Общая характеристика свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:20, реферат

Краткое описание

Актуальность этой темы определяется широким распространением, которое получили свободные экономические зоны в XX веке по всему миру. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Главными целями создания СЭЗ являются: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в принимающую страну, ускоренное развитие депрессивных районов, формирование условий для развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, использование мирового передового опыта современных технологий производства и торговли. Как показывает практика, их деятельность направлена на ускоренный подъем экономики отдельных регионов и целых стран. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Общая характеристика свободных экономических зон (СЭЗ)…... 4
Понятие, сущность, функции СЭЗ…………………………………. 4
Классификация СЭЗ………………………………………………… 8
Цели, подходы и принципы создания СЭЗ………………………... 15
СЭЗ в экономически развитых странах…………………………….. 19
История появления и развития СЭЗ………………………………... 19
Мировой опыт и результаты функционирования СЭЗ……………. 24
Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь…35

Заключение………………………………………………………………….. 40

Список использованных источников………………………………………. 41

Файлы: 1 файл

курсовая работа ст.docx

— 115.17 Кб (Скачать)

     В Китае используются практически  любые формы привлечения иностранного капитала: создание совместных предприятий, имеющих 100%-ный иностранный капитал; кооперация; обработка давальческого  сырья; торговля; сборка готовой продукции  из полуфабрикатов; предоставление займов, приобретение облигаций и акций, включая акции государственных  предприятий (но не во всех зонах).

     Система льгот для инвесторов в китайских  СЭЗ достаточно эффективна.

     Подоходный  налог с предпринимателей составляет 15%, тогда как внутри республики он равен 55%.

     Если  срок контракта более 10 лет, то предприниматели  освобождаются от налога в течение  первых двух лет с начала получения  прибыли, а на третий год имеют 50%-ную  скидку.

     По  окончании трехлетнего периода  предпринимателям предоставляется 10%-ная  скидка с подоходного налога, если более 70% продукции идет на экспорт (или 50%-ная скидка в течение трех лет если используются передовые технологии).

     Совместные  предприятия, производящие высокотехнологическую  и импортозамещающую продукцию  в СЭЗ, имеют налоговую ставку до 10% и до 15% - в остальных регионах страны.

     От  уплаты импортной пошлины освобождается  ввозимое из-за рубежа для предприятий  СЭЗ: оборудование, как производственное, так и офисное, транспорт для  иностранных сотрудников, электроприборы, потребительские товары, предназначенные  для личного пользования иностранных  сотрудников. Для них обычно создаются  также специальные магазины импортных (беспошлинных) потребительских товаров.

     От  уплаты единого торгово-промышленного  налога на экспорт освобождается  экспортная продукция (кроме нефти, бензина и ряда видов продукции, утверждаемой государством), реализуемая  внутри СЭЗ Китая.

     Убытки  предприятий с иностранным капиталом  разрешается покрывать за счет прибыли  следующих лет (но не свыше пяти лет  с начала их эксплуатации).

     Устанавливается на более льготных условиях и плата  за землю. В СЭЗ производится фиксированная  арендная плата за пользование производственными  площадями для предприятий с  иностранным капиталом: 15-20 долларов за один квадратный метр в год.

     Иностранные инвесторы могут беспрепятственно переводить свою прибыль в валюте за рубеж без уплаты налогов.

     Примером  особенностей развития СЭЗ в Китае может послужить специальная экономическая зона Шэньчжэнь, которая получила официальный статус в августе 1980 года с принятием закона "Регулирование специальных экономических зон в провинции Гуандун" и которую более 20 лет экономического роста вывели далеко вперед даже по сравнению с крупнейшими экономическими центрами страны, такими как Пекин, Тяньцзинь, Шаньдун, Шанхай, Фуцзянь и Гуандун. ОЭР Шэньчжэнь, занимающий 327,5 кв.км и огибающий район Гонконга, отделяя его от материкового Китая, - самая быстро развивающаяся зона: так, в 1980-2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5%, объема промышленной продукции - 45% и внешней торговли - 39%, а ежегодный рост реальных иностранных инвестиций за этот период находился на уровне 28%, поэтому в течение последних 9-ти лет город является первым в стране по объемам внешней торговли, вторым - по выпуску промышленной продукции и третьим - по годовому доходу местного бюджета и привлечению реальных иностранных инвестиций. [12, c.90]

