Классификация рынков и механизм их функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Оглавление

1. еоретические основы рыночных отношений …….……………………………………..
0. 1.1 Сущность и классификация рынков………………………………………………….. 4
0. 1.2 Механизм функционирования рынков……………………………………………… 12
2. Анализ рынка розничной торговли в сети Интернет ……………….…………………
2.1 Формы и виды электронной торговли ……………………………………………… 18
2.2 Способы оплаты и доставки…………………………………………………………. 20
2.3 Особенности Интернет-торговли для отдельных товарных групп………………... 23
3. Совершенствование механизмов российского Интернет-рынка…………………….. ….
3.1 Перспективы развития торговли в сети Интернет…...…………………………….. 25
3.2 Факторы, способствующие и сдерживающие рост электронной торговли……

Файлы: 1 файл

КУрсовая.doc

— 454.50 Кб (Скачать)

 Р-цена, Q-количество, Ед-эластичность  

      В самом общем виде рыночный механизм функционирует таким образом. Допустим, что, в результате роста доходов, люди стали больше покупать мяса и меньше картофеля. Рынок среагировал на это ростом цен на мясо и уценкой на картофель. Поскольку производство мяса становится выгодным делом, оно увеличивается, а картофеля – не выгодной, оно уменьшается. Следовательно, соотношение цен, которое постоянно изменяется, и обеспечивает увеличение или уменьшение производства товаров, установления рыночного равновесия.

 Цена – это определенное количество денежных единиц, полученных за товар. Различают цену продавца, цену покупателя и рыночную цену. Цена является ориентиром для производителя. Если она уменьшается, то производитель уменьшает объемы производства. И, напротив, если она увеличивается, то растут объемы производства за счет использования эффективных технологий. Цены также определяют категорию людей, которая при данном уровне их доходов будет потреблять этот товар.

 Спрос означает платежеспособную потребность. Это - предъявленные на рынке желания и возможность потребителя купить определенное количество данного товара или услуги за определенную цену в данный период времени.

 Предложение – это готовность производителя продать определенное количество данного товара или услуги за определенную цену в данный период времени.

 Изменения соотношения между спросом и  предложением порождают колебание  рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, за которого обеспечивается равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.

 Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализацию продукции, за получение максимальной прибыли при минимальных расходах производства. Если предложение данного товара является больше, чем спрос, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Чтобы продать свой товар, они начнут снижать цены или/и сокращать объемы производства. Если же спрос больше, чем предложение, то конкурировать между собой начинают уже покупатели. Для приобретения дефицитного товара обеспеченные граждане начинают предлагать более высокую цену, сравнительно с их соперниками. Однако, в результате повышения цены, стимулируется и увеличение предложения данного товара. Наибольший эффект от конкуренции наблюдается при условиях свободного рынка (чистой конкуренции). 

Элементы  рыночной экономики:

  • производители и потребители;
  • экономическая обособленность;
  • цены;
  • спрос и предложение;
  • рыночная инфраструктура.
 

Механизм  функционирования рынка основывается на 3-х главных принципах:

  • маржинального предельного анализа;
  • издержек альтернативного выбора;
  • экономической целесообразности .

Маржинальный  подход обеспечивает непрерывность  функция рынка, исключает возможности  возникновение резких колебаний  спроса и предложения, поддерживает равновесное состояние м/у товаропроизводителями  и потребителями. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей. 
Принцип издержек альтернативного заставляет производителей искать более эффективное применение имеющихся ресурсам. 
Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек, фирмы стремятся максимизировать прибыль, а потребители максимально улучшить свое благосостояние при ограниченном использование капитала. 
Важным условием рыночной экономики является проблема редкости. Понятие редкость рассматривается как физическая реальность. Редкость связывается с временными параметрами, т.е. новое благо не могут быть произведены мгновенно и полностью удовлетворять возникшие потребности. Для этого требуется время. Степень редкости тем выше, чем больше времени требуется для производства необходимого количества благ.

                           Эластичность спроса и предложения. 

Эластичность  отражает зависимость:

  • между спросом и ценами;
  • между предложением и ценами;
  • между ценами и заработной платой.

Эластичность  показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение  цен. Эластичность спроса по цене или  коэффициент эластичности измеряется как отношение изменение спроса в % к изменению цены в %.

Ед=(%Q)/(%P) 
 

Различают следующие типы эластичности:

  1. единичная эластичность – когда на каждый % изменения цены объем спроса изменится соответственно. 
  2. эластичный спрос – когда объем спроса изменяется быстрее чем изменится цена 
 
  1. неэластичный  спрос – когда объем спроса изменяется медленнее, чем изменяется цена 
  2. совершенно неэластичный спрос – когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены 
  3. бесконечно эластичный спрос – когда объем спроса может изменятся до бесконечности, при незначительном изменении цены 

Эластичность связана с использованием товаров заменителей. Если у товаров много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом. 
Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товарозаменители. То спрос на данный товар возрастает и спрос является эластичным. 
В случае многономенклатурного производства объем предложения каждого из благ зависит не только от его цены, но и от цен других благ, выпускаемых фирмой. 
Количественной характеристикой взаимозависимости объема предложения одного блага от цены другого служит коэффициент перекрестной эластичности предложения:

Еij =(Δ Qi / Δ Pj )*( Qi / Pj )

Он показывает на сколько % изменится объем предложения  блага i при изменении цены j на 1 %. Если коэффициент эластичности >0, то для производителя благ i и j является взаимодополняемыми. Если коэффициент эластичности <0, то блага i и j является взаимозаменяемыми. 
Чтобы получить рыночную функцию предложения нужно сложить функции предложения всех фирм производящих данный вид продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Анализ рынка розничной торговли в сети Интернет

2.1 Формы и виды  электронной торговли

      За  последние 5 лет электронная торговля стала фактором глобального значения. Наблюдается стремительный ее рост в мире. В России в сети Интернет функционирует более 500 электронных магазинов и торговых площадок. Наиболее популярны магазины, торгующие книгами, компакт-дисками, программными продуктами, компьютерной техникой. Создаются отраслевые торговые площадки (металл, ценные бумаги). Появились холдинги, объединяющие ряд Интернет-магазинов и декларирующие ежегодный доход в несколько млн. долл. США.

