Общая характеристика свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:20, реферат

Краткое описание

Актуальность этой темы определяется широким распространением, которое получили свободные экономические зоны в XX веке по всему миру. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Главными целями создания СЭЗ являются: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в принимающую страну, ускоренное развитие депрессивных районов, формирование условий для развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, использование мирового передового опыта современных технологий производства и торговли. Как показывает практика, их деятельность направлена на ускоренный подъем экономики отдельных регионов и целых стран. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Общая характеристика свободных экономических зон (СЭЗ)…... 4
Понятие, сущность, функции СЭЗ…………………………………. 4
Классификация СЭЗ………………………………………………… 8
Цели, подходы и принципы создания СЭЗ………………………... 15
СЭЗ в экономически развитых странах…………………………….. 19
История появления и развития СЭЗ………………………………... 19
Мировой опыт и результаты функционирования СЭЗ……………. 24
Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь…35

Заключение………………………………………………………………….. 40

Список использованных источников………………………………………. 41

Файлы: 1 файл

курсовая работа ст.docx

— 115.17 Кб (Скачать)

     Создание  и  функционирование свободных экономических зон часто отклоняется  от первоначальных проектов. Например,  когда в начале  60 годов на Маврикий было  предусмотрено создание  первой экспортно-промышленной зоны, то  предполагалось, что удельный  вес продукции предприятий электронной промышленности  будет равен 30, предприятий текстильной промышленности  -  25,  металлообрабатывающих предприятий -  15, предприятий по обработке сырья - 10~4. Однако  уже к середине  80-х годов на  текстильные предприятия и предприятия по  пошиву  одежды  приходилось 87% занятого в экономической зоне населения, на  предприятия по производству  мебели и изделий из дерева - 2,5% и на предприятия,  выпускающие ювелирные изделия - 2%. Предприятия электронной   промышленности,  которые активно развивались в первые годы, затем почти исчезли (за исключением тех, которые выпускали часы). Такая эволюция,  присущая в той или иной степени практически всем  свободным экономическим зонам, во многом  зависит от характера деятельности предпринимателей-пионеров.  Если  первые  инвесторы были  представлены  электронными  компаниями,  то  и последующие будут принадлежать к той же отрасли,  способствуя тем самым,  как правило,  созданию  в экономической зоне электронной монокультуры. [9, с.126-140]

     Такая же тенденция характерна  и для  других отраслей  промышленности.  В   экспортно-промышленной  зоне Шри-Ланки,  например,  на долю  производства текстиля и  одежды  приходится  около  90%  занятых,  в Доминиканской Республике - более 60%, в Египте – 54%. Причина такого  положения   объясняется  динамикой, присущей развитию самих экономических  зон, отсутствием  контроля со  стороны  государственных  органов по отношению  к  иностранным  инвестициям  также  слабым  взаимодействиям  зональных   предприятий,  национальных и иностранных  кампаний.

     В процессе  развития некоторые  свободные  экономические  зоны  стали  специализироваться  исключительно на  банковских  и  страховых  операциях.  В Люксембурге,  например,  активно  действуют крупные  западногерманские  банки,  которые  благодаря  имеющимся в этой стране льготам обходят государственный закон о создании обязательных  денежных резервов. Такие финансовые  центры,  расположенные в развивающихся странах называют оффшорными зонами,  а «оффшор-сделкой»  -  ту  или иную  операцию между иностранным (по  отношению к месту ее совершения) кредитором и заемщиком. В свободных банковских  зонах   существуют  очень благоприятные  условия  для  проведения кредитно-финансовых  операций  (чрезвычайно  льготный  режим  налогообложения банков, а в  некоторых зонах  фактически полное  отсутствие такового),  что усиливает  их привлекательность  для  иностранных кредитных институтов и международных капиталов.

     Успешная  деятельность  свободных банковских  зон в развивающихся  странах  весьма  ощутимо влияет  на финансовые   интересы   Соединенных  Штатов   Америки  и других  капиталистических  государств. Так,  по оценке американских  экспертов,  служба  внутренних   доходов США ежегодно недополучает  около 4  млрд. долл.  в результате  совершения  американскими  банками  операций не на своей территории. Общая утечка  капиталов из  США на  банковские счета только в Карибской  экономической зоне  составила к середине 80-х годов почти 80 млрд. долл. Стремясь  укрепить финансовый  центр  в  Нью-Йорке, который  в  70-е  годы  заметно  сдал свои  позиции на международном рынке капиталов,   правительственные органы  США  создали  там  в  1981  г.  свою свободную банковскую  зону.

