.

Далее график. Рыночная цена рынка олигополии Pe. Фирма олигополист решает снизить свою цену ниже этого уровня, одновременно другие фирмы снижают цену. От общего снижения цен в олигополии нельзя получить значительный выигрыш. Линии спроса при снижении цен становятся менее эластичными на участке ED1, т.е. имеют крутой наклон. Если фирма решает повысить цену, а другие фирмы этого не делают, то спрос на продукцию после повышения цены резко упадет, и линия ED  будет высоко эластичной, пологой. Т.к. ряд покупателей перейдут к конкурентам. Точка Е – точка перегиба линии спроса, точка излома. Линия MR имеет форму соответствующую линии D. На участке BMR соответствующем ED доход будет быстро теряться , а на AMR роста не будет. В пределах AB1 соответствующему PE  и Qe изменение МС не влияет на цену и объем продаваемой продукции. Если в олигополии нет тайного сговора то изменение цен происходит очень редко. Ломаная линия спроса показывает, что любое изменение цен приводит к худшему результату. Т.е. если цена повышается, то уменьшается количество покупателей, если цена снижается, то продажа увеличивается незначительно и цена может не покрывать издержки.

2)Модель основанная на тайном сговоре. Тайный сговор в олигополии принимает форму картеля, в котором фиксируется цена, разделяются рынки сбыта и ограничивается конкуренция внутри олигополии с целью максимизации общей прибыли картели. Прибыль картели аналогична прибыли монополии на рынке. Поэтому цена картели – монопольная цена рынка.

Далее график 2.

3)Модель лидерства  в ценах, молчаливое тайное  соглашение.

Ценовым лидером  обычно является лидирующая фирма. Лидерство  в ценах это инструмент  с помощью которого в олигополии координируется поведение в области цен без вступления фирм в прямой тайный сговор. Ценовой лидер определяет уровень цены и параметры его изменения , а все другие фирмы следуют политике ценового лидера. Ценовой лидер не реагирует на незначительные изменения величины издержек и спроса. Цена изменяется когда пересматривается зарплата, изменяется цены ресурсов и налоговые ставки. Ценовой лидер необязательно устанавливает цену максимизирующую прибыль в краткосрочном периоде. Он может применять лимитирующее  ценообразование то есть устанавливая цену ниже уровня, обеспечивающую максимум прибыли.

4) модель плюс. Если фирма является …. Т  онаиболее эффективным способом установления цены является расчет средних издержек и оптимальной для фирмы нормы прибыли.

Информация о работе Рынок олигополии