Классификация рынков и механизм их функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Оглавление

1. еоретические основы рыночных отношений …….……………………………………..
0. 1.1 Сущность и классификация рынков………………………………………………….. 4
0. 1.2 Механизм функционирования рынков……………………………………………… 12
2. Анализ рынка розничной торговли в сети Интернет ……………….…………………
2.1 Формы и виды электронной торговли ……………………………………………… 18
2.2 Способы оплаты и доставки…………………………………………………………. 20
2.3 Особенности Интернет-торговли для отдельных товарных групп………………... 23
3. Совершенствование механизмов российского Интернет-рынка…………………….. ….
3.1 Перспективы развития торговли в сети Интернет…...…………………………….. 25
3.2 Факторы, способствующие и сдерживающие рост электронной торговли……

Файлы: 1 файл

КУрсовая.doc

— 454.50 Кб (Скачать)

    Условия доставки интернет-магазинов :

  1. Самовывоз (практикуется достаточно редко, поскольку многие интернет-магазины не располагают демонстрационными залами или доступным помещением для предоставления услуги самовывоза. Однако во многом благодаря этому цены в интернет-магазинах ниже, чем в обычных магазинах).
  2. С привлечением транспортной компании
  3. Почтой.
  4. Доставка курьером. По сложившейся практике он обычно самостоятельно договаривается с клиентом о времени приезда, нередка практика опозданий или переносов сроков доставки. Обычно цена доставки курьером по Москве колеблется от 150 до 300 руб. Многие интернет-магазины взяли в практику требовать оплаты доставки, даже если покупатель отказался приобрести товар. Если сумма заказа превышает определенный уровеннь, доставка бесплатна, но при условии что товар не является крупногабаритным и очень тяжелым. В некоторых интернет-магазинах цена доставки зависит от местоположения клиента. Цена также зависит от дня доставки, во многих интернет-магазинах есть так называемый добавочный коэффициент выходного дня.

      Срок  доставки, как показывает практика, в среднем составляет один-три дня (кроме выходных). Самым главным документом, выдаваемым при доставке, является чек ККМ (контрольно-кассовой машины), на котором должно быть указано название продавца, его ИНН, время и дата пробития чека, сумма в рублях с копейками.  
 
 
 
 

          2.3 Особенности Итернет-торговли для отдельных товарных групп

      Часть товаров в большей степени  подходит для продвижения их через  канал интернет-торговли, другие —  в меньшей степени.В наибольшей степени подходящими для интернет-торговли являются товары, торговый цикл которых может быть полностью осуществлен посредством Сети, начиная от рекламы и ознакомления с потребительскими свойствами товара и заканчивая заказом, оплатой, доставкой и непосредственно потреблением товара. К данной категории относятся такие товарные группы, как программное обеспечение, МP3, фильмы, аналитическая информация, электронные книги, игры и другой контент, который может быть полностью реализован через Интернет.

      Что касается традиционных товаров, то это компьютеры и комплектующие, бытовая техника и электроника, туризм и бронирование билетов, билеты на развлекательные мероприятия, товары для дома и дачи и др. И конечно же — печатная и мультимедийная продукция. Все эти категории обладают достаточно высокой стоимостью, в результате чего обороты ведущих предприятий отрасли достигли существенных значений, измеряющихся десятками миллионов долларов.

Диаграмма 2. Виды предпочитаемых продуктов, по данным НАУЭТ и CNews Analytics % 

    

      К примеру, оборот магазина OZON2 в первом полугодии 2008 года достиг 45 млн. долл, что означает увеличение в сравнении со вторым полугодием 2007 года на 78%. Всего за полгода интернет-магазином было реализовано около 560 тыс. заказов на 2,4 млн. товаров. 36% оборота компании составляют книги, 30% - фото- и электротехника с мобильными телефонами, 14% - кино, 5% - букинистика и раритеты, 3% - музыка, 12% - прочие товары. В 2008 году в базе покупателей Ozon.ru было зарегистрировано более 2,5 млн. пользователей.

Ежемесячный прирост составляет около 44 тыс. новых  регистраций. В среднем за месяц  на сайт заходит 2,7 млн. посетителей, просматривающих  около 30 млн. страниц.

      По  показателю среднего количества покупок (выполненных заказов) в интернет-магазине в день лидирует товарная группа «Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS» (468 в день), при этом средняя стоимость заказа в этой товарной группе составляет в среднем  всего 150 руб.