     Сегодня китайские СЭЗ характеризуются наличием следующей отличительной черты, а именно: зоны высоких и новых технологий, или аналоги американских технопарков, на долю которых приходятся 4% национального ВВП и 10% совокупной стоимости экспорта и импорта, имеют стратегическое значение для современной экономики. Свидетельством их превращения в главную движущую силу развития отрасли высоких и новых технологий на фоне оптимизации экономической структуры КНР служит тот факт, что, начиная с 1991 года, их основные экономические показатели ежегодно в среднем возрастают более чем на 40% - в результате, в 2003 году они продолжали стремительное развитие и впервые принесли стране доход, превышающий 2 трлн. юаней, что на 32% больше аналогичного показателя предыдущего года, причем доходы от продажи продукции высокотехнологичных предприятий, расположенных в Пекинской зоне научно-технического освоения "Чжунгуаньцунь" и Шанхайской зоне освоения новых и высоких технологий, превысили 150 млрд. юаней. [13]

     Таким образом, китайская модель территориально-экономической  открытости на основе создания различных типов СЭЗ весьма реалистична и позволяет обеспечить относительно безболезненный переход к рынку и постепенное включение в систему международного разделения труда и международных внешнеэкономических связей стран и регионов. СЭЗ Китая являются  инструментом  форсирования развития экономики данной   страны, и, безусловно,  положительно влияют на экономический рост Китая. 

         Свободные экономические зоны в Польше. 

     Свободные экономические зоны Польши имеют  большое значение для международного экономического развития. С помощью  них возможно более эффективное  сотрудничество с зарубежными компаниями, привлечения существенного количества инвестиций, а также увеличение занятости.

     С 20 сентября 1994 года в Польше появилась  соответствующая правовая основа для  создания СЭЗ. Это послужило базой  для польской инвестиционной политики и средством для поддержки  регионов.

     Одна  из первых СЭЗ в Польской Республике – Свободная таможенная зона в  Гданьском порту, созданная Указом Совета Министров от 28.11.95 г. Гданьский  порт расположен на перекрестке традиционных мировых морских торговых путей  в 50 милях от Калининграда. Цель образования  Свободной таможенной зоны – развитие хозяйственной деятельности в Гданьском  порту путем предложения потенциальным  торговым партнерам выгодных финансовых условий: невзимание таможенных оплат, акцизного налога, налога на добавленную  стоимость.

     Складируемые товары освобождаются от таможенных и налоговых оплат; возможны реэкспорт без таможенных и налоговых оплат, бессрочное складирование товаров. При ввозе товаров из зоны на территорию Польши таможенная ставка может снижаться, система скидок и освобождений определена польским таможенным законодательством.

     В настоящее время в Польше создано  еще 16 зон, называемых Специальными экономическими зонами.

       По данным Польско-Литовской   хозяйственной палаты в состав  СЭЗ вошло 76 инвесторов как  от представителей малого бизнеса,  так и крупных международных  концернов, которые подтвердили  возможность предоставить инвестиции на сумму 3,9 млрд. золотых и создать 12 тыс. новых рабочих мест.

       В Польской Республике главная  цель создания СЭЗ – это  ускорение экономического развития  части территорий страны, которое  может быть достигнуто с развитием  определенных сфер хозяйственной  деятельности, использованием в  национальной экономике новых  технических и технологических  решений, увеличением конкурентоспособности  производимых товаров, услуг и  продуктов, созданием соответствующей  инфраструктуры, новых рабочих мест, освоением неиспользованных полезных  ископаемых, но при условии соблюдения  экологического равновесия. [13]

     Для предпринимателей, работающих в СЭЗ, действует освобождение от подоходного  налога полностью или частично. Использование  налоговых освобождений и льгот  зависит от выполнения индивидуальных для каждой СЭЗ условий, при этом значительную роль играют размеры инвестиций и количество создаваемых новых  рабочих мест. При этом доходы предпринимателей, имеющих полное освобождение от уплаты налога, сохраняются на период времени, равный половине срока действия СЭЗ, а по истечении этого срока  могут рассчитывать на освобождение от подоходного налога в размере 50%.