      К сожалению, достаточно четкой российской терминологии в области электронной  торговли еще не сложилось. Основные формы электронной торговли реализуются с использованием персональных компьютеров и сети Интернет: Интернет-магазины, электронные торговые площадки, электронные аукционы и Интернет-биржи.

В странах Западной Европы и США получили распространение системы интерактивного кабельного и спутникового телевидения , с помощью которых пользователи не только могут смотреть видеофильмы, но и заказывать различные товары и услуги. Эти системы, по оценке большинства специалистов, более надежны, поскольку в отличие от Интернет-магазинов реализуются в замкнутых сетях без прямого доступа покупателей к глобальным информационным сетям.

      Новым направлением развития электронной  торговли является использование средств  мобильного доступа к сети Интернет для осуществления покупок . В условиях России, имеющей значительную территорию и низкую плотность населения, а также недостаточно развитую наземную телекоммуникационную инфраструктуру в удаленных регионах, беспроводные технологии подключения к сети Интернет могут иметь серьезную перспективу.

Принято выделять четыре направления электронной  коммерции:

    • бизнес - бизнес (business-to-business, B2B);
    • бизнес - потребитель (business-to-consumer, B2C);
    • бизнес - администрация (business-to-administration, B2A);
    • потребитель - администрация (consumer-to-administration, C2A).
 
 
 
 

                     

      Интернет  представляет собой огромные возможности  для продвижения товаров и  услуг потребителям. В последнее  время появился целый ряд предприятий  розничной интернет-торговли, которые успешно конкурируют по своим размерам и эффективности с традиционными розничными предприятиями.

      Средний дневной товарооборот (выручка) интернет-магазина в России, по данным CNews Analytics1, составляет $5,8 тыс. и пока еще отстает аналогичного показателя для предприятий розничной торговли, а вот средняя стоимость одной покупки уже сопоставимы по значениям с показателями традиционных магазинов.

      Для реализации товаров и услуг Интернет используют 61% российских предприятий. Основным каналом продаж является собственный сайт компании (83%). Через корпоративные сети товары реализуют 17% компаний, а через b2b-площадки и электронную почту — 9% и 8,3% компаний соответственно. Некоторые используют более одного вида каналов.

      Как уже упоминалось, розничный сектор интернет-торговли (сегмент b2c) активно  развивается.

      Все интернет-магазины строятся по принципу «сайт-склад». Отсутствие издержек на аренду и содержание торговых площадей позволяет мелким компаниям конкурировать с крупными продавцами.

      У торговых сетей тоже есть интернет-магазины, правда, они рассматривают их лишь как дополнительный канал сбыта  и стимулируют спрос в онлайн-магазинах  более низкими ценами, чем в  классических магазинах.

В России наиболее развитый интернет-рынок — столичный. В Москве насчитывается более тысячи интернет-магазинов (в начале 2000-х суммарное число российских торговых интернет-площадок оценивалось в 3,5 тыс.). Большинство из них — небольшие узкоспециализированные. На москвичей приходится 62% всех онлайновых покупок в сегменте b2c. 
 
 
 
 
 
 

          2.2 Способы оплаты и доставки 

      Большинство интернет-магазинов предлагают весьма ограниченное количество вариантов  оплаты, самым популярным из которых  является оплата наличными деньгами с использованием курьера.

Далее следуют наложенный или безналичный  платежи, встречаются предложения  оплаты посредством электронных  денег, что является самым распространенным способом оплаты в мире.

      Небольшое количество интернет-магазинов предлагает варианты покупки товаров в кредит, большинство же из них при этом работают с одним банком. Крайне слабое внимание уделяется новостным рассылкам. Немногие интернет-магазины ведут скидочные программы, но некоторые даже выпускают свои пластиковые карточки.

Многие  интернет-магазины играют с курсами валют, вводя давно изжившие себя условные единицы и ставя нереальные курсы, которые могут достигать просто заоблачных высот. Многие играют с курсом в зависимости от вида платежа, различая наличную и безналичную оплату.

Диаграмма 1. Предпочтительные способы оплаты заказов из интернет-магазинов, %.  

                                                       По данным НАУЭТ и CNews Analytics

      Приверженность наличным в качестве основного платежного средства говорит о достаточно слабом развитии рынка B2C в интернет-сегменте. Такое положение дел преимущественно характерно для первого этапа становления рынка, во время которого приоритетные позиции занимает процесс поиска, выбора и резервирования товара, оставляя вопросы доставки и оплаты в качестве второстепенной составляющей. Ситуация могла бы начать выравниваться уже во втором полугодии 2009 г., если бы не негативное влияние макроэкономической конъюнктуры. Однако, при условии выше приведенных конкурентных преимуществ данное направление бизнеса остается перспективным, в том числе и для предпринимателей, исследующих возможности альтернативного инвестирования.

Информация о работе Классификация рынков и механизм их функционирования