      Значительное  количество покупок по сравнению с другими товарными группами совершается в категории «Билеты на культурные мероприятия» (110 в день). При этом, средняя стоимость заказа в этой товарной группе значительно выше, и составляет 1 200 руб. (См. таблицу 1.)

      Показатель среднего количества выполненных заказов в день позволяет оценить степень важности для компании, работающей в данной товарной нише, проблемы, связанной с организацией логистики (приемка заказов, доставка товаров, складирование и др.). Очевидно, что совершенная система логистики, минимизирующая расходы на один заказ, будет неоспоримым конкурентным преимуществом в данной товарной группе.

      Многие  компании, открывшие свои торговые сайты в Интернете, столкнулись  с проблемой доставки заказов, что  заставило их обращаться к услугам почты либо создавать свои службы логистики, чтобы сокращать запасы и приспосабливать продукты к индивидуальным потребностям покупателей, то есть персонализировать их. Кроме того, многие организации снова вынуждены вернуться к использованию своих собственных складов, от которых они в свое время отказались в пользу крупных распределительных оптовых складов. 
 
 
 

Таблица 1. Среднее количество выполненных заказов  в день по товарным группам

Товарная  группа Среднее кол-во выполненных  заказов в интернет-магазине в день
Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS 468,5
Билеты  на культурные мероприятия 110
Программное обеспечение 77
Компьютерное  оборудование и комплектующие 49,1
Товары  и оборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары, бытовая химия, посуда) и сада 37,6
Товары  класса люкс, ювелирные изделия и  часы 22,7
Товары  по уходу, косметика, парфюмерия 22,7
Спортивные  товары 17,26
Бытовая техника  и электроника 14,5
Автомобили  и запчасти 2,94

По  данным НАУЭТ и CNews Analytics 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Совершенствование механизмов российского Интернет-рынка

 

    3.1 Особенности развития  Интернет-рынка.

 

      Объемы  онлайн-торговли в России достигнут  европейских показателей через 5-7 лет, утверждают эксперты. Если рост электронных  продаж в ЕС закрепился на уровне 25% в год, в России - на уровне 50%. Напомним, объем интернет-продаж, производимых в РФ сегодня, составляет 1,5 млрд долларов.

      Проблема  отставания заключается в разнице  потребительских культур России и Запада, считает замгендиректора электронного магазина Ozon.ru  Михаил Ятковский. "Для ЕС и США интернет-торговля стала естественным продолжением торговли по каталогам, по сути, это дистанционные продажи.

      На  Западе торговля по почтовому каталогу активно развивается с конца 40-х  гг. прошлого века. 1-2 поколения людей на этом уже выросли, и когда появился Интернет, для них это было естественным.

      В то же время колоссальный разрыв между  объемами онлайн- и офлайн-торговли характерен и для стран ЕС, и  для США. Другое дело, что в РФ онлайн-торговля сталкивается со специфическими трудностями. Страновая специфика проявляется, например, в высоком уровне недоверия к интернет-сервисам. Не только к платежным системам, но и собственно к магазинам.

      В результате около 80% российских электронных  покупок оплачивается наличными при доставке товара на дом. Специфика интернет-торговли сводится к поддержке курьерской службы и сервисов инкассации. Хотя никакого технологического отставания российских электронных магазинов от западных нет.

      Для создания успешного интернет-магазина в РФ, включая инвестиции в маркетинг и логистическую базу, в поддержку курьерской службы для обеспечения поставок по Москве, сегодня требуется от 2 до 5 млн долларов. При этом, в 2006г. количество интренет-магазинов в Рунете выросло на 47%.

      Такой простор для интернет-торговли в  России объясняется мизерной аудиторией Интернета, глубина которого оценивается  в 10-11%. Очевидно, что главным образом  к электронной торговле прибегают  жители Москвы и Санкт-Петербурга. Хотя по результатам 2007г. рост электронных покупок в регионах в процентном отношении опережает показатели по двум столицам. Это говорит о том, что клиентские базы Москвы и Петербурга практически выбраны.

      Остается  добавить, наибольшими темпами роста  в России характеризуется онлайн-торговля оборудованием, выросшая на 77% в 2006г., строительными материалами – на 68%, подарками и цветами – на 62%. Традиционная торговля книгами демонстрировала меньший рост -52%, меньше которого росли только продажи спортивных и детских товаров – соответственно 51 и 49%.

      Но  количество профильных магазинов растет не обязательно под воздействием растущего спроса на товары данного  профиля. Как отмечают специалисты, в первую  десятку брендов, которые  искали пользователи Интернета в 2006 году, вошли, главным образом, производители сотовых телефонов, а также компании-производители бытовой техники и электроники.

