Свободные экономические зоны Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование свободных экономических зон в странах Азии.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Исследовать цели создания и виды СЭЗ.
Исследовать создание СЭЗ в странах Азии: этапы, проблемы, перспективы развития.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность, цели создания, классификация свободных экономических зон 5
1.1 Сущность и характерные черты свободно экономических зон 5
1.2 Цели создания СЭЗ 6
1.3 Условия, необходимые для развития и успешного функционирования СЭЗ 8
1.4 Классификация свободных экономических зон 9
2 Свободные экономические зоны Азии 16
2.1 Свободные экономические зоны Индии 16
2.2 Свободные экономические зоны Китая 18
2.3 Свободные экономические зоны Казахстана 21
2.4 Свободные экономические зоны Малайзии 22
2.5 Свободные экономические зоны Южной Кореи 25
2.6 Свободные экономические зоны Японии 27
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Cиницына сэз стран азии вгуэс1.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Оффшорные центры располагаются на территориях, островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.

Оффшорные зоны можно  условно подразделить на универсальные  и специализированные. В настоящее время большинство оффшорных территорий относится к числу универсальных, т.е. предоставляющих льготные условия налогообложения компаниям, независимо от рода их деятельности. Примером ведущих универсальных оффшорных центров являются Британские Виргинские острова, Бермудские острова, Каймановы острова, острова Кука.

К узкоспециализированным оффшорным центрам можно отнести Швейцарию (инвестиционная и банковская деятельность), Австрию (банковские услуги для физических лиц), Монако (налоговое планирование для физических лиц), Нидерланды (инвестиционная деятельность).

Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы растут стремительными темпами. По существующим оценкам, в начале ХХI в. примерно половина всего объема мировых валютных операций проходила через оффшорные центры.

Страны, создавшие оффшорные  зоны, приобретают целый ряд социально-экономических выгод, а именно: они привлекают иностранный капитал, получают дополнительный источник налоговых платежей, сборов и других взносов, увеличивают занятость местного населения. По оценкам МВФ, в отдельных странах доходы от оффшорного бизнеса достигают 30-35% ВВП.

д) Комплексные СЭЗ. На практике зон «чистого типа», специализирующихся на одной функции почти нет. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, производственные, исследовательские функции, т.е. комплексные зоны.

Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале 80-х гг. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным СЭЗ можно отнести  специальные экономические зоны Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зону свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

6. Международные СЭЗ

В шестую группу можно включить международные СЭЗ, которые стали возникать сравнительно недавно. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств.

Таким образом, свободная экономическая зона – это часть национального экономического пространства, где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный режим, не действующий в других его частях, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач. Выделяют следующие типы свободных экономических зон: торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные, комплексные, международные. Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование СЭЗ в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой — гибкость управления.

 

 

 

 

 

 

 

2 Свободные  экономические зоны Азии

2.1 Свободные  экономические зоны Индии

Индия является первой страной на Азиатском континенте, где оценили эффективность модели создания свободных экономических зон в продвижении экспорт – это были зоны экспортного производства, появившиеся с середины 1960-х годов. Основными целями деятельности таких зон являются расширение производственного сектора экономики и увеличение экспорта продукции с высокой степенью обработки. На начальном этапе развития учредителем зон являлось Правительство страны. Одной из первых  зон экспортного производства являлась зона, учрежденная в Кандле в 1965 году.

Первоначально до 2006 года в Индии свободные экономические зоны осуществляли свою деятельность согласно Положений Политики по внешней торговле, где для них были предоставлены льготы и стимулы. Но в последующие годы было принято ряд законодательных актов, регулирующих деятельность свободных экономических зон: закон о специальных экономических зонах (SEZ Act, 2005) и правила создания и функционирования СЭЗ (SEZ Rules, 2006), являющиеся основополагающими документами регулирования их деятельности [10].

Закон о специальных экономических  зонах (Special Economic Zones Act 2005) и Правила организации СЭЗ 2006 (SEZ Rules 2006) предусматривают следующее:

- принцип "одного окна" для организации СЭЗ, открытия в них предприятий, взаимодействия с правительственными чиновниками;

- периметр зоны должен иметь соответствующую систему контроля за перемещениями товара, отвечающую требованиям таможенного законодательства;

- не менее 25% территории зоны должно быть использовано для производственной деятельности;

- в СЭЗ должны соблюдаться местные нормативные акты в отношении производственной деятельности, охраны труда и окружающей среды;

- на территории зоны могут размещаться только предприятия, работающие по схеме СЭЗ;

- предприятиям не требуется лицензия на осуществление импорта;

- беспошлинный импорт средств производства, материалов, запасных частей, расходных материалов и т.д.;

- беспошлинное приобретение на внутреннем рынке средств производства, сырья, расходных материалов, запасных частей и т.д.;

- освобождение от налога на прибыль сроком на 5 лет с момента декларирования прибыли, далее еще на 5 лет в размере 50% (в отдельных случаях возможно продление срока взимания налога на прибыль в размере 50 % еще на следующие 5 лет);

- разрешаются производство, оказание услуг, переработка, сборка, ремонт, вторичная переработка, упаковка и т.д.;

- разрешаются продажи на внутренний рынок при полной уплате таможенных пошлин в соответствии с действующим для внутренней таможенной зоны законодательством;

- упрощенный режим таможенных проверок экспорта и импорта;

- беспрепятственный возврат импортированных товаров, признанных дефектными;

- выдача ссуд в объеме до 100% стоимости основных фондов, хранение валютных средств на банковских счетах (без их конвертации в местную валюту);

- полная свобода по заключению субконтрактов (подрядов);

- производители наделены правом самостоятельной сертификации товаров;

- в СЭЗ разрешено открытие зарубежных отделений индийских банков, для которых Резервным банком Индии установлены льготные нормативы деятельности, что облегчает доступ к зарубежным финансовым ресурсам компаниям, расположенным в СЭЗ;

- компаниям, расположенным в СЭЗ, разрешены внешние коммерческие заимствования на срок до 3-х лет на условиях, определенных Резервным банком Индии;

- компаниям, расположенным в СЭЗ, разрешены срочные товарные сделки на определенных условиях;

- поставки товаров и услуг из внутренней таможенной территории страны в СЭЗ рассматриваются как экспортные.

