Свободные экономические зоны Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование свободных экономических зон в странах Азии.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Исследовать цели создания и виды СЭЗ.
Исследовать создание СЭЗ в странах Азии: этапы, проблемы, перспективы развития.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность, цели создания, классификация свободных экономических зон 5
1.1 Сущность и характерные черты свободно экономических зон 5
1.2 Цели создания СЭЗ 6
1.3 Условия, необходимые для развития и успешного функционирования СЭЗ 8
1.4 Классификация свободных экономических зон 9
2 Свободные экономические зоны Азии 16
2.1 Свободные экономические зоны Индии 16
2.2 Свободные экономические зоны Китая 18
2.3 Свободные экономические зоны Казахстана 21
2.4 Свободные экономические зоны Малайзии 22
2.5 Свободные экономические зоны Южной Кореи 25
2.6 Свободные экономические зоны Японии 27
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Cиницына сэз стран азии вгуэс1.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

- конструкция в первую очередь рассчитана на привлечение 

- использование иностранного капитала;

- основными экономическими формами являются китайско-иностранные совместные предприятия и партнерства, а также полностью иностранные предприятия;

- производство в первую очередь экспортно-ориентированной продукции;

- экономическая деятельность в первую очередь определяется рынком.

В Китае разработана система стимулов, применяемая в СЭЗ для привлечения иностранных инвестиций:

- уменьшение ставок таможенных пошлин или отсутствие таковых;

- отсутствие импортных квот;

- либерализация или отсутствие валютного контроля;

- неограниченная репатриация прибыли;

- снижение ограничений на иностранную собственность;

- снижение бюрократических барьеров;

- развитая инфраструктура;

- упрощение административных правил с относительной независимостью местных плановых органов;

- прямой доступ к плановым структурам провинциального и центрального уровня;

- «налоговые каникулы». В отношении предприятий-резидентов СЭЗ применяются льготная ставка налога на прибыль и 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года – налог не взимается, следующие 3 года – 50% от действующей ставки). До 2008 г. льготная ставка налога на прибыль составляла 15% (на других китайских предприятиях вне льготных зон - 33%). В соответствии с Уведомлением № 39 Госсовета КНР «О переходной политике предоставления льгот в отношении налога на прибыль предприятий» от 26 декабря 2007 г. для предприятий-резидентов СЭЗ с 1 января 2008 г. введен 5-летний переходный период на новые ставки указанного налога: в 2008 г. – 18%, 2009 г. – 20%, 2010 г. – 22%, 2011 г. – 24%, 2012 г. – 25%. Данное правило распространяется только на резидентов, которые были зарегистрированы в СЭЗ до 15 марта 2007 г. и ранее пользовались льготной ставкой налога в размере 15%. В отношении «новых» резидентов СЭЗ, зарегистрированных после 15 марта 2007 г., с 1 января 2008 г. действует единая для всех предприятий КНР новая ставка налога на прибыль в размере 25%.

- налоговая скидка до 0% на производственные материалы;

- самостоятельность при приеме на работу и увольнении работников;

- повышенные нормативы на амортизационные отчисления;

- согласованные ограничения доступа на китайский внутренний рынок для товаров, производимых в зоне;

- предоставление вида на жительство, разрешения на работу и налоговых льгот для иностранцев, работающих в зоне.

Таким образом, значительная роль в управлении СЭЗ в Китае принадлежит региональным органам власти, которые наделены правом принимать местные положения по всем экономическим вопросам.

2.3 Свободные  экономические зоны Казахстана

Первые свободные экономические  зоны в Казахстане функционировали в 1991–1992 годах. Это Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области, Алакульская и Жаркентская в Талдыкорганской области и Лисаковская в Костанайской областях. Правовая и организационная система первых СЭЗ была несовершенна, они просуществовали недолго и вскоре были закрыты. В настоящее время в Республике Казахстан функционирование свободных экономических зон регулируется Законом Республики Казахстан «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года № 469-IV. Закон предусматривает, что в случае создания СЭЗ по инициативе государственных органов не менее 50% голосующих акций такой компании должны принадлежать государству. В том случае, если СЭЗ создается по инициативе негосударственных юридических лиц, государству должно принадлежать не менее 26% голосующих акций. Таким образом, негосударственные инвесторы (включая иностранных), желающие принять участие в деятельности СЭЗ, теперь могут выступить в качестве учредителей управляющей компании. Тем самым им предоставляется возможность участвовать в принятии решений, оказывающих непосредственное влияние на их деятельность. 

