Общая характеристика свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:20, реферат

Краткое описание

Актуальность этой темы определяется широким распространением, которое получили свободные экономические зоны в XX веке по всему миру. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Главными целями создания СЭЗ являются: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в принимающую страну, ускоренное развитие депрессивных районов, формирование условий для развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, использование мирового передового опыта современных технологий производства и торговли. Как показывает практика, их деятельность направлена на ускоренный подъем экономики отдельных регионов и целых стран. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Общая характеристика свободных экономических зон (СЭЗ)…... 4
Понятие, сущность, функции СЭЗ…………………………………. 4
Классификация СЭЗ………………………………………………… 8
Цели, подходы и принципы создания СЭЗ………………………... 15
СЭЗ в экономически развитых странах…………………………….. 19
История появления и развития СЭЗ………………………………... 19
Мировой опыт и результаты функционирования СЭЗ……………. 24
Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь…35

Заключение………………………………………………………………….. 40

Список использованных источников………………………………………. 41

Файлы: 1 файл

курсовая работа ст.docx

— 115.17 Кб (Скачать)

     В СЭЗ устанавливается льготный порядок  налогообложения. Для резидентов СЭЗ  устанавливается меньшее количество налогов, а также снижаются их ставки. Так, например, прибыль, полученная резидентами СЭЗ "Гомель-Ратон" за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается  от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления, включая  первый прибыльный год. Виды налогов, действующих  на территории СЭЗ, ставки налогов и  особенности льготного налогообложения  устанавливаются Президентом Республики Беларусь либо по его поручению - Советом  Министров Республики Беларусь.

     При ввозе иностранных и отечественных  товаров на территорию свободной  таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную  часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи  взимаются и меры экономической  политики применяются в зависимости  от происхождения товаров. При вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются.

     На  иностранных инвесторов в СЭЗ  распространяется система государственных  гарантий охраны инвестиций, которая  предусмотрена законодательством  Республики Беларусь об иностранных  инвестициях. Государство гарантирует  иностранным инвесторам СЭЗ право  на возврат своей доли в имуществе  предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся  им сумм доходов, в том числе и  в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.

     Знаменательным  событием для республики явилось учреждение технопарка. Декрет № 12 «О Парке высоких технологий» был подписан Президентом Республики Беларусь 22 сентября 2005. В соответствии с этим декретом, резиденты Парка освобождаются от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, налога на прибыль и НДС по оборотам от реализации такой продукции. Положением декрета предусмотрены определенные преференции и в части уплаты подоходного налога. Кроме того, резидентам Парка предоставляется право производить уплату обязательных страховых взносов в уменьшенном размере. Целью проекта является создание в стране благоприятных условия для развития индустрии экспортно-ориентированного программирования, развития иных экспортных производств, основанных на новых и высоких технологиях, а также концентрация кадрового, научно-производственного и инвестиционно-финансового потенциала. [15] Парк разместится в Минске на площади 106,8 га на территории Академгородка. Застройка ПВТ началась в 2008 году, в том же году на территории парка завершилось строительство «долгостроя» — здания Института физики Национальной академии наук Беларуси. Предполагается установить в этом здании арендную ставку значительно ниже обычного, для привлечения начинающих и небольших компаний. По состоянию на 10 июня 2008 года в ПВТ было зарегистрировано 46 резидентов. По состоянию на 1 октября 2009 года в Парке высоких технологий было зарегистрировано уже 72 компании-резидента, 57 % резидентов ПВТ создано белорусскими инвесторами, 15 % являлось совместными предприятиями, 28 % — организации со 100-процентным иностранным уставным капиталом. В ПВТ работало до 10 июня 2008 года более 5 тыс. чел. По состоянию на 1 октября 2009 года численность сотрудников компаний-резидентов ПВТ составила уже 6 073 человека. По сравнению с аналогичным прошлогодним периодом темп роста численности работающих в парке составил 120%. Более 70 % работающих в ПВТ составляет молодёжь в возрасте от 18 до 30 лет. По информации на 5 ноября 2009 года, за девять месяцев 2009 года Компаниями-резидентами белорусского Парка высоких технологий произведено программных продуктов на сумму 247,9 млрд. белорусских рублей (~90 млн. долл. США в эквиваленте). По сравнению с аналогичным прошлогодним периодом темп роста выручки от производства ПО составил 152%. Доля экспорта в общем объеме производства составляет 80%. Резиденты ПВТ продолжают удерживать свои позиции на высокотехнологичных рынках Северной Америки и Западной Европы. Основной объем разработки экспортного ПО пришелся на сектор телекоммуникаций, транспортную отрасль и предприятия розничной торговли. Белорусское программное обеспечение поставляется в 44 страны мира; 41% экспорта приходится на страны Северной Америки, 32% — Западной Европы, 20% — на страны СНГ.[16] В целом, как мы видим, ПВТ является успешным проектом, который показывает хорошие результаты с самого своего создания.