      Интернет-торговля привлекает покупателей скоростью  получения новинок, которая в  свою очередь определяется возможностями "Почты России" (почтой в любом случае товар будет доставлен быстрее, чем местными коммерсантами). Любопытно выглядит портрет среднего виртуального покупателя. По данным крупнейших электронных магазинов, 96% покупателей – люди с высшим образованием в возрасте 25-35 лет, гендерные дефиниции не играют роли (50% покупателей – женщины, 50% - мужчины).

      Ежегодно 25% россиян совершают интернет-покупки. В 2008 году объем рынка интернет-торговли составил 6 млрд, но уже к 2010 году этот показатель увеличится почти вдвое. Чаще всего покупают книги, программное обеспечение и электронику.

В 2008 году россияне совершили интернет-покупки на общую  сумму 6 млрд долл., подсчитали аналитики. В 2009 году объем рынка интернет-покупок  составит чуть более 8 млрд долл., а в 2010-м превысит отметку в 11 млрд долл. Основным фактором роста станет покупка через Интернет железнодорожных и авиабилетов. Сейчас эти услуги являются самыми востребованными у россиян, оплачивающих услуги через Интернет, после услуг мобильной связи.

      По  данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, всего покупки через Интернет ежегодно совершают около 25% россиян. Сейчас около 37% рынка интернет-торговли занимает продажа услуг, около 56% - продажа товаров через Интернет. Остальное - торговля интернет-контентом. В ближайшее время рынок продажи услуг через Интернет будет расти быстрее. К 2010 году можно ожидать, что продажа интернет-услуг достигнет отметки 45%. Примерно такую же долю в структуре интернет-торговли будет занимать продажа товаров с физической доставкой

        Количество магазинов в российском Интернете за год увеличилось примерно на 47%. Более быстрыми темпами растет количество онлайн-бизнесов, предлагающих оборудование (+77%), строительные материалы (+68%), подарки и цветы (+62%), книги (+52%), спортивные (+51%) и детские товары (+49%).

      Развитие  онлайновой торговли вносит существенные изменения в организацию торговли фирм, производящих товары и услуги. Отсутствие издержек на аренду и содержание торговых площадей позволяет мелким компаниям конкурировать с крупными продавцами. У торговых сетей интернет-магазины являются дополнительным каналом сбыта.

      На  рынке высокий уровень концентрации капитала, на 15% интернет-магазинов  приходится более 60% всех продаж и в  дальнейшем этот показатель будет только расти, кроме узкоспециализированных интернет-магазинов, где он сохранится на стабильном уровне.

      По  прогнозам участников рынка, на рынке  электронной коммерции начнется консолидация интернет-магазинов в  интернет-холдинги. В связи с обостряющейся  конкуренцией, основной акцент ставится на построении долгосрочных отношений с клиентами.

      Качество  обслуживания покупателей является ключевым критерием в интернет-торговле. Основными показателями уровня качества работы клиентской службы являются: скорость ответа, сроки доставки, скорость удовлетворения претензий и др. Также крайне важными являются такие показатели, как достоверность информации о наличии товара и его свойствах, удобство заказа товара, удобство способа доставки и оплаты.

Основная  проблема торговли в России через  Интернет — это логистика, уровень ее развития является сдерживающим фактором для развития электронной торговли. Большинству интернет-магазинов свойственны длительное время обработки заказов и их доставки, нередки сбои в работе почты, что приводит к снижению качества сервиса доставки. Поэтому крупные интернет-магазины тратят дополнительные средства на решение этих проблем, развивая альтернативные каналы доставки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        3.2 Факторы, способствующие и сдерживающие рост электронной торговли 

      Модели  бизнеса, построенные с использованием инструментов онлайновой торговли, становятся гораздо более эффективными, чем традиционные модели. Это связано со следующими факторами:

  • увеличение числа интернет-пользователей;
  • интернет-реклама пока еще не очень дорога, по сравнению с традиционными видами рекламы, и в то же время очень эффективна;
  • издержки на содержание вэб-сайта или интернет-витрины магазина значительно ниже, чем традиционной розничной точки;
  • средняя стоимость обслуживания одного заказа в онлайн-торговле ниже, несмотря на необходимость во многих случаях дорогой курьерской доставки;
  • некоторые виды товаров, такие как музыка, книги, видео, бытовая и компьютерная техника, из-за особенностей их продвижения достаточно хорошо подходят для онлайновой торговли.

Информация о работе Классификация рынков и механизм их функционирования