На территории Республики Казахстан функционируют девять специальных экономических зон, а именно «Астана – новый город» (г.Астана), «Морпорт Актау» (морской порт Актау), «Парк информационных технологий» (г.Алматы) и «Онтустик» (Южно-Казахстанская область). «Бурабай» (Щучинский район), «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (Атырауская область),  «Хоргос - Восточные ворота» (Алматинская область), «Павлодар» (Павлодарская область) и «Сарыарка» (Карагандинская область).

Таким образом, государство продолжает формировать адекватную юридическую  базу для защиты прав инвесторов. Постоянный диалог государства с иностранными владельцами капитала и казахстанскими предпринимателями нацелен на обеспечение максимально привлекательных условий для ведения бизнеса в республике. 

2.4 Свободные  экономические зоны Малайзии

В Малайзии накоплен значительный позитивный опыт создания, регулирования и управления деятельностью свободных экономических  зон. Впервые Закон о свободных торговых зонах был принят в Малайзии в 1971 г.  В дальнейшем потребовалась его актуализация и в 1990 г. был принят Закон о свободных зонах (FreeZonesAct, 1990) и подзаконные акты к нему. С точки зрения применения норм Таможенного кодекса Малайзии, свободные экономические зоны считаются территориями вне пределов страны. Товары, за исключением запрещенных законодательством, могут ввозиться в свободные зоны, обрабатываться в них и  экспортироваться без уплаты таможенных пошлин, акцизных сборов, налога на продажу, налога на услуги.

Деятельность зон свободной  торговли и свободных промышленных зон регулируется и другими федеральными законами Малайзии, в том числе Таможенным кодексом, Законом об акцизах, Законом о налоге с продаж, Законом о налоге на услуги, Законом о поощрении инвестиций. Необходимость создания, выбор местоположения и типа новых свободных торговых/промышленных зон обосновываются и согласовываются Министерством финансов, Министерством международной торговли и промышленности и Малайзийским агентством промышленного развития (МАЙДА) в рамках программ экономического развития страны.

Конкурсный отбор заявок на создание свободной экономической зоны проводится специальным агентством или другим органом правительства штата, отвечающим за его экономическое развитие. Существенное значение в принятии окончательного решения играет близость выделяемого участка к имеющимся объектам инфраструктуры, что позволяет снизить будущие затраты на капитальное строительство, а также стоимость тех участков, которые, помимо выделяемой властями штатов земли, необходимо будет выкупать у частных владельцев (в Малайзии законодательно закреплена частная собственность на землю).

После определения границ новой  свободной экономической зоны начинается процесс согласования с федеральными властями, включая органы, отвечающие за экологическую безопасность и таможенную службу. Окончательное решение о территориальной расположение новой свободной экономической зоны принимает Министерство финансов. Объявление о создании новых зон с публикацией в печати делает министр финансов.

Для руководства деятельностью  свободных зон министром финансов Малайзии назначается специальный административный орган  (управление). Таким органом может быть любое федеральное агентство, правительственный департамент, организация или правительственный департамент на уровне штата, а также любая уполномоченная компания или портовые власти.

Деятельность органов контроля, включая налоговую, пожарную, санитарную службы, осуществляется в общем порядке. Таможенная служба наделена законодательно закрепленными широкими полномочиями, включающими право на арест физических лиц, подозреваемых в нарушении Закона о свободных зонах, и задержании и изъятия грузов, ввезенных или хранящихся на территории свободной зоны с нарушением установленных правил.  

Обустройство инфраструктуры свободной  зоны финансируется федеральным  правительством через правительство штата, на территории которого она расположена, и включает строительство автодорог, обеспечение энерго- и водоснабжения, прочих объектов инженерного обеспечения.

Срок существования свободных  зон законодательно не ограничен. Практики прекращения их деятельности нет.

Рассмотрение заявок от иностранных  и малайзийских компаний на начало деятельности на территории свободной зоны не превышает один месяц. Наиболее распространена практика долгосрочной аренды земельного участка сроком на       60 лет. Проектно-техническая документация на возводимые здания и сооружения согласовывается в обычном порядке с местными властями. Малые и средние предприятия предпочитают аренду участков с уже возведенными типовыми промышленными корпусами. Возможен последующий выкуп в собственность арендованного участка земли. 

С целью поощрения внутренних инвестиций правительство Малайзии предоставляет возможность экспортоориентированным компаниям, расположенным в других районах страны, зарегистрироваться в качестве «лицензированных производственных складов» (LicensedManufacturingWarehouse), на которые распространяются все льготы и преференции свободной промышленной зоны.

