Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:20, реферат
Актуальность этой темы определяется широким распространением, которое получили свободные экономические зоны в XX веке по всему миру. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Главными целями создания СЭЗ являются: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в принимающую страну, ускоренное развитие депрессивных районов, формирование условий для развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, использование мирового передового опыта современных технологий производства и торговли. Как показывает практика, их деятельность направлена на ускоренный подъем экономики отдельных регионов и целых стран. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………… 3
Общая характеристика свободных экономических зон (СЭЗ)…... 4
Понятие, сущность, функции СЭЗ…………………………………. 4
Классификация СЭЗ………………………………………………… 8
Цели, подходы и принципы создания СЭЗ………………………... 15
СЭЗ в экономически развитых странах…………………………….. 19
История появления и развития СЭЗ………………………………... 19
Мировой опыт и результаты функционирования СЭЗ……………. 24
Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь…35
Заключение………………………………………………………………….. 40
Список использованных источников………………………………………. 41
Создание и функционирование свободных экономических зон часто отклоняется от первоначальных проектов. Например, когда в начале 60 годов на Маврикий было предусмотрено создание первой экспортно-промышленной зоны, то предполагалось, что удельный вес продукции предприятий электронной промышленности будет равен 30, предприятий текстильной промышленности - 25, металлообрабатывающих предприятий - 15, предприятий по обработке сырья - 10~4. Однако уже к середине 80-х годов на текстильные предприятия и предприятия по пошиву одежды приходилось 87% занятого в экономической зоне населения, на предприятия по производству мебели и изделий из дерева - 2,5% и на предприятия, выпускающие ювелирные изделия - 2%. Предприятия электронной промышленности, которые активно развивались в первые годы, затем почти исчезли (за исключением тех, которые выпускали часы). Такая эволюция, присущая в той или иной степени практически всем свободным экономическим зонам, во многом зависит от характера деятельности предпринимателей-пионеров. Если первые инвесторы были представлены электронными компаниями, то и последующие будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем самым, как правило, созданию в экономической зоне электронной монокультуры. [9, с.126-140]
Такая же тенденция характерна и для других отраслей промышленности. В экспортно-промышленной зоне Шри-Ланки, например, на долю производства текстиля и одежды приходится около 90% занятых, в Доминиканской Республике - более 60%, в Египте – 54%. Причина такого положения объясняется динамикой, присущей развитию самих экономических зон, отсутствием контроля со стороны государственных органов по отношению к иностранным инвестициям также слабым взаимодействиям зональных предприятий, национальных и иностранных кампаний.
В процессе развития некоторые свободные экономические зоны стали специализироваться исключительно на банковских и страховых операциях. В Люксембурге, например, активно действуют крупные западногерманские банки, которые благодаря имеющимся в этой стране льготам обходят государственный закон о создании обязательных денежных резервов. Такие финансовые центры, расположенные в развивающихся странах называют оффшорными зонами, а «оффшор-сделкой» - ту или иную операцию между иностранным (по отношению к месту ее совершения) кредитором и заемщиком. В свободных банковских зонах существуют очень благоприятные условия для проведения кредитно-финансовых операций (чрезвычайно льготный режим налогообложения банков, а в некоторых зонах фактически полное отсутствие такового), что усиливает их привлекательность для иностранных кредитных институтов и международных капиталов.
Успешная деятельность свободных банковских зон в развивающихся странах весьма ощутимо влияет на финансовые интересы Соединенных Штатов Америки и других капиталистических государств. Так, по оценке американских экспертов, служба внутренних доходов США ежегодно недополучает около 4 млрд. долл. в результате совершения американскими банками операций не на своей территории. Общая утечка капиталов из США на банковские счета только в Карибской экономической зоне составила к середине 80-х годов почти 80 млрд. долл. Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке, который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на международном рынке капиталов, правительственные органы США создали там в 1981 г. свою свободную банковскую зону.
