Свободные экономические зоны Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование свободных экономических зон в странах Азии.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Исследовать цели создания и виды СЭЗ.
Исследовать создание СЭЗ в странах Азии: этапы, проблемы, перспективы развития.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность, цели создания, классификация свободных экономических зон 5
1.1 Сущность и характерные черты свободно экономических зон 5
1.2 Цели создания СЭЗ 6
1.3 Условия, необходимые для развития и успешного функционирования СЭЗ 8
1.4 Классификация свободных экономических зон 9
2 Свободные экономические зоны Азии 16
2.1 Свободные экономические зоны Индии 16
2.2 Свободные экономические зоны Китая 18
2.3 Свободные экономические зоны Казахстана 21
2.4 Свободные экономические зоны Малайзии 22
2.5 Свободные экономические зоны Южной Кореи 25
2.6 Свободные экономические зоны Японии 27
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Cиницына сэз стран азии вгуэс1.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Заметным явлением мировой экономики  в соответствии с тенденцией современного мирового развития является создание свободных экономических зон (СЭЗ), получивших широкое распространение не только в большинстве промышленно развитых стран, практически во всех новых индустриальных государствах, в развивающихся странах, но и в отдельных странах, переходящих к рыночной экономике. Целями создания СЭЗ в этих случаях является ускорение экономического роста в районах создания зон и в стране в целом за счет активизации инвестиционного роста научно- технического потенциала, включения страны в систему мирохозяйственных связей и улучшения использования ее ресурсов.

Свободные экономические  зоны (СЭЗ) обладают значительным потенциалом  для успешного решения многих социальных и экономических проблем, которые стоят перед любой  страной. Создавая свободные экономические зоны, государства ставят перед собой задачи развития отдельных территорий с помощью стимулирования экспорта, расширения производства импортозамещающей продукции, повышения занятости населения и бюджетных доходов. На современном этапе развития мирового хозяйства СЭЗ приобретают глобальный характер и становятся составной частью национальных экономик не только развитых, но и развивающихся стран.

Деятельность в свободных экономических  зонах приобретает многофункциональный  характер. В них развивается не только обмен, но и производство товаров с постоянным расширением ассортимента продукции все более возрастающего числа отраслей. Экономические условия в СЭЗ способствуют повышению удельного веса наукоемких производств.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что создание свободных экономических зон является очень эффективным методом оздоровления экономики как развитых, так и развивающихся стран для  реализации новых экономических идей, которые заключаются в том, чтобы дать толчок развитию отсталых в экономическом отношении районов, модернизировать устаревшую технику, получив новые «ноу-хау», обучить своих специалистов и рабочих современным методам труда, использовать собственные сырьевые ресурсы для производства готовой продукции.

Важную роль в обеспечении эффективного развития СЭЗ играет экономический механизм, под которым нами понимается совокупность действующих в условиях рыночных отношений экономических законов и используемых государством рычагов и стимулов, определяющих условия развития свободной экономической зоны и обеспечивающих достижение поставленных при ее создании целей.

Свободные экономические зоны заняли важное место в развитии экономики стран Азии. Стремление дать толчок развитию отсталых в экономическом отношении районов, модернизировать устаревшую технику, получив новые «ноу-хау», обучить своих специалистов и рабочих современным методам труда, использовать собственные сырьевые ресурсы для производства готовой продукции. Создание СЭЗ должно внести свежую струю в промышленное развитие.

Свободные экономические  зоны могут располагаться как на небольшой площади в несколько квадратных километров, так и охватывать территорию целых областей.

Функционирование свободных  экономических зон может быть неэффективным, если при их создании не учитываются географическое положение  и особенности региона. Наиболее удачными для создания СЭЗ считаются территории, которые граничат с зарубежными странами, располагают морскими портами и необходимыми транспортными связями с промышленными, научными и культурными центрами страны.

Целью данной курсовой работы является исследование свободных экономических зон в странах Азии.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать цели создания и виды СЭЗ.
  2. Исследовать создание СЭЗ в странах Азии: этапы, проблемы, перспективы развития.

Объектом  исследования являются свободные экономические зоны.

Предметом исследования  работы являются экономические отношения по формированию и функционированию СЭЗ для обеспечения экономического роста и развития стран Азии в современных условиях.

Теоретической и методической основой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития рыночных отношений и вопросам функционирования СЭЗ, а также статьи и информация Интернет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении изложены актуальность, цель и задачи курсовой работы, а  также объект и предмет исследования.

