Механизм функционирования рынка и его инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания реферата является изучение проблем развития рынка в России, исследование основных причин возникновения рыночной экономики, анализ экономических отношений, связанных с рынком.
Задачи реферата состоят в изучении сущности рынка, его основных черт и участников; выявлений преимущества и недостатков рыночного механизма, а также анализа структуры и основных составляющих элементов рынка и инфраструктуры.

Оглавление

Введение
1. Рынок: сущность, основные черты и участники
1.1. Причины возникновения рынка
1.2. Необходимость реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики
1.3.Функции рынка. Преимущества и недостатки рыночного механизма
1.4. Структура рынка: система и ее составляющие элементы
1.5. Государственное регулирование рынка (экономики)
2. Рыночная инфраструктура
2.1. Понятие рыночной инфраструктуры
2.2. Возникновение банковского дела. Механизм и функции банковского дела
2.3. Виды и операции банков. Функции и статус центрального банка
2.4. Биржи и их роль в рыночной экономике. Основные виды биржевых сделок. Акции и облигации
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Механизм функционирования рынка и его инфраструктура.docx

— 135.77 Кб (Скачать)

Тема: «Механизм  функционирования рынка и его  инфраструктура»

. 

Содержание

Введение

1. Рынок: сущность, основные черты и участники

1.1. Причины возникновения  рынка

1.2. Необходимость реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики

1.3.Функции рынка.  Преимущества и недостатки рыночного  механизма

1.4. Структура  рынка: система и ее составляющие  элементы

1.5. Государственное  регулирование рынка (экономики)

2. Рыночная инфраструктура

2.1. Понятие рыночной  инфраструктуры

2.2. Возникновение  банковского дела. Механизм и  функции банковского дела

2.3. Виды и  операции банков. Функции и статус  центрального банка

2.4. Биржи и  их роль в рыночной экономике.  Основные виды биржевых сделок. Акции и облигации

Заключение

Библиография

Введение

Современный этап развития связан с новым взглядом на экономику. Существуют специфические  проблемы в области перехода к  рынку: очень трудно переходить к  рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной  идеологии. Предполагалось, что это  даст возможность существованию  огромной очень централизованной государственной  машине. Любая другая форма экономической  деятельности, кроме работы на государственном  предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная  экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью  за труд людей и их инициативу. Система  распределения продукции не могла  стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения  потребительских товаров по карточкам, талонам и др.

Естественно, что  такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский  спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала  по большей части продукцию, которая  не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.

Это происходило  потому, что регулирующая роль цен  не работала, а другого эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании  ресурсов, огромные государственные  затраты на оборону, дотирование  неприбыльных предприятий перенапрягали  всю экономику. Понятно, что это  проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых  странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции.

Целью написания  реферата является изучение проблем  развития рынка в России, исследование основных причин возникновения рыночной экономики, анализ экономических отношений, связанных с рынком.

Задачи реферата состоят в изучении сущности рынка, его основных черт и участников; выявлений преимущества и недостатков  рыночного механизма, а также  анализа структуры и основных составляющих элементов рынка и  инфраструктуры.

Объектом исследования в реферате является рынок, механизм его функционирования и инфраструктура рынка.

Тема реферата является актуальной на данный момент времени, потому что выявление и  изучение определенных черт и свойств  рынка, дает возможность России быстрее  и эффективнее перейти к рыночной экономики.

1. Рынок: сущность, основные черты и участники

1.1 Причины возникновения  рынка

Рынок в своем  развитии прошел путь, продолжительность  которого насчитывает более 30 тыс. лет. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм - это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием  огня, первой плавки металла, с открытиями электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий рынок есть творение коллективного человеческого гения.

В современной  экономической литературе можно  встретить самые различные определения  сущности рынка. А. Смит и Д. Рикардо  рынок отнесли к понятию, которое  не нуждается в определении, ибо  его сущность, по их мнению, достаточно очевидна и потому не требует теоретического анализа. Тем не менее учеными-экономистами предпринимались неоднократные попытки дать научное определение этого понятия.

Самое обыденное  и первое определение утверждало, что рынок - это площадь, публичное  место купли-продажи товаров, т. е. благ и услуг. Предпринимались попытки  ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах  которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену [4, с. 6-7]. Позднее в понятие  рынка ввели отношения между  покупателями и продавцами и отношение  спроса и предложения. В связи  с этим появились определения:

рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;

рынок - это система  отношений между спросом и  предложением;

рынок - это совокупность отношений товарного обмена;

рынок - это сфера  обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Существуют и  другие определения рынка. Обобщая  имеющуюся информацию по данному  вопросу в истории экономических  учений и современной экономической  литературе, можно дать следующие  определения рассматриваемой категории. Существует двоякое понимание рынка - узкое и широкое.

В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом.

