Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:20, реферат
Актуальность этой темы определяется широким распространением, которое получили свободные экономические зоны в XX веке по всему миру. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Главными целями создания СЭЗ являются: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в принимающую страну, ускоренное развитие депрессивных районов, формирование условий для развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, использование мирового передового опыта современных технологий производства и торговли. Как показывает практика, их деятельность направлена на ускоренный подъем экономики отдельных регионов и целых стран. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………… 3
Общая характеристика свободных экономических зон (СЭЗ)…... 4
Понятие, сущность, функции СЭЗ…………………………………. 4
Классификация СЭЗ………………………………………………… 8
Цели, подходы и принципы создания СЭЗ………………………... 15
СЭЗ в экономически развитых странах…………………………….. 19
История появления и развития СЭЗ………………………………... 19
Мировой опыт и результаты функционирования СЭЗ……………. 24
Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь…35
Заключение………………………………………………………………….. 40
Список использованных источников………………………………………. 41
2.1 Первый этап можно назвать переговорным. В это время требуется достичь договоренности с местными властями и центром о профиле, месте расположения, режиме зоны, степени участия властей в реализации проекта. Параллельно должен разрабатываться технический проект создания инфраструктуры в зоне.
2.2 Второй этап инвестиционного периода предполагает уже создание конкретных инфраструктурных объектов: энерго- и теплоснабжения, аэропорта, сетей коммуникаций, зданий различного типа (склады, офисы, производственные помещения, готовые к использованию). Эти объекты и здания могут как строиться заново, так и реконструироваться. Параллельно со строительными работами на этом этане должны осуществляться рекламная и маркетинговая компании по привлечению потенциальных инвесторов. Они должны проводиться таким образом, чтобы к началу операционного периода уже имелся ряд потенциальных инвесторов, готовых начать свою производственно-хозяйственную деятельность и зоне.
Для организации эффективно функционирующей зоны с особым экономическим режимом необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой практикой:
Мировой опыт показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы:
Для наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те цели, которые должны быть достигнуты посредством деятельности СЭЗ и задачи, которые должны быть решены в процессе их функционирования. Причем сделать это необходимо еще на начальном этапе. Также необходимо наличие и соблюдение основных принципов организации СЭЗ, которые наработаны продолжительной мировой практикой.
Стремительное увеличение числа свободных экономических зон - одно из наиболее характерных явлений, получивших интенсивное развитие в мировой экономике за истекшую четверть века. Все свободные экономические зоны объединяет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.
Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность самая большая - больше 200.
Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта или примыкающего к ним района, выделенная из таможенной территории страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.
Использование подобных экономических зон позволяет поставщикам отложить реализацию товаров до повышения на них спроса и соответственно цен, демонстрировать продукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать ее в целях уплаты в дальнейшем меньшей пошлины.
Исторически таким зонам предшествовало создание «свободных портов», иными словами, территорий беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Первоначально «свободные порты» создавались для развития местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли. Первый свободный порт возник в Генуе в 1595 г. В 1661 г. появляется подобный порт в Венеции, а в 1669 г. – в Марселе. В России – в Одессе (1817), Владивостоке (1862), Батуми (1878).
По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств «свободные порты» стали упраздняться, а на их территориях и в других торговых центрах начали создаваться свободные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товара. Основателями такого типа свободных экономических зон были англичане П. Халл и С. Хоув, а также американец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что государственное вмешательство при различного рода кризисных ситуациях не в состоянии предотвратить экономический упадок крупных промышленных центров. По их мнению, не спасали положения и традиционные меры экономического и политического воздействия на хозяйственную деятельность этих территорий. Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом в районах, находящихся в тяжелом экономическом положении, предоставлялся ряд льгот по налогообложению, менее жестко регламентировалась и их деятельность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторые операции, которые обычно не разрешаются нормативами местного законодательства (например, в области банковских и страховых операций). В течение длительного времени свободным экономическим зонам была присуща преимущественно коммерческая деятельность.
И только в начале 60-х годов XX века была разрешена обработка товаров в свободных экономических зонах. Обычно при этом осуществлялись операции, так или иначе увеличивающие прибавочную стоимость товара.
Следовательно, из собирающих центров и пунктов распределения свободные экономические зоны все чаще становятся местом обработки и трансформации товаров. При этом действуют льготные условия их экспорта из упомянутых зон.
Отметим, что повышение прибавочной стоимости товара при отсутствии таможенных и других пошлин становится отличительной чертой экономических зон, которые были созданы в Соединенных Штатах Америки.
Еще один этап развития свободных экономических зон начался в 80-е годы благодаря ряду мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Характерной чертой этого этапа можно считать усиление экономического развития отдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии. Так, путем создания небольших экономических зон были выведены из кризиса ряд департаментов Франции и около 25 районов Великобритании.
Другими важными тенденциями указанного этапа развития свободных экономических зон являются льготные условия деятельности предприятий, расположенных в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация их управления.
Многие страны, создающие свободные экономические зоны, считают, что они будут способствовать развитию отсталых в экономическом отношении районов, модернизации технологий, получению новых ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих новым методам труда, а также использованию собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции.
Классическим примером этого может служить «вольная гавань» Манаус в бразильской Амазонии, где иностранные предприятия, работающие на экспорт, обязаны включать в производство оптовых изделий по крайней мере часть сырьевых ресурсов, имеющихся в данной местности. Постепенно эта зона превратилась в чисто импортную зону. Теперь вся продукция, поступающая в «вольную гавань», поглощается бразильским рынком.
Подавляющее большинство предприятий в существующих ныне свободных экономических зонах - это предприятия легкой промышленности, нуждающиеся в относительно скромных капиталовложениях. Они производят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортивный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продовольствие, напитки.
Однако
учредители некоторых свободных
зон пошли по другому пути и
стали способствовать развитию
предприятий тяжелой
Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то здесь произошла закономерная эволюция: появление предприятий, связанных с добычей и переработкой нефти и газа сопровождалось созданием предприятий тяжелой промышленности в несмежных отраслях, в частности в машиностроении.
Одна из характерных черт промышленного развития большинства свободных экономических зон заключается в том, что находящиеся там компании, как правило, стремятся к минимальному использованию местных ресурсов. Слабые обратные связи этих компаний с предприятиями принимающей страны объясняются закрытым характером экономических зон, профилем действующих там предприятий и относительно неразвитым потенциалом национальных поставщиков.
Обычно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно крупных и имеющих хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях и возможностях свободных зон. Они могут успешно функционировать в обычных условиях практически любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития. Это одна из основных причин того, что в большинстве стран инвесторами в свободных зонах являются не крупные, хорошо известные транснациональные корпорации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз.
Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроменяющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить насущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учитывая стремление многих государств как можно быстрее привлечь иностранных инвесторов, такие компании оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем крупные транснациональные корпорации, которые действуют гораздо медленнее.
Информация о работе Общая характеристика свободных экономических зон