В первой главе работы рассмотрены  сущность, цели создания и классификация  свободных экономических зон.

Во второй главе исследованы  создание свободных экономических зон в странах Азии.

В заключении сделаны выводы.

 

 

 

 

 

1 Сущность, цели создания, классификация свободных              экономических зон

1.1 Сущность и характерные черты свободно-экономических зон

В соответствии с документами  Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (г. Киото, 1973 г.) под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях страны. Таким образом, местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.

«Большой экономический словарь» определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала [1].

Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ [4, c. 81]:

1) выделение их из таможенной границы государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. В свободных экономических зонах обычно не взимаются и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах.

2) Система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам, в том числе:

- внешнеторговые (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

- фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

- финансовые, включающие различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

- административные, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

3) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.

Таким образом, свободные экономические зоны составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства.

1.2 Цели создания СЭЗ

Мировая практика организации  и функционирования свободных экономических зон свидетельствует, что они создаются и реально способствуют достижению разнообразных целей. Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах свободные экономические зоны создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой [8, c. 56].

Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.

В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития, при создании свободных экономических зон ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг.

Несмотря на существующие различия в целях создания СЭЗ в разных странах, все они имеют и некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать на экономические, социальные и научно-технические.

Экономические цели создания СЭЗ [3, c. 31]:

- активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;

- привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;

- повышение конкурентоспособности национального производства и его экономической эффективности;

- увеличение экспорта и рационализация импорта;

- рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальными целями являются:

- создание новых рабочих мест, рост занятости населения;

- обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учетом использования мирового опыта;

- насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;

- рост благосостояния и уровня жизни населения;

- ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.

Научно-техническими целями создания СЭЗ являются:

- активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

- ускорение внедрения результатов НИОКР;

- концентрация научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;

- привлечение опыта и научно-исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний;

- повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных.

Таким образом, создание СЭЗ в различных странах преследует одни и те же цели: обеспечение полной занятости рабочей силы; привлечение инвестиций, особенно иностранных; организация в зонах новых производств, продукция которых пойдет на экспорт, не ущемляя существующих местных производителей, работающих на внутренний рынок. Кроме того, это стремление дать толчок развитию отсталых в экономическом отношении районов, модернизировать устаревшую технику, получив новые «ноу-хау», обучить своих специалистов и рабочих современным методам труда, использовать собственные сырьевые ресурсы для производства готовой продукции.

Создание СЭЗ должно внести свежую струю в промышленное развитие той или иной территории и страны в целом.

1.3 Условия, необходимые для развития и успешного функционирования СЭЗ

Зарубежный опыт свидетельствует, что для развития и успешного функционирования СЭЗ необходим целый ряд условий [6, c. 68].

1) Важным условием нормального функционирования СЭЗ является наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов.

2) Важным стимулом для развития СЭЗ является система льгот инвесторам, которая в достаточной степени индивидуальна и зависит от реализуемых на территории СЭЗ проектов и программ.

Предоставляя налоговые, финансовые, внешнеторговые и административные льготы, государство поощряет инвестирование как местного, так и иностранного капитала. В результате  применения  льгот  норма  прибыли  в  СЭЗ составляет 25-30%,  а иногда и больше:  например,  транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40%  прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки  окупаемости  капитальных  вложений (считается нормальным для СЭЗ,  когда эти сроки не превышают 3-3,5 года). Все это делает СЭЗ весьма привлекательной сферой привлечения капитала и притягивает инвесторов со всего мира: во многих развивающихся странах через СЭЗ в их экономику поступает от 30 до 80% всех иностранных инвестиций.

3) Одним из наиболее важных факторов, влияющих на инвестиции, является политическая стабильность в стране и регионах, где создаются СЭЗ. Нередко политическая стабильность в стране, позволяющая создавать благоприятный инвестиционный климат, является решающим условием в привлечении иностранных инвестиций даже в тех странах, в которых СЭЗ не обеспечены в полной мере природными ресурсами и которые не предоставляют инвесторам достаточных льгот.

4) Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются и соответствующие требования к ее размещению. Наиболее общими из них являются:  

- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и развитые транспортные коммуникации;

- значительный производственный потенциал, развитые производственная и социальная инфраструктуры;

- существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал.

Территории, наиболее благоприятные  для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное расположение с другими странами, располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

Информация о работе Свободные экономические зоны Азии