С этого времени функционирование свободных экономических зон находится под контролем и управлением трехуровневой системы. Высшим органом контроля и управления на Правительственном уровне является Совет по одобрению, возглавляемый Секретарем Департамента Коммерции. На уровне отдельных зон контроль за функционированием СЭЗ осуществляет Комитет по одобрению. Каждая зона возглавляется Уполномоченным по развитию, являющимся одновременно членом Комитета по одобрению [10].

В соответствии с принятыми законами, СЭЗ могут создаваться как  центральным правительством, так и правительствами штатов, а также по инициативе представителей бизнеса. СЭЗ учреждается с одобрения Совета по одобрению и центрального Правительства. В СЭЗ могут быть организованы государственные, частные и частно-государственные предприятия. В них разрешено участие иностранного капитала. Все предложения по организации предприятий на территории СЭЗ должны получить одобрение Комитета по одобрению. Предприятия, основанные в СЭЗ, должны ориентироваться, в первую очередь, на получение валютной прибыли от экспорта. Комитет по одобрению осуществляет мониторинг деятельность СЭЗ и находящихся на ее территории предприятий.

Экспортное производство в СЭЗ  не подпадает под действие законов  и правил, действующих на внутренней таможенной территории Индии. Предприятия, расположенные в этих зонах, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории страны. Им предоставляется возможность беспрепятственного импорта оборудования и сырья, необходимых для осуществления их производственной деятельности, свободная продажа и перемещение товарных потоков внутри зоны. Предприятиям разрешается выполнять работы в таможенной зоне страны и получать товары из этой зоны. Единственным обязательным условием является экспорт 100 % произведенной ими продукции. В отдельных случаях разрешена реализация части произведенной ими продукции на внутреннем рынке, однако такое разрешение дается только при оплате всех таможенных и дополнительных пошлин без предоставления каких-либо льгот. Движение товаров из СЭЗ в порты и обратно осуществляется без помех и ограничений.

СЭЗ Индии уверенно пережили тяжелый экономический кризис и показали высокую конкурентоспособность в это тяжелое время. По состоянию на 01.07.2012 года накопленные инвестиции в СЭЗ Индии составили более 45 млрд. долларов США. На указанную дату в них трудилось более 600 тыс. человек. В 2010-11 фг. (финансовый год - в Индии с апреля по март) экспорт из СЭЗ Индии составил 63,2 млрд. долл. США.

Таким образом, свободные экономические  зоны Индии вносят большой вклад в увеличение экспорта, привлечение иностранных и внутренних инвестиций, создание инфраструктуры мирового класса и новых рабочих мест.

2.2 Свободные  экономические зоны Китая

Составной частью экономических реформ Китая является «политика открытости», которая направлена на привлечение иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организацию совместных предприятий с зарубежными партнерами и привлечение капитала через специальные экономические зоны.

Основными целями создания СЭЗ являлись:

- привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

- увеличение экспортной валютной выручки;

- стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;

- эффективное использование природных ресурсов;

- стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

- создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);

- мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

- обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов.

В настоящее время в Китае   действуют следующие 6 СЭЗ, 4 из которых расположены на юго-восточном побережье страны [10]: 

Свободная экономическая зона Шаньтоу – (более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. 95% объема иностранных инвестиций поступает от китайских соотечественников из Гонконга, Тайваня, Сингапура).

Свободная экономическая зона Шэньчжэнь – (свыше 17,5 тыс. предприятий,  85% инвестиций в которых приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии).

Свободная экономическая зона Чжухай – (более 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капитала – это инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура).

Свободная экономическая зона Сямэнь – (свыше 4150 предприятий с иностранным капиталом, из которых 80% - инвестиции из Тайваня. Основные отрасли инвестирования - электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность).

Свободная экономическая зона Хайнань – (более 7320 предприятий, совокупный объем конктрактных инвестиций - 22,3 млрд. долл. США).

Новый район Пудун (создан в 1990 г., составная  часть Шанхая – насчитывает свыше 5400 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике) [10].

Все свободные экономические зоны были открыты согласно актов Правительства КНР, конкретные вопросы их деятельности регулируются специальными правилами и положениями, принимаемыми на уровне местных властей с правами провинциального уровня. Иностранный инвестор, намеревающийся инвестировать в ту или иную СЭЗ, должен следовать положениям «Каталога отраслей – руководства для иностранных инвестиций» (Guidance of Foreign Investment Industries-Catalogue of Industries) на предмет соответствия предлагаемого им проекта действующему в СЭЗ законодательству. На сайтах администраций СЭЗ опубликована подробная информация о разрешенных формах иностранного присутствия в зонах, процедурах учреждения компаний с иностранным капиталом, требуемых для регистрации документах, режиме налогообложения, таможенном, экспортно-импортном режимах  и др. 

Система управления СЭЗ характеризуется наличием следующих особенностей:

  1. специальные налоговые стимулы для иностранных инвестиций;
  2. большая независимость в международном сотрудничестве;
  3. экономические характеристики представлены в виде так называемых «четырех принципов»:

Информация о работе Свободные экономические зоны Азии