     Итак, рассмотрим итоги функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.

     К сожалению, главным итогом является то, что зоны не сумели стать эффективным  инструментом привлечения инвестиций и прогрессивных технологий в  страну. Доля инвестиций в основной капитал, привлеченных их резидентами, от общего объема инвестиций по экономике колеблется в пределах 1,5-2%, при том что в ряде стран этот показатель на порядок больше.

     Кроме того, средний объем вложений на одного резидента достиг порядка 400 тыс. USD (аналогичный показатель по экономике  в целом — порядка 4 млн. USD). Они  смогли заполнить лишь ниши малого и отчасти среднего бизнеса. Это  говорит о том, что СЭЗ Беларуси не стали эффективным инструментом привлечения в страну крупного капитала. [17]

     Однако при этом следует заметить, что динамика экспорта является положительной. За период с 2002 по 2008 годы доля экспорта продукции СЭЗ в общем объеме экспорта страны увеличилась с 2,3% до 4,1%. А доля экспорта отдельных зон (СЭЗ «Брест») в общем объеме экспорта области (Брестской) достигла в 2008 г. 27,1%.

     Резиденты свободных экономических зон  Беларуси обеспечили в январе-сентябре 2009 года положительное сальдо внешней  торговли товарами в размере $26,9 млн. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года оно уменьшилось в 2,8 раза. В январе-сентябре резиденты СЭЗ  поставили на внешний рынок товаров  на $790,8 млн., что на 35,5% меньше, чем  за тот же период 2008 года.

     Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников предприятий - резидентов СЭЗ Беларуси в январе-сентябре 2009 года составила Br974 тыс. [14]

     Практически нельзя говорить о реализации задач  по созданию производств инновационной, высокотехнологичной продукции. СЭЗ экспортируют по большей части традиционные товары: мебель и части к ней (15,7%), изделия из пластмасс (9,7%), готовые и консервированные продукты из рыбы (9,2%), колбасные и другие готовые консервированные изделия из мяса (5,4%), металлоконструкции алюминиевые и их части (4,8%). Не способствует активному продвижению инноваций и тот факт, что СЭЗ явно не относят к основным субъектам инновационной инфраструктуры в рамках национальной инновационной системы.

     Нельзя  говорить о полноценном выполнении задач по импортозамещению: в 2008 г. только четверть резидентов осуществляли выпуск импортозамещающей продукции. По рентабельности продукции и по доле убыточных предприятий СЭЗ выглядят явно хуже других среднестатистических субъектов хозяйствования. В то же время по росту числа предприятий (резидентов), объемам производства продукции и реализации ее на зарубежных рынках позиции резидентов СЭЗ гораздо лучше остальных субъектов хозяйствования.

          Со стороны государства делаются  шаги к содействию развитию СЭЗ, так например Указом от 28.01.2008 № 42 Президент РБ внес изменения в деятельность свободных экономических зон. Резидентам гарантировали не менять в течение 7 лет специальный правовой режим налогообложения.  Им также дали гарантии включения их продукции (поставляемой на внутренний рынок) в ежегодно формируемый перечень импортозамещающих товаров, если эта продукция была включена в перечень в первый год ее выпуска. Резиденты получили льготы при уплате арендной платы (не более 2% от кадастровой стоимости, но не ниже ставок земельного налога) за предоставляемые для реализации инвестиционных проектов земельные участки, льготные условия налогообложения. Резиденты были освобождены от налога на недвижимость и налога на приобретение автомобилей, от отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры и от обязательной продажи иностранной валюты. Расширены полномочия администраций СЭЗ. Теперь они могут самостоятельно принимать решение о регистрации в резиденты при условии, что у претендента в портфеле будет не меньше 1 млн. EUR инвестиций, а также решение о сдаче в аренду находящегося в оперативном управлении государства имущества. Предполагается, что эти перемены положительно скажутся на деятельности резидентов СЭЗ.

