Свободные экономические зоны Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование свободных экономических зон в странах Азии.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Исследовать цели создания и виды СЭЗ.
Исследовать создание СЭЗ в странах Азии: этапы, проблемы, перспективы развития.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность, цели создания, классификация свободных экономических зон 5
1.1 Сущность и характерные черты свободно экономических зон 5
1.2 Цели создания СЭЗ 6
1.3 Условия, необходимые для развития и успешного функционирования СЭЗ 8
1.4 Классификация свободных экономических зон 9
2 Свободные экономические зоны Азии 16
2.1 Свободные экономические зоны Индии 16
2.2 Свободные экономические зоны Китая 18
2.3 Свободные экономические зоны Казахстана 21
2.4 Свободные экономические зоны Малайзии 22
2.5 Свободные экономические зоны Южной Кореи 25
2.6 Свободные экономические зоны Японии 27
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Cиницына сэз стран азии вгуэс1.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

В Республике Корея первые попытки создания свободных экономических зон (СЭЗ) были предприняты еще в 1970 -1974 гг., когда в городах Масан и Иксан были учреждены две такие зоны. Они должны были способствовать развитию национальной и местной экономик через иностранные инвестиции, направленные на увеличение экспорта, расширение мощностей предприятий и создание дополнительных рабочих мест. Главным средством привлечения инвесторов в такие зоны стали налоговые льготы и относительно низкая арендная плата.

В настоящее время деятельность свободных экономических зон в Республике Корея регулируется Законом об учреждении и управлении свободными экономическими зонами (Act on Designation and Management of Free Economic Zones) от 30.12.2002 г.

Согласно ему под «свободной экономической зоной»  понимается «зона, учрежденная с целью создания благоприятного делового климата для предприятий с иностранными инвестициями, а также условий жизни для иностранных граждан».

Рассмотрением вопросов, связанных  с развитием и функционированием  свободных экономических зон, занимается Комитет по свободным экономическим зонам (FEZ Committee) при Министерстве экономики знаний РК.

В настоящее время в РК существует 6 свободных экономических зон  в различных стадиях развития: 3 зоны так называемой «первой очереди» (проекты начаты в 2003 г.) и 3 зоны «второй очереди» (проекты начаты в 2008 г.).( См. Таблицы 1, 2).

 

Таблица 1 - Свободные экономические зоны РК «первого этапа» [10]

Наименование

Инчхон

Пусан – Чинхэ

Бухта Кванъян

Местоположение

Инчхон (районы Ёнсугу, Чунгу, Согу)

Пусан (район Кансогу), Кённам (Чинхэ)

Чолла-намдо (Йосу, Сунчхон, Кванъян), Кёнсам-намдо (Хадонg)

Площадь

170 кв.км.

83 кв.км.

86 кв.км.

Период создания (начало и завершение проекта)

11.08.2003-15.10.2004 гг.

24.10.2003-30.03.2004 гг.

24.10.2003-24.03.2004 гг.

Период развития

Дата завершения

2020 г.

2020 г.

2020 г.

Этапы

I – 2003-2009 гг.

I – 2004-2006 гг.

I – 2004-2010 гг.

II – 2010-2014 гг.

II – 2007-2015 гг.

II – 2011-2015 гг.

III – 2015-2020 гг.

III – 2011-2020 гг.

III – 2016-2020 гг.

Основные направления  развития

Наукоемкая промышленность, Международная логистика, Досуг и туризм

Современные технологии и материалы, Международный бизнес, Логистика, Досуг и развлечения

Тонкая химическая технология, Новые материалы. Международная логистика, Досуг и развлечения


 

Три последних были созданы по решению правительства 25 апреля 2008 г.  под общим названием «СЭЗ Желтого моря». Ныне все они успешно развиваются по нескольким направлениям.

Таблица 2 - Свободные экономические зоны РК «второго этапа» [10]

Наименование

Желтое море

Тэгу – Кёнсан-Пукто

Сэмангым – Кунсан

Местоположение

Чхунчхон-намдо (Танджин, Асан, Сосан), Кёнгидо (Пхёнтхэк, Хвансон)

Тэгу, Кёнсан-Пукто (Кёнсан, Йончхон, Куми, Пхохан)

Чолла-Пукто (Кунсан, Пуан)

Площадь

16 кв.км.

33 кв.км.

50 кв.км.

Период создания (начало и завершение проекта)

11.08.2003-15.10.2004 гг.

