Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование свободных экономических зон в странах Азии.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Исследовать цели создания и виды СЭЗ.
Исследовать создание СЭЗ в странах Азии: этапы, проблемы, перспективы развития.
Введение 3
1 Сущность, цели создания, классификация свободных экономических зон 5
1.1 Сущность и характерные черты свободно экономических зон 5
1.2 Цели создания СЭЗ 6
1.3 Условия, необходимые для развития и успешного функционирования СЭЗ 8
1.4 Классификация свободных экономических зон 9
2 Свободные экономические зоны Азии 16
2.1 Свободные экономические зоны Индии 16
2.2 Свободные экономические зоны Китая 18
2.3 Свободные экономические зоны Казахстана 21
2.4 Свободные экономические зоны Малайзии 22
2.5 Свободные экономические зоны Южной Кореи 25
2.6 Свободные экономические зоны Японии 27
Заключение 30
Список использованных источников 31
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих реализовывать важные долгосрочные общегосударственные программы.
5) Наличие квалифицированной и дешевой рабочей силы – неотъемлемый фактор нормальной деятельности большинства свободных экономических зон, в особенности в странах Азии и Латинской Америки.
6) Необходимое условие успешного функционирования СЭЗ – наличие (или создание) эффективной структуры управления зоной. Зона, будучи локальной социально-экономической системой, должна располагать и локальной, относительно обособленной системой хозяйственного управления, т.е. находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и центральных ведомств.
Высшим органом власти в СЭЗ является представительная власть, в рамках которой на правах самостоятельного структурного подразделения создается администрация зоны, которая может формироваться как из местных, так и из иностранных граждан.
В функции администрации любой зоны входит регулирование деятельности системы региональной системы региональной рыночной инфраструктуры: коммерческих и муниципальных банков, бирж, страховых обществ и т.д., а также все вопросы землепользования и охраны природы. Кроме того, администрация зоны проводит регистрацию совместных и иностранных предприятий и лицензирование всей внешнеэкономической деятельности, а также осуществляет контроль за соблюдением правил, установленных для зоны и др. В Китае, например, в некоторых зонах администрация может регистрировать компании с иностранным капиталом по принципу «одной печати», т.е. инвестор согласовывает создание предприятия не с разными органами государственной власти, а только с администрацией зоны. Основная задача администрации зоны состоит в обеспечении благоприятных условий для инвесторов и работы зональных предприятий.
1.4 Классификация свободных экономических зон
В мировой практике существует широкое разнообразие типов СЭЗ, каждый из которых имеет свою специфику, обусловленную множеством факторов и их сочетанием в каждом конкретном случае. К таким факторам относятся: месторасположение, размер территории, на которой располагается СЭЗ, наличие и качество производительных и других ресурсов, особенности природных, экономических и иных условий, в которых эти ресурсы реализуются, задачи, которые государство ставило перед СЭЗ при ее создании, функции, которые оно ему делегировало для решения поставленных задач, национальная принадлежность территории и т.д. [2] Общепринятой типологии СЭЗ в настоящее время не существует и поэтому можно проводить их классификацию по различным критериям.
1) По характеру собственности СЭЗ можно разделить на государственные, частные и смешанные. Наиболее распространенной формой собственности на практике является смешанный тип.
2) По степени интегрированности в мировую и национальную экономику выделяют 2 типа СЭЗ: анклавные (замкнутые), ориентированные на экспорт всей производимой продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте, и интегрированные в национальную экономику, ориентированные на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов.
3) В зависимости от способа организации различают 2 группы зон:
территориальные – зоны с обособленной территорией, на которой резидентные компании, независимо от вида деятельности, пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности;
функциональные – зоны льготного режима, который применяется к определенному виду деятельности, независимо от расположения фирмы на территории страны. Например, точечные зоны, представленные отдельными предприятиями, - оффшорные центры, туристические зоны и др.
Типы СЭЗ в зависимости от функционального назначения
4) Вид деятельности, преобладающий на территории той или иной экономической зоны, позволяет выделить следующие типы СЭЗ: торговые, экспортно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные.
а) Торговые зоны. Торговые зоны существуют в форме зон свободной торговли, свободных таможенных зон, бондовых складов, складских зон, свободных портов и магазинов беспошлинной торговли.
Зоны свободной торговли (ЗСТ) представляют собой небольшие территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории, деятельность которых направлена на ускорение товарооборота и стимулирование внешней торговли.
Ввозимые в ЗСТ товары, предназначенные для реэкспорта, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, квот и других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, однако таможенная администрация имеет право организовать контроль.