Бытует мнение, что узкое понимание рынка  есть нечто вульгарное, базарное. Заметим  по этому поводу, что было бы бессмысленно отрицать миллионы сделок между продавцами и покупателями, которые совершаются  ежедневно и ежечасно на нашей  планете. Эти отношения реальны, следовательно, и данное определение  рынка имеет право на существование. Однако нельзя сводить понятие рынка  только к этому определению. Рынок занимает важное место во всей системе общественного производства, которая включает микро- и макроуровни, производство, распределение, обмен и потребление. Поэтому объективно нужно не только узкое, но и широкое понимание рынка.

В широком смысле слова рынок - это весь сложный  механизм движения благ и услуг в  форме товаров и денег в  рамках всего общественного воспроизводства  на всех уровнях экономической системы  данного общества. Это определение  рынка органически включает в  себя и определение рынка в узком смысле слова, включает, но не сводится к нему.

Определение сущности рынка еще не раскрывает всего  содержания этого понятия. Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его сущностные характеристики:

- рынок предполагает  наличие товарной массы. Нельзя  говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше по ассортименту товарная масса количественно и качественно, тем более развит и рынок;

- рынок предполагает  наличие развитой и устойчивой  денежной системы. Классический рынок - это не бартер, не обмен по цепочке товар - товар, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме товар - деньги - товар - деньги и т. д. до бесконечности;

- рынок предполагает  самостоятельность хозяйствующих  субъектов и соответственно свободу  договоров и сделок. На рынке  действует принцип, концепция  «laissez faire», которая предполагает  условие: отдельные люди и предприятия  действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» - силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;

- при всей  его стихийности рынок подчиняется  действию законов и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;

- в основе  действий двух основных агентов  рынка - продавца (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;

- рынок предполагает  полную материальную ответственность  его участников за результаты  их деятельности. Рынок - это не  игра, не спектакль, а участники  рынка - это не герои сцены.  Рынок - это суровая, подчас  жестокая реальность;

- рынок устанавливает  вольные цены или, как их  называют чаще, - свободные рыночные  цены равновесия;

- рынок утверждает  всеобщность и универсальность  товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;

- рынок предполагает  наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность.  В особой мере это относится  к современному рынку;

- рынок предполагает  открытость экономики перед мировым  хозяйством, положение, при котором  региональный рынок выступает как часть национального, а национальный - как часть мирового;

- рынок формирует  такой тип человека, который в  свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;

- рынок учитывает  наличие внешних факторов, благоприятствующих или мешающих его развитию, в частности благосклонное, уважительное или неуважительное отношение общества к самому рынку[5,c.254-256].

Все сказанное  выше позволяет определить, кто является участниками рынка, его основными агентами и субъектами. Ответ на этот вопрос достаточно прост: на рынке мы встречаем двух основных участников - это продавцы и покупатели. Первые представлены товаропроизводителями, т. е. фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, которые предлагают потребителям свои товары и услуги. Вторые - потребителями товаров и услуг, т. е. домашними хозяйствами, населением.

Существуют следующие  товарно-денежные потоки:

- домашние хозяйства,  покупают у предприятий и фирм  произведенные ими товары и услуги;

- предприятия  и фирмы, продают населению,  домашним хозяйствам произведенные ими товары и услуги;

- население и  домашние хозяйства продают предприятиям  и фирмам ресурсы, факторы производства - труд, землю, капитал, организацию,  информацию;

- предприятия  и фирмы, выплачивают домашним  хозяйствам населению соответствующие  доходы - заработную плату, ренту,  прибыль, проценты, дивиденды.

Как видим, и  те и другие участники рынка попеременно  выступают то в роли покупателей, то в роли продавцов. Указанные выше четыре товарно-денежных потока одновременно отвечают на три основных вопроса экономики: что производить, как и для кого? В этой схеме мы пока абстрагируемся от государства и других внешних сил и берем рынок в его чисто классической форме.

Важнейшим аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос об условиях и причинах возникновения  рынка. В современной экономической  литературе, как правило, указывается на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

- потребности  людей, которые по своему характеру  безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;

- ограниченность  всех ресурсов производства - труда,  земли, других материальных средств  производства. Простой пример: на  одном и том же участке земли  нельзя одновременно заниматься  двумя видами труда - и станки  производить, и зерновые выращивать. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства;

- общественное  разделение труда, которое повышает  эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает ряд этапов развития этого процесса: выделение пастушеских и земледельческих племен, появление ремесла как особой отрасли хозяйства, возникновение купечества, появление все новых и новых отраслей. Не случайно первую книгу своего «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смит начинает с анализа причин увеличения производительности труда. Классическим стал его пример разделения труда при организации мануфактуры, когда 10 рабочих за один день стали вырабатывать свыше 48 тыс. булавок, увеличив свою производительность в 4800 раз. Этот бесконечный процесс разделения труда имеет место и ныне;

Информация о работе Механизм функционирования рынка и его инфраструктура