Классификация рынков и механизм их функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Оглавление

1. еоретические основы рыночных отношений …….……………………………………..
0. 1.1 Сущность и классификация рынков………………………………………………….. 4
0. 1.2 Механизм функционирования рынков……………………………………………… 12
2. Анализ рынка розничной торговли в сети Интернет ……………….…………………
2.1 Формы и виды электронной торговли ……………………………………………… 18
2.2 Способы оплаты и доставки…………………………………………………………. 20
2.3 Особенности Интернет-торговли для отдельных товарных групп………………... 23
3. Совершенствование механизмов российского Интернет-рынка…………………….. ….
3.1 Перспективы развития торговли в сети Интернет…...…………………………….. 25
3.2 Факторы, способствующие и сдерживающие рост электронной торговли……

Файлы: 1 файл

КУрсовая.doc

— 454.50 Кб (Скачать)

                                      Московский Государственный Университет Путей            

                                                            Сообщения 

                Кафедра “Правовое регулирование и экономика таможенного дела” 
 
 
 
 
 
 
 

                             Курсовая работа по дисциплине Экономическая теория

                 Тема №47 “Классификация рынков и механизм

                                их     функционирования”

 
 

                                           
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент                                                                                 Смирнова Е. А.

Группы 215 

Рецензент

Дэн, профессор                                                                                      Кулишова Р. С.

                                                           Москва 2009

                                                 Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………………………. 3

  1. Теоретические основы рыночных отношений …….……………………………………..
  2.       1.1 Сущность и классификация рынков………………………………………………….. 4
  3.       1.2 Механизм функционирования рынков……………………………………………… 12
  4. Анализ рынка розничной торговли в  сети Интернет ……………….…………………

          2.1 Формы и виды электронной торговли ……………………………………………… 18           

          2.2 Способы оплаты и доставки…………………………………………………………. 20

         2.3 Особенности Интернет-торговли для отдельных товарных групп………………... 23

    3.  Совершенствование механизмов российского Интернет-рынка…………………….. ….

       3.1 Перспективы развития торговли в сети Интернет…...…………………………….. 25

       3.2 Факторы, способствующие и сдерживающие рост электронной  торговли……. .  28

Заключение…………………………………………………………………………………………31

Литература  и источники…………………………………………………………………………. 33

Приложение 1…………………………………………………………………………………….. 34

Приложение 2……………………………………………………………………………………... 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Введение 

        В процессе исторического развития  рыночного (товарного) хозяйства  изменялось понимание рынка, его  сущности, изменялся и сам рынок,  его роль в экономике возрастала.

        Современная экономика развитых  стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее  эффективной и гибкой для решения  основных экономических проблем.  Она формировалась не одно  столетие, приобрела цивилизованные  формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

        Актуальность выбранной мною  темы обусловлена переходом от  административно модели к рыночной  экономике в России. Длительное  время в стране отвергались  товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

        Известно, что без вмешательства  правительства (т. е. без введения  контроля за ценами или других законодательных мер) предложение и спрос придут в равновесие, на базе которого будут установлены рыночная цена товара и его общий объем производства. Но каким образом цена и количество товара зависят от отдельных характеристик спроса и предложения? Как они варьируют во времени и зависят от реакции предложения и спроса на такие переменные экономические показатели, как общая экономическая активность, издержки на заработную плату и т. п., которые постоянно меняются?

        Задачи и цели моей курсовой работы заключаются в определении сущности рыночных отношений, механизма рынка, классификации рынка и условий его формирования. Также к целям и задачам относятся определение критериев, которые тем или иным образом влияют на состояние определенного рынка. 
 
 
 
 

                 1.Теоретические основы рыночных отношений

 

                                 1.1  Сущность и классификация рынков

        Возникновение рынка и рыночных  отношений имеет достаточно давнюю  историю, поскольку рассматриваемая  сфера человеческих отношений формировалась в глубокой древности. Тысячи лет назад люди научились обмениваться взаимоинтересующими ценностями, зачастую не задумываясь о стоимостной стороне предметов и вещей. И лишь позднее в процессе складывания простых форм обмена, возникновения товарного производства люди стали использовать оценочные критерии затрат, стоимости, цены и еще позднее - денег. Именно данные категории стали сущностными элементами рынка и рыночных отношений в процессе обмена товарами и услугами.

        Рынок — это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства (без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства). В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А.Курно и экономистом А. Маршаллом. «Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки продавцов и покупателей друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться»

      Существуют три основных условия,  сделавшие рынок объективно необходимым.

      Первое условие — общественное  разделение труда и специализация.  В любом многочисленном сообществе  людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами.

      Второе условие — экономическая  обособленность производителей, полностью  независимых, автономных в принятии  хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.

        Третье условие проблемы транзакционных  издержек - издержек, связанных с  передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

      Для эффективного функционирования  рынка необходимо и четвертое  условие — самостоятельность  производителя, свобода предпринимательства,  свободный обмен ресурсов. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

      Понятие «рынок» многогранно,  поэтому достаточно трудно охарактеризовать  его однозначно. По мере развития  общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка.

    Характеристику  рынка как совокупности или арены  купли/продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.

  Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

  Признаками  любой структуры являются:

      - тесная связь между ее элементами;

      - определенная устойчивость этих связей;

     - целостность, совокупность данных элементов.

  Совокупность  всех рынков, расчлененных на  отдельные элементы на основе  самых разнообразных критериев,  систему рынков.

        Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По  степени развитости экономической свободы:

  • Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
  1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.
  1. Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.
  2. Полная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.
  3. Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.
  4. Полная однородность одноименных товаров торговых марок.
  5. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение неэкономическими методами.
  6. Цены устанавливаются стихийно в конкуренции.
  7. Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

      Свободный рынок имеет, как  и преимущества, так и серьезные  недостатки. Преимущества заключаются в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов, повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

     Недостатки свободного рынка:

- рынок  приводит к дифференциации в  уровне жизни населения; не  обеспечивает социальную «защиту»  населения;

- социальные  последствия — безработица, разорение, бедность отдельных групп населения; распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов, а тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости), обречен на нищенское существование;

- механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства;

- рынок  не создает стимулы для производства  товаров и услуг коллективного  пользования, не в состоянии  обеспечить общество услугами, в  которых нуждается человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, охрана окружающей среды).

Информация о работе Классификация рынков и механизм их функционирования