В Африке свободные экономические зоны пока получили меньшее распространение — в значительной мере из-за недостатка средств и неразвитости инфраструктуры. Здесь также преобладают экспортно-производственные зоны, среди которых наибольшее значение имеют зоны на о. Маврикий, в Тунисе и Египте.
Далеко не все попытки создания свободных экономических зон в развивающихся странах оказались успешными. Под влиянием прежде всего политической нестабильности (доходившей до вооруженных конфликтов), а также ряда экономических и административных факторов некоторые СЭЗ, созданные в свое время в Либерии, Сенегале, Шри-Ланке, Гватемале, фактически перестали функционировать.
В странах с переходной экономикой свободные экономические зоны также получили некоторое развитие. Из стран Центральной и Восточной Европы первыми еще в 60-х годах их стали создавать Югославия и Венгрия. Затем они появились и в других странах. В условиях планово-централизованной экономики эти СЭЗ рассматривались как элементы рыночной экономики, способные привлечь иностранные инвестиции. После того как страны Центральной и Восточной Европы в 90-х годах перешли к рыночной экономике, значение СЭЗ еще более возросло. Среди них здесь преобладают экспортно-производственные зоны, но встречаются и СЭЗ других типов, например, имеющие главной целью увеличение занятости в агропромышленных депрессивных районах. В Румынии, Венгрии, Болгарии СЭЗ создаются на государственной основе, в Польше — на акционерной, а в Венгрии также и на смешанной. [10]
Как
видим, создание свободных экономических
зон получило на Западе большее
развитие. Во многом их развитие зависит
от того, что такая зона может дать
национальной экономике в конкретных
условиях хозяйствования и в данной экономической
ситуации.
Опыт
функционирования свободных экономических
зон в мире мы рассмотрим на примере нескольких
стран, на территории которых СЭЗ получили
интенсивное развитие. Для начала мы рассмотрим
Ирландию, в которой была создана первая
в мире СЭЗ – Шеннон. Далее мы проанализируем
функционирование свободных зон в США,
в стране в которой насчитывается больше
всего таких зон. Затем рассмотрим китайские
СЭЗ, которые за 30 лет своего существования
получили значительное развитие. И напоследок
мы оценим опыт в создании СЭЗ западного
соседа Республики Беларусь – Польши.
Свободная
экономическая зона
Ирландии «Шеннон».
Аэропорт Шеннон, расположенный в западной части Ирландии, специализировался на дозаправке самолетов, обслуживавших трансатлантические рейсы. Поэтому с 1935 года вокруг аэропорта стала создаваться разветвленная инфраструктура, увеличивающая пассажиро- и грузопоток через этот аэропорт, приносящая значительные прибыли региону. Развитие технического прогресса в авиации привело к увеличению дальности полета и трансатлантические рейсы стали выполняться беспосадочно. Аэропорт Шеннон потерял свое стратегическое значение. В столь неблагоприятной для аэропорта Шеннон ситуации правительство Ирландии решило создать на территории аэропорта первую в мире свободную беспошлинную зону Шеннон (1947 г.). Это решение оказалось весьма удачным и в 1959 г. правительство Ирландии создает специальную организацию – агентство регионального развития в виде компании с ограниченной ответственностью, целью которого являлось увеличение пассажирских и транспортных потоков через аэропорт Шеннон, создание новых рабочих мест. Для реализации этой цели агентство регионального развития получило дополнительную землю в 600 га. Рядом с аэропортом, и на весь этот регион был распространен беспошлинный экспортно-импортный режим, где ставка налога на прибыль составляла только 10%, а территория получила название СЭЗ ''Шеннон''. Иностранный капитал за короткие сроки сумел создать здесь тысячи новых рабочих мест, ликвидировать безработицу и вернуть району экономическое благополучие.
За первые 10 лет функционирования СЭЗ “Шеннон” значительно выросли грузо- и пассажиропотоки через аэропорт Шеннон, были созданы новые промышленные предприятия, увеличилось число рабочих мест. Деятельность агентства регионального развития способствовала развитию СЭЗ ''Шеннон'', что привело к развитию запада Ирландии в целом.
