Общая характеристика свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:20, реферат

Краткое описание

Актуальность этой темы определяется широким распространением, которое получили свободные экономические зоны в XX веке по всему миру. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Главными целями создания СЭЗ являются: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в принимающую страну, ускоренное развитие депрессивных районов, формирование условий для развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, использование мирового передового опыта современных технологий производства и торговли. Как показывает практика, их деятельность направлена на ускоренный подъем экономики отдельных регионов и целых стран. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Общая характеристика свободных экономических зон (СЭЗ)…... 4
Понятие, сущность, функции СЭЗ…………………………………. 4
Классификация СЭЗ………………………………………………… 8
Цели, подходы и принципы создания СЭЗ………………………... 15
СЭЗ в экономически развитых странах…………………………….. 19
История появления и развития СЭЗ………………………………... 19
Мировой опыт и результаты функционирования СЭЗ……………. 24
Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь…35

Заключение………………………………………………………………….. 40

Список использованных источников………………………………………. 41

Файлы: 1 файл

курсовая работа ст.docx

— 115.17 Кб (Скачать)

     Специализированные  зоны (субзоны) организуются в интересах  крупных компаний, деятельность которых  выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы только на одного пользователя. Субзоны технически являются  частью зон общего назначения, на территориально могут быть значительно удалены  от последних. Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала, налаживания импортозамещающих  производств.

     В  Америке свободные экономические зоны широко распространены. Этому способствуют, в первую очередь, различные льготы, предоставляемые действующим на их территории компаниям. Главные из этих льгот мы рассмотрим ниже.

     Таможенные  пошлины и внутренние налоги, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары перевозятся  из зоны внешней торговли на территорию таможни и предназначаются для  внутреннего потребления.

     Товары, находящиеся в зоне не облагаются таможенными пошлинами и с  них не взимаются акцизные сборы. Частная собственность компаний или отдельных лиц, находящаяся  на территории зоны освобождается от федерального и местного налогов.

     Товары, которые экспортируются из зон внешней  торговли в третьи страны, не облагаются таможенными пошлинами, внутренними  налогами и не подлежат квотированию. 

     Экспортируемые  товары, благодаря хорошо отлаженной системе охраны не требуют больших  страховых затрат.

     Таможенная  процедура при экспорте товаров  сведена к минимуму.

     Товары, запрещенные для импорта в  США, не ввозятся и на территорию зон. Исключение делается для товаров, предназначенных  для последующего импорта в США, если они пройдут  соответствующую  переработку в зоне согласно требованиям  американской таможенной службы.

     Импорт  товаров из зон внешней торговли на территорию США осуществляется в  соответствии с процедурой, позволяющей  импортеру уплачивать таможенную пошлину  либо на товар, поступивший в зону, либо на иностранные компоненты, использованные в процессе его переработки. Тем  самым импортеру предоставляется  право выбирать меньшую пошлину.

     Импортеры продукции таких отраслей, как  судостроение, автомобилестроение, производство конторского и промышленного  оборудования, нефтепродуктов, а также  продукции, собираемой или производимой в зонах внешней торговли, при  ввозе конечного продукта на территорию США освобождаются от  уплаты инверсированного (обратного) тарифа.

       Для многих предприятий важна  также отсрочка уплаты импортных  пошлин на период нахождения  иностранных товаров в пределах  зоны внешней торговли (до момента  их  выпуска на таможенную территорию  США), а также невзимание пошлин  в случае реэкспорта ранее  ввезенных в зону иностранных  товаров. Несмотря на существующий  в большинстве зон запрет розничной  торговли, компании розничной торговли  располагают на этих территориях  свои склады и выигрывают от  отсрочки уплаты импортных пошлин.

     О масштабах и основных направлениях деятельности зон внешней торговли свидетельствуют следующие данные. В 1992г общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл. А в конце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в зоны, составляла 130-150 млрд. долл.  Расширение хозяйственной деятельности зон внешней торговли происходит главным образом благодаря росту сборочных предприятий и производству готовой продукции на базе местных и зарубежных материалов (сырая нефть, узлы для автомобилей и др.).

     Таким образом, зоны внешней торговли, глубоко  интегрированные в экономику  страны, вносят заметный вклад в  ее социально-экономическое развитие. Это осуществляется прежде всего  через стимулирование национальных компаний с помощью льготного  налогового режима производить в  самих США различные виды готовой  продукции, более конкурентоспособной, по сравнению с иностранной, продаваемой  на американском рынке. Деятельность зон  внешней торговли также благотворно  влияет на инвестиционный климат в  стране, противодействую тенденции  сокращения рабочих мест и способствуя  росту внешней торговли.

     В последние годы в США прилагают  большие усилия в направлении  повышения эффективности зон  внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта и транзитной торговли  США. С этой целью на федеральном уровне была разработана  специальная программа, в соответствии с которой приняты меры по оказанию поддержки американским фирмам, действующим  в зонах внешней торговли в  тех отраслях, где существует жесткая  конкуренция со стороны иностранных  компаний. В числе таких мер - изменение  практики и процедуры получения  экспортных лицензий. [11, c.24-38]

     Предпринимательские зоны (ПЗ) возникли в США как порождение неоконсервативного варианта региональной политики, направленной на оживление  мелкого и среднего бизнеса в  экономически депрессивных районах, главным  образом городских, путём предоставления предпринимателям большей свободы  деятельности и значительных финансовых льгот.

     По  юридическому статусу предпринимательские  зоны в США подразделяются на три  типа - федеральный, штатный и местный, каждый из которых создаётся решением правительственных органов на федеральном, штатном и местном уровнях.

