Классификация рынков и механизм их функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Оглавление

1. еоретические основы рыночных отношений …….……………………………………..
0. 1.1 Сущность и классификация рынков………………………………………………….. 4
0. 1.2 Механизм функционирования рынков……………………………………………… 12
2. Анализ рынка розничной торговли в сети Интернет ……………….…………………
2.1 Формы и виды электронной торговли ……………………………………………… 18
2.2 Способы оплаты и доставки…………………………………………………………. 20
2.3 Особенности Интернет-торговли для отдельных товарных групп………………... 23
3. Совершенствование механизмов российского Интернет-рынка…………………….. ….
3.1 Перспективы развития торговли в сети Интернет…...…………………………….. 25
3.2 Факторы, способствующие и сдерживающие рост электронной торговли……

Файлы: 1 файл

КУрсовая.doc

— 454.50 Кб (Скачать)

  Свободный  рынок - это абстракция, в действительности  полной свободы нет и быть  не может.

  • Регулируемый рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

  Некоторые  авторы да недавнего времени  заявляли о недопустимости термина  «регулируемый рынок» на том  основании, что рынок есть саморегулирующаяся  система.

  Однако  рынок может регулироваться:

         - с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются      конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение;

     - государством прямо и косвенно  через госзаказы, налоги.

      Крайне важно найти оптимальное  сочетание рыночного и государственного  регулирования. Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинговый (напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении то собственно рыночного механизма, то государственного регулирования.

      Государство в определенной степени  обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

      Наиболее ярким примером деформации  рынка может служить рынок  в нашей стране. Условия функционирования  рынка в нашей стране были  таковы, что его положительная роль в экономике была сведена на нет. Это привело к заявлениям об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли — продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.

             Чтобы устранить деформацию рынка, необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству и последующего его развития.

Функциональный признак (экономическому  назначению  объектов  рыночных

  отношений):

  • Рынок товаров и  услуг
  • Рынок труда
  • Финансовый рынок
  • Информационный рынок
  • Рынок недвижимости
  • Валютный рынок
 

  По субъектам, вступающим в обмен:

  • Рынок потребителей - предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
  • Рынок производителей - значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Здесь главенствует продавец.
  • Рынок государственных учреждений — совокупность актов купли — продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
  • Рынок промежуточных продавцов совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
 

  По территориальному признаку:

  • Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими    районами   страны.
  • Региональный рынок
  • Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
  • Мировой рынок, охватывающий все страны мира.
 

  По степени насыщности:

  • Равновесный рынок (спрос и предложение примерно совпадают)
  • Дефицитный рынок спрос (превышает предложение)
  • Избыточный рынок  (предложение превышает спрос)
 

  По степени зрелости

  • Неразвитый рынок;
  • Развитый рынок;
  • Формирующийся рынок;
 

С учетом ассортимента:

  • Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;
  • Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;
  • Рынок широкого ассортимента, на  котором  есть  ряд  видов  товара,

      связанных между собой и направленных на  удовлетворение  одной  или

      нескольких связанных между собой  потребностей;

  • Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные       между собой;
 

По  соответствию действующему законодательству

  • Легальный рынок (открытый, узаконенный);
  • Нелегальный рынок («черный» и «серый») возникает чаще либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов и пошлин).
 

По  организации рыночного  обмена

  • Оптовый рынок;
  • Розничный рынок;
  • Экспортный рынок;
  • Импортный рынок;
 

 По  степени ограниченности конкуренции

  • Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых

              товаропроизводителей.

  • Монополистический рынок - условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция.
  • Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором выпускаемой продукции производится горсткой производителей, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями.

 По формам хозяйства:

  • государственный
  • кооперативный
  • товаров и индивидуально-трудовой деятельности
  • арендный рынок
  • рынок совместных предприятий

Организационный признак (степень  ограничения конкуренции):

  • Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется  наличием

   многих продавцов, однородностью продукции.  Продавец  продукции  не

   имеет возможности влиять на  уровень цен.

  • Рынок  монополистической  конкуренции   характеризуется   наличием

   многих  продавцов.  Товар  имеет   определенные  свойства,   которые

   отличают его от других. Продавец  способен  влиять  на  цену  своей

    продукции (в определенной мере).

  • Олигополистический   рынок   характеризуется   наличием   немногих

    продавцов.  Они  предлагают   однородную   или   дифференцированную

    продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство

    фирм стремится установить такую  же цену,  как  и  наиболее  крупные

    фирмы на этом рынке.

  • Монополистический рынок характеризуется наличием  одного  продавца.

    Он  устанавливает  максимально   высокую   цену,   но   в   предела

     платежеспособного спроса 

 По отраслевому признаку:

  • Рынок автомобилей;
  • Рынок нефти;
  • Рынок компьютерной техники и т.д.
 

По  товарным группам:

  • Рынок товаров производственного назначения;
  • Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
  • Рынок сырья и материалов и т.д.
 

Выделяют  также следующие  виды рынков:

    • Рынки  товаров  и  услуг,  куда  включают  рынки  потребительского

          назначения, услуг, жилья и зданий  непроизводственного назначения.

    • Рынки  факторов  производства,  в  состав  которых  входят   рынки

    недвижимости, орудий  труда,  сырья  и  материалов,  энергетических

    ресурсов, полезных ископаемых.

    • Финансовые рынки,  т.е.  рынки  капиталов  (инвестиционные  рынки),

          кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

    • Рынки интеллектуального продукта, где в  качестве  объектов  купли-

    продажи выступают инновации,  изобретения,  информационные  услуги,

    произведения  литературы и искусства.

    • Рынки  рабочей  силы,  представляющие  собой  экономическая  форм движения

          (миграции) трудовых ресурсов (рабочей  силы).

По  характеру продаж:

  • Оптовый
  • Розничный
  • Фьючерсный

      В реальной практике основные  виды  рынков  подразделяют  на  различные

субрынки, или рыночные сегменты.

      Сегментация рынка – это   разделение  потребителей  данного товара  на

отдельные  группы,   предъявляющие   к   товару   неодинаковые   требования.

      Типы и виды рынков не изолированы,  а неразрывно связаны  и   существуют

как единая рыночная система, все элементы которой  находятся  в  определенных

соотношениях  друг с другом. Роль этих соотношений,  пропорций  исключительно

велика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                1.2 Механизм функционирования рынков

      Рынок основывается на таких основных элементах, как цена, спрос, предложение и конкуренция. Через их взаимодействие в рыночной экономике развязываются вопросы:

  • что производить?
  • как производить?
  • и для кого производить?

      Рыночный  механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка, действия основных экономических законов рынка. Он формирует цены и осуществляет распределение ресурсов, обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей по поводу определения количества и качества товаров, структуры производства.

      Рыночные  отношения всегда представлены отношениями продавца и покупателя. Они выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве спроса и предложения. Поведение потребителя и производителя определяется 2-мя законами:

  • законом спроса – при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше при их повышении.
  • законом предложения – если прочие условия остается неизмененным, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше при их понижении.

Информация о работе Классификация рынков и механизм их функционирования