ЗСТ специализируется на ввозе, хранении, сортировке и перевалке товаров. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них.
ЗСТ получили наибольшее развитие в США и странах Западной Европы.
Свободная таможенная зона - это ограниченный участок таможенной территории страны, где устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. В свободной таможенной зоне иностранные товары размещаются и используются без взимания таможенных пошлин и налогов, а национальные товары - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями.
Магазины беспошлинной торговли действуют в международных аэропортах, на морских судах и самолетах. Здесь действует таможенный режим, при котором товары реализуются без взимания таможенной пошлины и налогов. Продавать товары в этих магазинах можно только в розницу и только физическим лицам, выезжающим за границу.
Таким образом, торговые зоны являются наиболее простым типом СЭЗ. Их создание не требует крупных первоначальных инвестиций и длительных сроков. Отношения с государством в торговых зонах могут ограничиваться выплатой валютных отчислений и арендных платежей, а с предприятиями вне зоны – осуществляться на основе внешнеторговых контрактов.
Экспортно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Отличительная черта этих зон состоит в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных районов стимулирует экспортное промышленное производство, привлекая для этого иностранную валюту или инвестиции от местных, федеральных властей. Это создает условия для более эффективного использования местного сырья, полуфабрикатов, внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном счете, содействует более быстрому социально-экономическому развитию других регионов и страны в целом.
Наибольший эффект от таких зон
был получен в новых
В общей совокупности экспортно-производственных зон выделяют зоны свободного предпринимательства (США), зоны совместного предпринимательства (Югославия, Венгрия, Болгария), предпринимательские зоны (Великобритания), особые экономические зоны (КНР).
Наибольшее число научно-
В зависимости от того, что преобладает в экономической структуре научно-технической зоны, выделяют 3 их типа:
1. Инновационный центр – это экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная преимущественно для маленькой, только что созданной компании.
2. Научный парк. Это структура, обладающая достаточно большой территорией, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок местного исследовательского центра (университета).
3. Исследовательский парк. Это структура, в рамках которой научно-технические новшества разрабатываются только до стадии прототипа. В таких парках объединяются промышленные компании, научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения, с приоритетным развитием последних.
Самый известный в мире и крупнейший в США научный парк «Силиконовая долина» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны также создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В конце 90-х гг. в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских новых индустриальных странах научно-технические зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как ЭПЗ, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.
г) Сервисные зоны. Особым видом свободных экономических зон являются сервисные зоны или зоны услуг. Эти узкоспециализированные зоны, появившиеся в 1980-90-е гг., относятся к более позднему, четвертому поколению СЭЗ. К ним относятся территории с льготным режимом предпринимательской деятельности, специализирующиеся на оказании различного рода услуг – банковских, информационных, туристических и других, чаще всего деловых. К числу сервисных зон относятся финансовые центры, зоны банковских и страховых услуг, а также оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Успешно функционируют зоны, специализирующиеся на предоставлении информационных услуг. Такие зоны возникли на Ямайке, в ОАЭ (г. Дубай) и некоторых других странах. Например, в г. Дубай создана свободная экономическая зона «Интернет-сити», которая предоставляет широкие возможности для пользования глобальной информационной сетью Интернет.
Другой зоной в области
В настоящее время под термином «оффшорная зона» понимают небольшие государства или территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.
Налоговые льготы для стран, зарегистрированных в оффшорных зонах, или оффшорных компаний весьма существенны и, как правило, представляют собой полное освобождения от уплаты всех местных налогов при выполнении определенных условий. В некоторых же странах налоги взимаются, но по ставкам до 10% от чистой прибыли, т.е. в несколько раз меньше стандартных ставок большинства стран (в Европе налоги на чистую прибыль составляют в основном 25-50%, в США, для обыкновенных корпораций, 15-39%). Страна регистрации взимает плату за регистрацию и фиксированную ежегодную пошлину.
Помимо налоговых льгот, представляемых оффшорными юрисдикциями, существуют также валютные, инвестиционные, таможенные, регистрационные льготы, льготы по предоставлению ежегодной отчетности и аудиторским проверкам, способам управления и режиму конфиденциальности.
Льготы делают оффшорные центры удобным местом для минимизации налогообложения компании и безопасности хранения капиталов. Поэтому в мире в настоящее время функционирует около 1,5 млн оффшорных компаний. Оффшорных центров насчитывается более 300. Среди них налоговых гаваней - около 70.