     В Африке свободные экономические  зоны пока получили меньшее распространение — в значительной мере из-за недостатка средств и неразвитости инфраструктуры. Здесь также преобладают экспортно-производственные зоны, среди которых наибольшее значение имеют зоны на о. Маврикий, в Тунисе и Египте.

     Далеко  не все попытки создания свободных  экономических зон в развивающихся странах оказались успешными. Под влиянием прежде всего политической нестабильности (доходившей до вооруженных конфликтов), а также ряда экономических и административных факторов некоторые СЭЗ, созданные в свое время в Либерии, Сенегале, Шри-Ланке, Гватемале, фактически перестали функционировать.

  В странах с переходной экономикой свободные экономические зоны также получили некоторое развитие. Из стран Центральной и Восточной Европы первыми еще в 60-х годах их стали создавать Югославия и Венгрия. Затем они появились и в других странах. В условиях планово-централизованной экономики эти СЭЗ рассматривались как элементы рыночной экономики, способные привлечь иностранные инвестиции. После того как страны Центральной и Восточной Европы в 90-х годах перешли к рыночной экономике, значение СЭЗ еще более возросло. Среди них здесь преобладают экспортно-производственные зоны, но встречаются и СЭЗ других типов, например, имеющие главной целью увеличение занятости в агропромышленных депрессивных районах. В Румынии, Венгрии, Болгарии СЭЗ создаются на государственной основе, в Польше — на акционерной, а в Венгрии также и на смешанной. [10]

     Как  видим,  создание свободных  экономических  зон получило на  Западе большее развитие. Во  многом их развитие зависит от того, что  такая зона может дать национальной экономике  в конкретных  условиях хозяйствования и в данной экономической ситуации. 
 
 
 
 
 
 

    1.   Мировой опыт и результаты функционирования СЭЗ
 

     Опыт  функционирования свободных экономических  зон в мире мы рассмотрим на примере нескольких стран, на территории которых СЭЗ получили интенсивное развитие. Для начала мы рассмотрим Ирландию, в которой была создана первая в мире СЭЗ – Шеннон. Далее мы проанализируем функционирование свободных зон в США, в стране в которой насчитывается больше всего таких зон. Затем рассмотрим китайские СЭЗ, которые за 30 лет своего существования получили значительное развитие. И напоследок мы оценим опыт в создании СЭЗ западного соседа Республики Беларусь – Польши. 

     Свободная экономическая зона Ирландии «Шеннон». 

     Аэропорт  Шеннон, расположенный в западной части Ирландии, специализировался  на дозаправке самолетов, обслуживавших  трансатлантические рейсы. Поэтому с 1935 года вокруг аэропорта стала создаваться разветвленная инфраструктура, увеличивающая пассажиро- и грузопоток через этот аэропорт, приносящая значительные прибыли региону. Развитие технического прогресса в авиации привело к увеличению дальности полета и трансатлантические рейсы стали выполняться беспосадочно. Аэропорт Шеннон потерял свое стратегическое значение. В столь неблагоприятной для аэропорта Шеннон ситуации правительство Ирландии решило создать на территории аэропорта первую в мире свободную беспошлинную зону Шеннон (1947 г.). Это решение оказалось весьма удачным и в 1959 г. правительство Ирландии создает специальную организацию – агентство регионального развития в виде компании с ограниченной ответственностью, целью которого являлось увеличение пассажирских и транспортных потоков через аэропорт Шеннон, создание новых рабочих мест. Для реализации этой цели агентство регионального развития получило дополнительную землю в 600 га. Рядом с аэропортом, и на весь этот регион был распространен беспошлинный экспортно-импортный режим, где ставка налога на прибыль составляла только 10%, а территория получила название СЭЗ ''Шеннон''. Иностранный капитал за короткие сроки сумел создать здесь тысячи новых рабочих мест, ликвидировать безработицу и вернуть району экономическое благополучие.

     За  первые 10 лет функционирования СЭЗ  “Шеннон” значительно выросли грузо- и пассажиропотоки через аэропорт Шеннон, были созданы новые промышленные предприятия, увеличилось число рабочих мест. Деятельность агентства регионального развития способствовала развитию СЭЗ ''Шеннон'', что привело к развитию запада Ирландии в целом.

