Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование свободных экономических зон в странах Азии.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Исследовать цели создания и виды СЭЗ.
Исследовать создание СЭЗ в странах Азии: этапы, проблемы, перспективы развития.
Введение 3
1 Сущность, цели создания, классификация свободных экономических зон 5
1.1 Сущность и характерные черты свободно экономических зон 5
1.2 Цели создания СЭЗ 6
1.3 Условия, необходимые для развития и успешного функционирования СЭЗ 8
1.4 Классификация свободных экономических зон 9
2 Свободные экономические зоны Азии 16
2.1 Свободные экономические зоны Индии 16
2.2 Свободные экономические зоны Китая 18
2.3 Свободные экономические зоны Казахстана 21
2.4 Свободные экономические зоны Малайзии 22
2.5 Свободные экономические зоны Южной Кореи 25
2.6 Свободные экономические зоны Японии 27
Заключение 30
Список использованных источников 31
В Республике Корея первые попытки создания свободных экономических зон (СЭЗ) были предприняты еще в 1970 -1974 гг., когда в городах Масан и Иксан были учреждены две такие зоны. Они должны были способствовать развитию национальной и местной экономик через иностранные инвестиции, направленные на увеличение экспорта, расширение мощностей предприятий и создание дополнительных рабочих мест. Главным средством привлечения инвесторов в такие зоны стали налоговые льготы и относительно низкая арендная плата.
В настоящее время деятельность свободных экономических зон в Республике Корея регулируется Законом об учреждении и управлении свободными экономическими зонами (Act on Designation and Management of Free Economic Zones) от 30.12.2002 г.
Согласно ему под «свободной экономической зоной» понимается «зона, учрежденная с целью создания благоприятного делового климата для предприятий с иностранными инвестициями, а также условий жизни для иностранных граждан».
Рассмотрением вопросов, связанных
с развитием и
В настоящее время в РК существует 6 свободных экономических зон в различных стадиях развития: 3 зоны так называемой «первой очереди» (проекты начаты в 2003 г.) и 3 зоны «второй очереди» (проекты начаты в 2008 г.).( См. Таблицы 1, 2).
Таблица 1 - Свободные экономические зоны РК «первого этапа» [10]
Наименование |
Инчхон |
Пусан – Чинхэ |
Бухта Кванъян | |
Местоположение |
Инчхон (районы Ёнсугу, Чунгу, Согу) |
Пусан (район Кансогу), Кённам (Чинхэ) |
Чолла-намдо (Йосу, Сунчхон, Кванъян), Кёнсам-намдо (Хадонg) | |
Площадь |
170 кв.км. |
83 кв.км. |
86 кв.км. | |
Период создания (начало и завершение проекта) |
11.08.2003-15.10.2004 гг. |
24.10.2003-30.03.2004 гг. |
24.10.2003-24.03.2004 гг. | |
Период развития |
Дата завершения |
2020 г. |
2020 г. |
2020 г. |
Этапы |
I – 2003-2009 гг. |
I – 2004-2006 гг. |
I – 2004-2010 гг. | |
II – 2010-2014 гг. |
II – 2007-2015 гг. |
II – 2011-2015 гг. | ||
III – 2015-2020 гг. |
III – 2011-2020 гг. |
III – 2016-2020 гг. | ||
Основные направления развития |
Наукоемкая промышленность, Международная логистика, Досуг и туризм |
Современные технологии и материалы, Международный бизнес, Логистика, Досуг и развлечения |
Тонкая химическая технология, Новые материалы. Международная логистика, Досуг и развлечения |
Три последних были созданы по решению правительства 25 апреля 2008 г. под общим названием «СЭЗ Желтого моря». Ныне все они успешно развиваются по нескольким направлениям.
Таблица 2 - Свободные экономические зоны РК «второго этапа» [10]
Наименование |
Желтое море |
Тэгу – Кёнсан-Пукто |
Сэмангым – Кунсан | |
Местоположение |
Чхунчхон-намдо (Танджин, Асан, Сосан), Кёнгидо (Пхёнтхэк, Хвансон) |
Тэгу, Кёнсан-Пукто (Кёнсан, Йончхон, Куми, Пхохан) |
Чолла-Пукто (Кунсан, Пуан) | |
Площадь |
16 кв.км. |
33 кв.км. |
50 кв.км. | |
Период создания (начало и завершение проекта) |
11.08.2003-15.10.2004 гг. |
24.10.2003-30.03.2004 гг. |
24.10.2003-24.03.2004 гг. | |
Период развития |
Дата завершения |
2020 г. |
2020 г. |
2020 г. |
Этапы |
I – 2008-2013 гг. |
I – 2008-2013 гг. |
I – 2008-2020 гг. | |
II – 2014-2020 гг. |
II – 2014-2020 гг. | |||
Основные направления развития |
Автозапчасти, Управление добавочной стоимостью, Бизнес в сфере биотехнологий |
Компоненты и материалы в сфере информационных технологий, Международное образование, Здравоохранение и медицина, Мода и дизайн |
Комплектующие для автомобилей, судов и машинного оборудования, Новые и возобновляемые источники энергии, Туризм и досуг для туристов из КНР |
Таким образом, свободные экономические зоны в Южной Корее вот уже более 40 лет играли и продолжают играть важную роль в развитии экономики, способствуют ее росту, увеличению экспортной составляющей и решению проблем занятости. Это _ народное достояние Южной Кореи.
2.6 Свободные экономические зоны Японии
Создание и функционирование в Японии зон с особым экономическим статусом осуществляется на основании законов«О валютном обмене и внешней торговле», а также «О чрезвычайных мерах по содействию импорту и привлечению прямых иностранных инвестиций в Японию». Кроме того, в декабре 2002 г. был принят закон «О специальных зонах, связанных со структурными реформами». К территориям с особым экономическим статусом в Японии можно отнести “Зоны свободного импорта” (Foreign Access Zones (далее ЗСИ)), «Зоны свободной торговли» (Special Free Trade Zones (далее ЗСТ)), научно-промышленные региональные кластеры – Технопарки (Industrial Cluster Project), а также «Специальные зоны, связанные со структурными реформами» [5].
На территории технопарков ведутся исследования в области высоких технологий. Основными сферами проведения НИОКР являются био-, нано- и информационные технологии, электроника, робототехника и др. К указанным исследованиям привлекаются ученые и специалисты из других стран, в том числе из России. В настоящее время на всей территории Японии функционируют 18 технопарков, в рамках которых осуществляют деятельность около 10700 малых и средних предприятий, а также 290 учебных заведений, включая промышленные колледжи.
Заключение
Таким образом, свободные экономические зоны – важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Свободные экономические зоны создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям и в конечном итоге для развития национальной экономики и ее более тесной интеграции в мировое хозяйство. Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование СЭЗ в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой — гибкость управления.
Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических). В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития при создании свободных экономических зон, ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг. В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей, как: привлечение передовых, по отношению к национальным, технологий; активизация экономики путем привлечения иностранного капитала; поступление валютных активов, и, таким образом, увеличение валютных запасов; насыщение внутреннего потребительского рынка; повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы; создание современной рыночной инфраструктуры; ускоренное развитие депрессивных районов; приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.
СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность стран по средствам привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж стран в целом в глазах иностранных инвесторов. Создание СЭЗ является одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом, вносит свежую струю в промышленное развитие той или иной территории и страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.