В Малайзии созданы и функционируют 25 свободных зон, в том числе 11 свободных торговых зон, в которых осуществляется разукомплектование крупных товарных партий, их сортировка и переупаковка, маркировка, ведется транзитная (реэкспортная) торговля, и 14 свободных промышленных зон, в которых созданы промышленные предприятия, полностью ориентированные на экспорт. В отдельных случаях таким предприятиям часть продукции (до 20%) разрешается поставлять на внутренний рынок. Как правило, в свободных промышленных зонах используется импортное сырье и компоненты для производства готовой продукции. Вместе с тем в случаях, когда это возможно, поощряется использование сырья и компонентов местного производства.

Кроме этого, на о.Лабуан (Восточная  Малайзия) в 1995 г. создан международный оффшорный финансовый центр, управление которым осуществляется Агентством оффшорных финансовых услуг. Законодательная база функционирования финансового центра представлена десятью федеральными законами об оффшорной предпринимательской и банковской деятельности.

Перечень существующих свободных  торговых и промышленных зон с  подробным описанием их местоположения и границ приводится в Законе о свободных зонах.

Свободные зоны популярны среди  малазийских предпринимателей и  бизнесменов, особенно тех, которые занимаются производством экспортной продукции. Вклад последних в процесс индустриализации страны значителен. Свидетельством этому является тот факт, что Малайзия является одним из мировых лидеров среди экспортеров продукции электронной и электротехнической промышленности, а по объему торгового оборота входит в число 20 ведущих стран мира (в 2009 г. - 280,6 млрд. долл. США млрд. долл. США, в т.ч. экспорт – 160,8 млрд. долл. США, из которых 76,7% - экспорт готовых промышленных изделий).

Одной из крупнейших свободных экономических  зон в Малайзии является свободная  промышленная зона Баян Лепас на о. Пенанг. Созданная в 1972 г. и занимающая площадь около 12 кв. км, она стала центром электронной и электротехнической промышленности Малайзии. Здесь расположены сборочные производства подразделений таких всемирно известных транснациональных компаний, как «Интел», «Моторола», «Дэлл», «Алтера», «Сигейт», «Бош», «Алкател», «Томсон», «Осрам», «Браун», «Хитачи», «Сони», «Сумимото», «Тошиба». По данным Корпорации по развитию Пенанга, в зоне Баян Лепас работает более 70 компаний, в большинстве – крупные международные. Количество работающих достигло 60 тыс. человек. Оплаченный капитал  расположенных в ней компаний превысил 800 млн. долл. США. Наиболее широко представлены тайваньские, японские, американские и европейские компании. Управляет деятельностью свободной промышленной зоны Баян Лепас Корпорация по развитию Пенанга.

Корпорация также управляет  деятельностью других свободных экономических зон и технопарков в штате Пенанг; осуществляет строительство инфраструктуры новых участком этих зон и технопарков за счет собственных средств.

Таким образом, Малайзия – страна, поддерживающая высокие темпы развития. С одной стороны, приток рабочей силы способствует развитию и процветанию экономики страны; с другой стороны, низкая заработная плата, являющаяся ключевым фактором выбора места расположения подразделений для многих транснациональных компаний, старающихся снизить затраты на производство собственной продукции.

2.5 Свободные  экономические зоны Южной Кореи

Встав в начале 60-х годов на путь экспорториентированного развития, Южная Корея проводила жесткую импортную политику. Ее приоритетными задачами были защита интересов национального производителя на внутреннем рынке и обеспечение потребностей экспортных отраслей в необходимом промышленном оборудовании, а также сырье, полуфабрикатах и комплектующих изделиях.

Подписав в 1967 году соглашение о  присоединении к ГАТТ, Южная Корея до 1975 года сохраняла значительные, главным образом количественные импортные ограничения. Однако с 1976 года во внешнеэкономической политике наступает новый этап, характеризуемый постепенной либерализацией импорта. В результате импортные тарифы, составлявшие в 1978 году 35%, в 1980 году уменьшились до 25%. Проводимые правительством меры предполагали, во-первых, упорядочение тарифов, то есть ликвидацию импортных преференций для отдельных компаний, а, во-вторых, уменьшение средней тарифной нагрузки на импортеров. Существенно снизив количественные ограничения на ввоз иностранных товаров, Южная Корея подвела черту под тремя десятилетиями протекционистской политики и повернула свою экономическую стратегию к большей открытости [7].

Информация о работе Свободные экономические зоны Азии