Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:20, реферат
Актуальность этой темы определяется широким распространением, которое получили свободные экономические зоны в XX веке по всему миру. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Главными целями создания СЭЗ являются: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в принимающую страну, ускоренное развитие депрессивных районов, формирование условий для развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, использование мирового передового опыта современных технологий производства и торговли. Как показывает практика, их деятельность направлена на ускоренный подъем экономики отдельных регионов и целых стран. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………… 3
Общая характеристика свободных экономических зон (СЭЗ)…... 4
Понятие, сущность, функции СЭЗ…………………………………. 4
Классификация СЭЗ………………………………………………… 8
Цели, подходы и принципы создания СЭЗ………………………... 15
СЭЗ в экономически развитых странах…………………………….. 19
История появления и развития СЭЗ………………………………... 19
Мировой опыт и результаты функционирования СЭЗ……………. 24
Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь…35
Заключение………………………………………………………………….. 40
Список использованных источников………………………………………. 41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………. 41
Введение
Актуальность этой темы определяется широким распространением, которое получили свободные экономические зоны в XX веке по всему миру. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Главными целями создания СЭЗ являются: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в принимающую страну, ускоренное развитие депрессивных районов, формирование условий для развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, использование мирового передового опыта современных технологий производства и торговли. Как показывает практика, их деятельность направлена на ускоренный подъем экономики отдельных регионов и целых стран. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь. Свободные экономические зоны рассматриваются как элементы инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.
Целями данной работы являются: анализ практики создания и функционирования свободных экономических зон в экономически развитых странах, определение их влияния на национальную экономику.
Задачи данной работы:
-определить содержание и классифицировать СЭЗ по различным критериям;
-проследить историю развития СЭЗ;
-проанализировать
мировой опыт создания СЭЗ;
- рассмотреть проблемы и перспективы
развития СЭЗ в Беларуси.
Курсовая работа состоит из двух частей. В первой части дается общая характеристика и классификация свободных зон. Во второй части рассматривается место СЭЗ в экономике различных стран, таких как США, Китай, Ирландия, Польша, Беларусь.
Исходными
данными для этой работы послужили книжные
издания, таких авторов как Я.С. Друзик,
Т.П. Данько, З.М. Окрут,
В.П. Максаковский и других; периодические
издания и интернет-порталы.
Несмотря на общемировую распространенность свободных экономических зон, в литературе по сей день не существует единой формулировки понятия «СЭЗ». В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. В некоторых случаях свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся страна в целом.
Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоны было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 года. В ней было установлено понятие свободной зоны, как части территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной.
В.Игнатов и В.Бутов дают такое определение особых экономических зон: «Свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач». [1, с.5]
Профессор К.А. Семенов дает свое определение СЭЗ: “географические территории, которым их политические центры представляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства”. [1, с.9]
Довольно широкое определение СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П.Данько и З.М.Округ. «Под СЭЗ понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ». [2, с.6]
В законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 10 ноября 2008г. дается следующая формулировка понятия «свободная экономическая зона»:
«СЭЗ – часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.» [3]
На современном этапе очень часто встречается трактовка СЭЗ, как инструмента выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. При таком подходе свободная зона воспринимается не только как обособленная географическая территория, но и как часть национального экономического пространства, наделенная системой льгот и стимулов отличной от остальной части национального хозяйства.
Итак, основываясь на представленных выше определениях особых экономических зон, мы можем детальнее рассмотреть сущность этих образований.
Главной
целью создания свободных экономических
зон является более глубокое включение
стран в процесс развития международного
разделения труда. Речь идет об увеличении
выпуска конкурентоспособной
Свободные
экономические зоны нужны также
для насыщения внутреннего
Свободные экономические зоны призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во все национальной экономике страны.
Организация свободных экономических зон предусматривает более глубокое включение во внешнеэкономические отношения не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-культурной сферы, что также ведет к увеличению валютных поступлений.
Одной из целей создания
И, наконец, создание зон рассматривается как метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным.
Цели создания СЭЗ также зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических планов и др. Поэтому причины и цели создания особых экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Например, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в отсталых районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. [4, с. 65]
Со
сходной целью создавались
Необходимо,
чтобы при создании свободных
экономических зон цели были четко
обозначены, так как они предопределяют
выбор системы льгот, предоставляемых
субъектам хозяйственной
Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является создание благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим по стране экономико-правовым режимом для предпринимателей. Ведь основным стимулом для инвесторов, вкладывающих капитал в тот или иной проект, являются предоставляемые им льготы. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по различным СЭЗ, но, в общем, они, как правило, сходны. Наиболее распространенными являются следующие виды льгот:
- фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Они могут затрагивать налоговую базу (напр.: прибыль, доход, стоимость имущества), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
- административные, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан;
- финансовые, включающие различные формы субсидий, предоставляемых за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, установление низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками;
- внешнеторговые, подразумевающие снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций. [5]
При этом система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, достаточно индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Стоит заметить, что в результате развития особой зоны цели и задачи, которые были изначально положены в ее основу, могут изменяться.
Также необходимо наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре. Но и несмотря на некоторую обособленность свободных зон, им необходима всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
Информация о работе Общая характеристика свободных экономических зон