24.10.2003-30.03.2004 гг.

24.10.2003-24.03.2004 гг.

Период развития

Дата завершения

2020 г.

2020 г.

2020 г.

Этапы

I – 2008-2013 гг.

I – 2008-2013 гг.

I – 2008-2020 гг.

II – 2014-2020 гг.

II – 2014-2020 гг.

Основные направления  развития

Автозапчасти, Управление добавочной стоимостью, Бизнес в сфере биотехнологий

Компоненты и материалы  в сфере информационных технологий, Международное образование, Здравоохранение и медицина, Мода и дизайн

Комплектующие для автомобилей, судов и машинного оборудования, Новые и возобновляемые источники энергии, Туризм и досуг для туристов из КНР


Таким образом, свободные экономические зоны в Южной Корее вот уже более 40 лет играли и продолжают играть важную роль в развитии экономики, способствуют ее росту, увеличению экспортной составляющей и решению проблем занятости. Это _ народное достояние Южной Кореи.

2.6 Свободные  экономические зоны Японии

Создание и функционирование в  Японии зон с особым экономическим статусом осуществляется на основании законов«О валютном обмене и внешней торговле», а также «О чрезвычайных мерах по содействию импорту и привлечению прямых иностранных инвестиций в Японию». Кроме того, в декабре 2002 г. был принят закон «О специальных зонах, связанных со структурными реформами». К территориям с особым экономическим статусом в Японии можно отнести “Зоны свободного импорта” (Foreign Access Zones (далее ЗСИ)), «Зоны свободной торговли» (Special Free Trade Zones (далее ЗСТ)), научно-промышленные региональные кластеры – Технопарки (Industrial Cluster Project), а также «Специальные зоны, связанные со структурными реформами» [5].

1) Зоны свободного импорта были созданы для выравнивания торгового баланса и стимулирования развития региональных экономик. Изначально они образовывались вблизи крупных морских и аэропортов, где имелись развитая логистическая инфраструктура, складские помещения, оптовые и дизайнерские центры, выставочные павильоны. В ЗСИ инвесторам предоставляется преференциальный режим налогообложения. В частности, предусмотрены льготы по налогу на покупку недвижимости, налогу на основные фонды, специальному налогу на землевладение (вплоть до полного освобождения от него), а также льготные условия в отношении амортизации зданий и производственного оборудования. Фонд улучшения промышленной инфраструктуры предоставляет компаниям, работающим в ЗСИ, гарантии по кредитам на приобретение помещений и оборудования, а также для пополнения оборотных средств. Мелкие и средние компании имеют возможность получения льготных условий страхования аналогичных кредитов. В настоящее время в Японии функционируют 22 ЗСИ префектурального или городского подчинения. Наиболее выгодные условия налогообложения созданы в ЗСИ Ибараки, Эхимэ, Кобэ, Китакюсю, Окаяма. В ряде зон, например в Йокогаме, Осаке, Кавасаки, предусмотрена возможность отсрочки части платежей до завершения погрузочно-разгрузочных или иных работ.

2) Зоны свободной торговли. К настоящему времени в Японии за исключением префектуры Окинава не осталось реально функционирующих ЗСТ. Руководство таможенных терминалов в каждом конкретном случае рассматривает возможность беспошлинного ввоза товаров и сырья на территорию страны с целью его временного хранения или переработки в порту.

3) Технопарки. C 2001 г. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (МЭТП) реализует национальную программу развития технопарков - высокотехнологичных научно-промышленных региональных кластеров. Ее целью является обеспечение условий для роста слаборазвитых японских регионов путем создания на их территории высокотехнологичных индустриальных комплексов. В настоящее время реализуется 2-й этап данной программы, рассчитанный на период до 31 марта 2011 г. и предусматривающий реализацию положений принятой в 2008 г. стратегии инновационного развития Японии. Инициатором создания технопарков в Японии выступает правительство страны. В 1970 г. в префектуре Ибараки был построен первый город науки – Цукуба. Это был самый крупный инвестиционный проект правительства (28 тыс. гектаров площади, 200 тыс. занятых). Проект оказался успешным. Среди причин успешной работы называется значительная величина первоначальных государственных инвестиций (1,3 трлн. иен), а также полноценное участие правительства в создании производственной инфраструктуры и приобретении передового технологического оборудования. Участвовать в бизнес-проектах на территории технопарков могут как японские, так и иностранные фирмы. В соответствии с законом, МЭТП и местные органы власти предоставляют им помощь в различных формах, включая снижение налога на землю. Система ускоренной амортизации разрешает дополнительное списание в первый год 30% стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и сооружений для предприятий и исследовательских центров, связанных с высокотехнологичными отраслями, а также зданий и сооружений, используемых для исследовательских целей в любых отраслях.

