Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:20, реферат
Актуальность этой темы определяется широким распространением, которое получили свободные экономические зоны в XX веке по всему миру. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Главными целями создания СЭЗ являются: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в принимающую страну, ускоренное развитие депрессивных районов, формирование условий для развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, использование мирового передового опыта современных технологий производства и торговли. Как показывает практика, их деятельность направлена на ускоренный подъем экономики отдельных регионов и целых стран. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………… 3
Общая характеристика свободных экономических зон (СЭЗ)…... 4
Понятие, сущность, функции СЭЗ…………………………………. 4
Классификация СЭЗ………………………………………………… 8
Цели, подходы и принципы создания СЭЗ………………………... 15
СЭЗ в экономически развитых странах…………………………….. 19
История появления и развития СЭЗ………………………………... 19
Мировой опыт и результаты функционирования СЭЗ……………. 24
Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь…35
Заключение………………………………………………………………….. 40
Список использованных источников………………………………………. 41
1) Научный парк
Он, как правило, учреждается вблизи университетов, научно-исследовательских центров. Основной задачей такого формирования является развитие и применение объектов исследования. Производством непосредственно он не занимается
2) Промышленный парк
Промышленным парком обычно называют неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, которые не характеризуются общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (транспортная привязка, арендная плата, налоговые льготы и т.д.), государство оказывает поддержку производителям, размещаемым в регионах со слабой структурой.
3) Коммерческий парк
Коммерческий
парк занимается производством, различного
рода коммерческой деятельностью, а
также административными
4) Технологический полюс
Представляет собой территорию, где налицо стратегически важные факторы инновационных процессов: высококвалифицированная рабочая сила, деятельность по фундаментальным и прикладным исследованиям, несколько объектов по инкубаторским услугам и банки или аналогичные учреждения, субсидирующие инновации
5) Технологический округ
Эта структура включает уже отмеченный полюс плюс развитый промышленный округ и минимально один парк научного характера.
6) Инновационный центр
Главной задачей такого центра
является поддержка (
7) Бизнес-инкубатор
Бизнес-инкубатор,
в отличие от промышленного парка,
призван улучшить условия для
роста и выживания вновь
8) Научно-технический парк
Научно-технический парк представляет собой территориальное сосредоточение ориентированных на современные технологии предприятий, которые приобретают характер парка в силу государственного и ландшафтного оформления. [1, c. 26]
Широкая распространенность технологических парков, большое разнообразие их организационных форм объясняется тем, что технопарки способствуют осуществлению одновременно разных интересов в регионах с различными данными. А это не только распространение и внедрение новых достижений науки и техники. Технопарки решают задачи, связанные с перестройкой промышленных структур, мобилизацией местных ресурсов и скрытых возможностей отсталых регионов, строгих экологических требований, производства конкурентоспособной продукции и многие другие.
г) Сервисные СЭЗ – предоставляют льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным, валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Составными элементами льготного режима в оффшорных зонах являются низкий уровень уставного капитала, отсутствие таможенных сборов и пошлин для иностранных инвесторов, свободный вывоз прибылей, отсутствие валютных ограничений и др. Кроме того, оффшорные предприятия либо вообще не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим налогом.
Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — это не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70.
К
числу стран, где уже давно
функционируют оффшорные
Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в оффшорной зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики. Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге.
д) Комплексные СЭЗ – они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя структура наиболее сложна. Как правило, комплексные СЭЗ и по размерам значительно больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях и более крупного региона.
Мировая практика показала, что приоритет стал постепенно смещаться в сторону создания комплексных СЭЗ, соединяющих в себе несколько функций, перед которыми ставится сразу несколько задач.
Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмечаемых типов зон. Можно сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные формы. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов.
е) Международные СЭЗ, которые стали возникать сравнительно недавно. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств.
Следует
заметить, что параллельно с процессом
глобализации в мировой экономике идет
процесс ее регионализации. Тенденция
к созданию региональных экономических
структур является доминирующей характеристикой
нынешней мировой системы хозяйства. Региональная
интеграция, идущая рядом с процессом
глобализации, вносит новое содержание
в механизм образования свободных экономических
зон: СЭЗ выходит за рамки экономики национального
государства и становится интернациональной.
Такие международные зоны формируются
и развиваются медленно. Они проходят
длительный и поэтапный путь своего становления
и развития.
Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию. Однако, несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели:
Экономические:
Социальные:
Научно-технические:
Все эти и другие цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. Назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:
Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы.
Существуют два подхода образования свободных экономических зон:
1)Территориальная концепция образования свободных экономических зон подразумевает часть территории принимающего государства, выделенную из остальной его территории и пользующуюся специальным льготным режимом для расположенных в ней предприятий.
2) Режимная, или точечная концепция исходит из отождествления зоны с преференциальным режимом, который предоставляется определенному виду предпринимательской деятельности. При этом географическое местонахождение субъекта хозяйственных отношений не имеет значения. При режимном подходе образования свободных экономических зон в режиме зоны могут действовать отдельные конкретные предприятия, подпадающие под преференциальный режим, предоставляемый определенному виду зон.
Мировая практика предполагает два варианта создания свободных экономических зон. Вариант "сверху" означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы. Вариант "снизу", - создание свободных экономических зон в порядке рыночной самоорганизации. Более динамично развивается второй вариант. Предложения об учреждении свободной экономической зоны направляются в специально уполномоченный государственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура свободной экономической зоны.
В наиболее общем виде весь проект создания СЭЗ может быть разделен на четыре основные стадии: предынвестиционный период, инвестиционный, период функционирования зоны: операционный период и период развития.
1.1 Первый этап представляет собой время проведения предварительных исследовательских, маркетинговых, экономико-географических, экономико-финансовых и прочих работ. Цель этого этапа - выяснение концептуальной возможности СЭЗ в регионе, выбор размера, типа, месторасположения зоны. Существенным для данного этапа станет подробный анализ специализации зоны, услуг, которые в ней будут предложены.
1.2 Второй этап предынвестиционного периода предполагает уточнение данных первого этапа с упором на экономические и финансовые расчеты. Особое внимание следует обратить на расчет эффективности капиталовложений. Необходимо определить общий размер инвестиций с распределением их в инфраструктуру, в производственное строительство. При этом важно установить источники этих средств: централизованные государственные капиталовложения, собственные средства территории, предприятий на ней и в СЭЗ расположенных, заемные средства банков, средства от продажи местных ценных бумаг.
Информация о работе Общая характеристика свободных экономических зон