     Успешный  результат работы был отмечен  правительством Ирландии, и в 1968 году агентству передаются полномочия по экономическому развитию всего региона  Шеннон. Перед агентством были поставлены новые цели, такие как апробирование новых моделей экономического развития и привлечение иностранных инвестиций.

     В 1978 году был реализован первый проект поддержки и развития малого и  среднего местного бизнеса, в рамках которого были построены производственные площади, офисы, предприятиям выделялись субсидии.

     В 1984 году как продолжение проекта  происходит становление Национального  технологического парка, с помощью которого в страну привлекаются высокие иностранные технологии для создания на их базе высокотехнологичного отечественного бизнеса.

     Такая успешная работа агентства в промышленном развитии региона Шеннон способствовала тому, что в 1988 году ему передаются полномочия по развитию в регионе  туризма и транспортной инфраструктуры.

     В настоящее время СЭЗ ''Шеннон'' –  это высокоразвитый промышленный центр  в составе которого, в основном высокотехнологичные предприятия по производству электронного оборудования, буровых установок, промышленных алмазов, товаров широкого потребления; где действуют более 110 иностранных фирм и трудится более 6000 человек, с ежегодным экспортом более 1 млрд. долларов.

     Основными факторами, которые привлекают иностранных  инвесторов в Шеннон, являются:

- гарантированный 10% налог на прибыль для промышленных фирм до 2010 года. 10% на прибыль фирмам, работающим в сфере финансовых, дистрибьюторских, и консалтинговых услуг до 2005 года;

- действует существующий в Ирландии договорной режим, исключающий двойное налогообложение более чем с 20 странами мира;

- отсутствуют какие-либо ограничения в репатриации прибыли.

     Успешный  опыт создания функционирования и развития СЭЗ “Шеннон” способствовал тому, что сейчас элементы льготного режима СЭЗ действуют уже на всей территории Ирландии. Практически вся территория Ирландии для инвесторов стала СЭЗ, только с различной степенью льгот. Правительство Ирландии постоянно занимается вопросами укрепления стабильности иностранной валюты и снижения уровня инфляции. В Ирландии весьма низкий уровень инфляции среди стран ЕС – прибыль на единицу вложений почти в два раза выше, чем в других странах ЕС, и составляет 25%. Сегодня в Ирландии работает более тысячи зарубежных компаний и из них 370 американских.

     За  последние 20 лет Ирландия превратилась в одну из высокоразвитых стран Европы, и этому способствовала плодотворная работа ее правительства по привлечению иностранных инвестиций, которая имела комплексный подход, то есть учитывала практически все факторы.   
 
 
 

     Свободные экономические зоны в США 

В США  в настоящее время существуют три основных типа свободных экономических  зон: зоны внешней торговли, предпринимательские  зоны и технологические парки.

     Первые зоны внешней торговли стали создаваться в США на основе закона «О зонах внешней торговли» (1934 г.) с целью более глубокого вовлечения страны в мировую торговлю путём стимулирования экономической активности в зонах (главным образом за счёт таможенных льгот), а также с целью снижения уровня безработицы в стране, который был чрезвычайно высок в период Великой депрессии.

     Согласно  существующему американскому законодательству, зоны внешней торговли, действующие  на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные субзоны.

     Зоны  общего назначения представляют собой  американский вариант того, что в  международной практике называется зоной свободной торговли или  свободной гаванью. Важным условием создания этих  зон является внесение ими вклада в хозяйственное развитие штата, в повышение уровня занятости, расширение торговли. Управляются зоны государственными или частными  компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.Первые торговые зоны общего назначения были созданы в США в середине, 30-х годов прошлого столетия и располагались в крупных портах - Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Сиэтле. В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толидо (штат Огайо), Бей-Каунти (Мичиган), Маягуэс (Пуэрто-Рико) и Гонолулу (Гавайи). Более всего количество зон увеличилось в 70-80-е годы, что отразило рост внешней торговли США и усиление конкурентной борьбы на их внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле. Из 52 созданных в 1970 году зон общего назначения 24 были расположены в городах, не имеющих выхода к океану. Важную роль в этом процессе, помимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию в стране новой торговой инфраструктуры.

Информация о работе Общая характеристика свободных экономических зон