На территории технопарков ведутся  исследования в области высоких  технологий. Основными сферами проведения НИОКР являются био-, нано- и информационные технологии, электроника, робототехника и др. К указанным исследованиям привлекаются ученые и специалисты из других стран, в том числе из России. В настоящее время на всей территории Японии функционируют 18 технопарков, в рамках которых осуществляют деятельность около 10700 малых и средних предприятий, а также 290 учебных заведений, включая промышленные колледжи.

4) Специальные зоны, связанные со структурными реформами. Данная разновидность специальных зон учреждена с 1 апреля 2003 г. на основании Закона «О специальных зонах, связанных со структурными реформами». Основным их предназначением является создание упрощенных условий для ведения определенного бизнеса там, где это ранее делать было невозможно. Указанные зоны, как предполагается, должны способствовать экономическому развитию регионов, привлечению в них прямых инвестиций.   Инициаторами создания таких зон являются либо местные органы власти, либо представители региональных деловых кругов. Зоны, связанные со структурными реформами, затрагивают, в частности, такие сферы деятельности как образование, транспорт, международные обмены, сельское хозяйство, градостроительство, экология, социальное обеспечение, здравоохранение и др. Учреждение таких зон в японских регионах существенно упрощает бюрократические аспекты коммерческой деятельности, облегчает процедуры учреждения и ликвидации компаний и фирм, получения лицензий, сертификатов и других разрешительных документов.

Таким образом, в настоящее время в Японии функционирует более 900 специальных зон, связанных со структурными реформами. Япония, одна из ведущих развитых стран мира, создает на своей территории свободные экономические зоны с целью активизации внешнеэкономической деятельности и регионального развития. В отличие развитых стран, Япония применяет планирование регионального развития в национальном масштабе. Государственное планирование здесь включает общий план развития страны и большое количество разрабатываемых министерствами отдельных планов регионального развития, в рамках которых в стране создаются свободные экономические зоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Таким образом, свободные экономические зоны – важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Свободные экономические зоны создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям и в конечном итоге для развития национальной экономики и ее более тесной интеграции в мировое хозяйство. Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование СЭЗ в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой — гибкость управления.

Цели создания свободных экономических  зон варьируются в широких  пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических). В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития при создании свободных экономических зон, ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг. В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей, как: привлечение передовых, по отношению к национальным, технологий; активизация экономики путем привлечения иностранного капитала; поступление валютных активов, и, таким образом, увеличение валютных запасов; насыщение внутреннего потребительского рынка; повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы; создание современной рыночной инфраструктуры; ускоренное развитие депрессивных районов; приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.

СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую  деятельность стран  по средствам привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж стран в целом в глазах иностранных инвесторов. Создание СЭЗ является одним  из  эффективных  способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором  развития  внешнеэкономических  связей  и  экономики страны в целом, вносит свежую струю в промышленное развитие той или иной территории и страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

Список использованных источников

  1. Азрилиян А. Н.Большой экономический словарь. – М.: Экономика, 2009. – 895 с.
  2. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. // Биржевые ведомости –2010 – № 1-2, С.8.
  3. Данько Т., Округ З. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб. пособие //Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова. М.: Инфра-М, 2009. – 168 с.
  4. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учеб.пособие. - М., 2010. - 298 с.
  5. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны в Японии / Р.И. Зименкова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vavt.ru/
  6. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-ДАНА, 2008. – 243 с.
  7. Мореходов М. Южная Корея – секрет успеха/ М. Мореходов [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://asiaafrica.ru/
  8. Павлов П.В. Роль различных типов свободных экономических зон в экономике стран с разным уровнем экономического развития // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. - № 9(36). – С. 13-18.
  9. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России // Бизнес – 2003 – № 7. - С.38-39.
  10. Сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/
  11. Смородинская П., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики – 2010. – № 12. – С. 126-140.
  12. Совершенствование экономического механизма функционирования свободных экономических зон. — М.: ГУЭП «ЭФЕС», 2009. – 295 с.

Информация о работе Свободные экономические зоны Азии