     В таблице 1 представлены рекомендации по развитию СЭЗ в различных сферах. [18] 

      Сферы
        Рекомендации
Страховое и банковское регулирование • создание условий  для развития коммерческой инфраструктуры на территории СЭЗ; • расширение числа финансовых посредников; • содействие процессу привлечения на территорию СЭЗ банков, страховых, финансовых компаний с целью обеспечения доступа резидентам к финансовому, в том числе и иностранному капиталу; • разработка и внедрение программ развития СЭЗ с учетом мировых тенденций (оказание банковских, страховых и других финансовых услуг)
Порядок финансирования СЭЗ • разработка программ по привлечению заемных средств  на финансирование деятельности СЭЗ, что особенно необходимо в фазе создания и становления (средств, выделяемых на финансирование СЭЗ из государственного бюджета, недостаточно для запуска эффективного механизма их функционирования)
Регулирование вопросов собственности • введение на территории СЭЗ собственности на землю; • введение максимального ограничения на ставку арендной платы на землю для укрепления чувства защищенности инвесторов на территории СЭЗ
Генеральные вопросы регулирования СЭЗ • проведение компетентными  и уполномоченными органами анализа  с целью более глубокого понимания функций и задач, решаемых в СЭЗ; • разработка и внедрение программы создания и развития СЭЗ в Республике Беларусь; • разработка механизма расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ (возможно в сотрудничестве с международными финансовыми организациями и институтами)
 

     Для того чтобы повысить эффективность  деятельности СЭЗ необходимо особое внимание уделить  разработке госпрограммы развития СЭЗ на ближайшие 20-30 лет, в ней должен быть указан перечень создаваемых зон, определены задачи и цели, этапы становления, приоритетные отрасли, объемы инвестиций и источники их привлечения. Безусловно, что данная программа должна быть увязана с программами социально-экономического и инновационного развития страны. Она должна предусматривать конкретные меры по повышению привлекательности зон для широкого круга инвесторов, снижению рисков инвестирования конкретных проектов. Это в свою очередь позволит снизить негативные оценки инвестиционной привлекательности Беларуси. Именно через СЭЗ может быть повышен  рейтинг  Беларуси  среди  иностранных  инвесторов. 
 

Заключение 

     Проанализировав данные мировой практики, можно сделать вывод, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи. Это области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры, ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

     Свободные  экономические  зоны  выполняют  свою  специфическую роль,  концентрируя  экспорториентированное  и импортозамещающее производство,  стимулируя  внешнеэкономические связи,  представляя собой привлекательные объекты для иностранных инвесторов.  Они также должны  стимулировать  сосредоточение  технико-технологических  инноваций,  способствовать  освоению  современного  рыночного механизма хозяйствования. Создание  свободных  экономических  зон – эффективный  метод привлечения капитала  в производство.  Различные налоговые льготы  притягивают иностранных инвесторов,  стремящихся к наиболее  выгодному вложению  своих капиталов,  тем самым способствуя введению  новых технологий  и  развитию  производства,  оживлению бизнеса,  повышению уровня  экономического  роста и развитию  экономики в целом.

      Что касается СЭЗ в Беларуси, то нам  пока не приходится говорить об их эффективной  деятельности. Но необходимо заметить, что СЭЗ в нашей стране находятся еще только на стадии становления, есть и некоторые положительные моменты функционирования, такие как: увеличение числа рабочих мест, привлечение иностранных инвестиций, внедрение новых технологий. Государству предстоит работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, которая позволит свободным зонам стать эффективным инструментом привлечения иностранного капитала, а также развития внешнеэкономических связей и национальной экономики.

Список использованных источников. 

1 Друзик, Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учеб.пособие / Я.С. Друзик - Мн.: «ФУАинформ», 2000. - 368с.

2 Данько, Т. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб.пособие / З.Округ, Т.Данько - М.: Инфра-М, 1998. – 168 с.

3 О свободных экономических зонах :  Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г., № 448-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -  2008 г. - № 275.

4 Рыбаков,С.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. / С.А. Рыбаков, Н.А. Орлова – М.: Грант, 2006. – 248с.

5 Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ф.Авдокушин - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с.

6 Максаковский, В.П. Географическая картина мира: учебник для вузов. — Кн. I: Общая характеристика мира. / В.П. Максаковский - М.: Дрофа, 2003.- 496с.

7 Таможенный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 7 декабря 2006 г.; одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 г.  /  - Мн.: Белтаможсервис, 2007. – 344 с.

8 Семенов  К.А.  Международные  экономические  отношения:  Курс  лек-ций.- М.: Гардарика. – 1998.

9 Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики. – 1994. - №12.

10 Сайдловска-Мартини, Э. Функционирование свободных экономических зон в мире и Польше. // Белорусский экономический журнал. – 2002. – №3.

11 Зименков, Р.И. Свободные экономические зоны в США // США•Канада: экономика, политика, культура. – 2005. – №11.

12 Федорова, Е. Специальная экономическая зона Шэньчжэнь (КНР)//Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №10.

13 Страноведческий каталог EconRus // http://catalog.fmb.ru/

Информация о работе Общая характеристика свободных экономических зон