     Принимая  во внимание законодательную базу и  практические итоги можно констатировать, что ведение бизнеса в польских Специальных экономических зонах  доказало свою превосходную выгодность для инвесторов. На 21 марта 2003 года 372 предприятия действовало в СЭЗ  на основании 669 разрешений. Итак, можно сделать вывод о том, что ведение бизнеса в польских Специальных экономических зонах доказало свою превосходную выгодность для инвесторов. Основная цель создания специальных экономических зон на территории Польши оправдала себя, была активизирована хозяйственная жизнь в депрессивных регионах с высоким уровнем безработицы.

     Таким образом, изучив опыт этих стран в  развитии свободных зон, мы можем заметить, что СЭЗ действительно являются институтом развития национальной экономики, так как они решают множество возложенных на них задач по развитию, как отдельных регионов страны, так и государства в целом. Успешное функционирование особых экономических зон в ряде развитых стран доказывает перспективность данного направления государственной политики. Так как во многом именно от государственных решений зависит эффективная деятельность этих зон, привлекательность их для иностранных инвесторов. Используя данные примеры свободных экономических зон, мы можем определить вектор развития данного метода хозяйствования  в Республике Беларусь. 
 
 

    1.   Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь
 

     В Беларуси процесс функционирования СЭЗ начался лишь декабре 1996 года, когда были выделены средства и начала формироваться администрация СЭЗ  “Брест”. Создание СЭЗ рассматривается  в нашей республике как важное звено в реализации принципов  открытой экономики государства. Их функционирование связывается с  либерализацией и активизацией внешнеэкономической  деятельности.

     В основу концепции создания СЭЗ в  Беларуси был положен международный  опыт организации и развития этих территориальных образований с  особым налоговым и таможенным режимом, а также совместные разработки отечественных  и зарубежных специалистов. В этой работе самое активное участие принимали  немецкие и китайские практики.

    Первоначальными целями и задачами создания СЭЗ в Республике Беларусь являются:

      - увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение стратегических инвесторов;

      - обеспечение дополнительных благоприятных  условий для привлечения новых  и высоких технологий, передового зарубежного опыта;

      - содействие международной интеграции и сотрудничеству;

      - стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;

      - создание новых рабочих мест,  повышение  загрузки имеющихся производственных  мощностей;

       - развитие и расширение сферы работ и услуг;

       - развитие  инфраструктуры  территорий, эффективное  использование имеющихся.

      - получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях дальнейшего их использования для проведения реформ в республике.

     Сегодня перечень СЭЗ ограничивается: СЭЗ "Брест", СЭЗ "Витебск", СЭЗ "Гомель-Ратон", СЭЗ "Гродноинвест", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Могилев". В качестве резидентов свободных экономических зон в Беларуси на 1 октября 2009 года зарегистрировано 276 организаций, действующими являются 268 из них. Наибольшее количество резидентов зарегистрировано в СЭЗ "Минск" (27,5% общего количества) и СЭЗ "Брест" (22,8%). [14]

       Все  шесть  свободных   экономических  зон  Республики  Беларусь  являются  комплексными, что  проявляется  в  выполнении  производственной,  экспортной  и   таможенной  функций. Однако каждой зоне присущи и свои специфические цели. Например, для СЭЗ "Гомель-Ратон" - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ "Брест" - расширение производства потребительских товаров и услуг; для СЭЗ "Минск" - повышение загрузки аэропорта "Минск-2" и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ "Витебск" и "Могилев" - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ "Гродноинвест" - трансформация в экономику региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Информация о работе Общая характеристика свободных экономических зон