Успешный результат работы был отмечен правительством Ирландии, и в 1968 году агентству передаются полномочия по экономическому развитию всего региона Шеннон. Перед агентством были поставлены новые цели, такие как апробирование новых моделей экономического развития и привлечение иностранных инвестиций.
В 1978 году был реализован первый проект поддержки и развития малого и среднего местного бизнеса, в рамках которого были построены производственные площади, офисы, предприятиям выделялись субсидии.
В 1984 году как продолжение проекта происходит становление Национального технологического парка, с помощью которого в страну привлекаются высокие иностранные технологии для создания на их базе высокотехнологичного отечественного бизнеса.
Такая успешная работа агентства в промышленном развитии региона Шеннон способствовала тому, что в 1988 году ему передаются полномочия по развитию в регионе туризма и транспортной инфраструктуры.
В настоящее время СЭЗ ''Шеннон'' – это высокоразвитый промышленный центр в составе которого, в основном высокотехнологичные предприятия по производству электронного оборудования, буровых установок, промышленных алмазов, товаров широкого потребления; где действуют более 110 иностранных фирм и трудится более 6000 человек, с ежегодным экспортом более 1 млрд. долларов.
Основными факторами, которые привлекают иностранных инвесторов в Шеннон, являются:
- гарантированный 10% налог на прибыль для промышленных фирм до 2010 года. 10% на прибыль фирмам, работающим в сфере финансовых, дистрибьюторских, и консалтинговых услуг до 2005 года;
- действует существующий в Ирландии договорной режим, исключающий двойное налогообложение более чем с 20 странами мира;
- отсутствуют какие-либо ограничения в репатриации прибыли.
Успешный опыт создания функционирования и развития СЭЗ “Шеннон” способствовал тому, что сейчас элементы льготного режима СЭЗ действуют уже на всей территории Ирландии. Практически вся территория Ирландии для инвесторов стала СЭЗ, только с различной степенью льгот. Правительство Ирландии постоянно занимается вопросами укрепления стабильности иностранной валюты и снижения уровня инфляции. В Ирландии весьма низкий уровень инфляции среди стран ЕС – прибыль на единицу вложений почти в два раза выше, чем в других странах ЕС, и составляет 25%. Сегодня в Ирландии работает более тысячи зарубежных компаний и из них 370 американских.
За
последние 20 лет Ирландия превратилась
в одну из высокоразвитых стран Европы,
и этому способствовала плодотворная
работа ее правительства по привлечению
иностранных инвестиций, которая имела
комплексный подход, то есть учитывала
практически все факторы.
Свободные
экономические зоны
в США
В США в настоящее время существуют три основных типа свободных экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки.
Первые зоны внешней торговли стали создаваться в США на основе закона «О зонах внешней торговли» (1934 г.) с целью более глубокого вовлечения страны в мировую торговлю путём стимулирования экономической активности в зонах (главным образом за счёт таможенных льгот), а также с целью снижения уровня безработицы в стране, который был чрезвычайно высок в период Великой депрессии.
Согласно
существующему американскому
Зоны общего назначения представляют собой американский вариант того, что в международной практике называется зоной свободной торговли или свободной гаванью. Важным условием создания этих зон является внесение ими вклада в хозяйственное развитие штата, в повышение уровня занятости, расширение торговли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.Первые торговые зоны общего назначения были созданы в США в середине, 30-х годов прошлого столетия и располагались в крупных портах - Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Сиэтле. В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толидо (штат Огайо), Бей-Каунти (Мичиган), Маягуэс (Пуэрто-Рико) и Гонолулу (Гавайи). Более всего количество зон увеличилось в 70-80-е годы, что отразило рост внешней торговли США и усиление конкурентной борьбы на их внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле. Из 52 созданных в 1970 году зон общего назначения 24 были расположены в городах, не имеющих выхода к океану. Важную роль в этом процессе, помимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию в стране новой торговой инфраструктуры.
Информация о работе Общая характеристика свободных экономических зон