     Для получения статуса предпринимательской  зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых таковы:

     - более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны;

      - уровень безработицы в этом районе должен значительно превышать её средний уровень по всему городу или всей стране. [11, c.24-38]

     В целях развития производства и увеличения занятости действующим на территории зон  американским компаниям предоставляются  различные льготы. На федеральном  уровне - это пятипроцентная скидка на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, налоговые  скидки предприятиям за каждого дополнительно  принятого на работу, отмена налога на увеличение стоимости капитала. На уровне различных штатов - это  пятидесятипроцентная скидка с налога на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов (штат Канзас) , на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают  в предпринимательской зоне новые  рабочие места.

     Помимо  экономических стимулов на предпринимателей распространяется и ряд других льгот. В частности, упрощенная процедура  ведения документации, снижение требований к стандартам по  охране окружающей среды и нормам безопасности. Правительства  некоторых штатов предоставляют  зонам прямую поддержку, - в штате  Коннектикут создан специальный  фонд для финансирования деятельности предприятий, расположенных в зонах штата.

     Всего около 1500 предпринимательских зон  всех уровней действуют в 700 городах, пригородных и сельских районах  США. Их быстрое распространение  объясняется уже упоминавшимися экономическими и другими льготами, которые предоставляются американским компаниям, действующим на их территории. Так как развитие производства и  сокращение безработицы являются двумя  основными целями государственных  программ ПЗ всех уровней, то федеральные, штатные и местные власти оказывают  им всяческое содействие в достижении поставленных задач.

     В США существуют два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, поинициативе отдельных личностей или частных  организаций, и те, что создавались  по указанию правительств отдельных штатов. К первому типу относятся такие ТП, как Силиконовая долина в г. Санта-Клара (Калифорния), технопарк «Бостонская дорога 128», а также Парк-Треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, где располагаются три университета: Дюка, Северной Каролины и Университет штата Северная Каролина.

     На  сегодняшний день в США насчитывается 150 технопарков (более 30% их общемировой  численности). Эти парки являются, как правило, собственностью на долевых  началах университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций. Некоторые из них функционируют  на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными организациями. Им присуща одна характерная черта, предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и учёным, разрабатывающим новые виды продукции и технологий. Ещё одна характерная черта деятельности технопарков - его сотрудничество с промышленными компаниями. Основным преимуществом этого для промышленных компаний является доступ к университетским ресурсам, возможность привлекать к работе преподавательский состав, наиболее способных студентов и аспирантов, пользоваться библиотекой и т.д.

     Роль, которую они играют в экономике  США, свидетельствует тот факт, что  «Силиконовая долина», которая считается  центром высокотехнологичной индустрии, обеспечивает одну пятую мирового производства компьютерной и вычислительной техники. Технопарки активно способствуют повышению наукоемкости американских товаров, что увеличивает конкурентоспособность продукции США на мировом рынке.

     Первый  вывод из анализа американской практики создания свободных экономических  зон различного типа - о необходимости  надежной правовой базы. Также очень важна ориентация вновь создаваемых зон на решение не только внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач. Заслуживает внимания  американский опыт образования зон развития отсталых районов и технологических парков.  Зоны развития отсталых районов благодаря предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных экономических льгот способствуют развитию малого и среднего бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы.  

     Свободные экономические зоны в Китае. 

     Китайская практика создания СЭЗ насчитывает около 30 лет. С 1980 года в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань, который является одноименной провинцией страны. В 1984 году правительство Китая открыло для внешней торговли четырнадцать городов: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу (Кантон), Чжаньцзян, Бэйхай, то есть все крупные портовые города страны.

     В 1985 году стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек  Янцзы и Чжуцзян, в экономическом  треугольнике южной части провинции  Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси — Чжуанском автономном районе.

     В 1990 году китайское правительство  приняло решение об открытии и  освоении нового района Пудун Шанхая и о дальнейшем открытии ряда городов  вдоль реки Янцзы, что привело  к формированию открытой полосы вдоль  этой реки с Пудуном в качестве “головной открытой зоны”.

     После 1991 года решениями Госсовета КНР  статус открытых для внешнего мира получил и ряд приграничных городов  и административные центры внутриконтинентальных  провинций и автономных районов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 — освоения новых и высоких технологий государственного значения.

     Формирование  механизма свободных экономических  зон в Китае осуществлялось для  реализации следующих основных целей:

       - привлечение иностранного капитала. Китай, как и многие развивающиеся  страны, для развития своей экономики  испытывает нехватку капитала. Предоставляя  льготы для иностранных инвесторов, можно компенсировать эту нехватку  капитала.

      - заимствование передовых технологий  и мирового опыта менеджмента.

      - создание эффективных рабочих  мест, что обеспечивает занятость  населения, что приводит к стабилизации  социальной обстановки в стране.

      - увеличение валютных поступлений  через       увеличение  доли экспорта.

     Особенно  важно подчеркнуть регулирующую роль руководства страны в процессе практического создания СЭЗ в  Китае (была создана специальная  канцелярия по делам СЭЗ при Госсовете  КНР). Большая работа была проделана по ''строительству правого фундамента'' СЭЗ. Ряд аспектов деятельности свободных зон было решено регулировать на основе общекитайских законов, принятых соответственно в июле 1979 г. и апреле 1986 г., - о совместных предприятиях и об иностранных предприятиях на территории КНР. Местным законодательным органам, лучше знающим специфику своего региона, предоставлялось право рассматривать и утверждать: положение о труде и заработной плате, порядок регистрации предприятий, использования земельных участков и их оплаты, заключения контрактов; правила выезда и въезда.

Информация о работе Общая характеристика свободных экономических зон