Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:14, курсовая работа
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
Введение 3
Глава I. Рынки 4
1.1 Основные понятия рынка 4
1.2 Классификация рынка 6
1.3 свободный рынок 7
1.4 Функции рынка 8
1.5 Принципы функционирования рынка 10
Глава II. Структура рынка 12
2.1 Классификация структуры рынка 12
2.2 Категории структуры 16
Глава III. Инфраструктура рынка 20
3.1 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка 23
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ
И СПОРТА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Курсовая работа
По экономической теории
тема: «Рынок, его основные модели. Механизм функционирования»
Работу выполнил студент
Таратута Валерия Евгеньевна
2 курса 21зМН группы
Научный руководитель
к.э.н. доцент
Фурсова Л.П.
Работу сдала «___»_________
Проверена_____________________
«___»_____________________
Работа защищена
С оценкой______________________
Члены комиссии________________
______________________________
Содержание
Заключение 25
Рынок возник еще на стадии
варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он
открывал простор для
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Глава I. Рынки.
1.1 Основные понятия рынка.
Рынок - место, где
происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся
ценам или рынок - обязательный компонент
товарного хозяйства. Без товарного производства
нет рынка, без рынка нет товарного производства.
Объективная необходимость рынка вызвана
теми же причинами, что и товарное производство:
развитием общественного разделения труда
и экономическим обособлением субъектов
рыночных отношений. Эти условия зарождались
и развивались как единое целое, как единый
процесс взаимодействия производства
и сбыта продукции.
Рынок многолик и столь же разнообразно
его определение: "Рынок - это обмен,
организованный по законам товарного
производства и обращения, совокупность
отношений товарного и денежного обращения"1.
Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели. «Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики; это форма движения общественного продукта и услуг; сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения»1. Так же под словом «рынок» может предполагаться система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирование экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.
П. Самуэльсон определяет рынок как
"процесс конкурентных торгов".
Можно определять рынок как механизм,
сводящий вместе покупателей (предъявителей
спроса) и продавцов (поставщиков)
отдельных товаров и услуг. Под это определение
подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская,
фондовая и товарная биржи, отдел кадров
любого предприятия и т.д.
Рынки принимают самые разные формы. Одни
рынки являются локальными, другие носят
национальный, международный характер.
Рынок включает:
• отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
• обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
• процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
• кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент
• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.
То, что рынок
включает не только отношения по купле-продаже
товаров, но и социально-экономические
отношения (собственности, распределения,
потребления и т.д. ), а также
организационно-экономические
1.2 Классификация рынка.
Рынок можно разделить на несколько видов, которые в свою очередь классифицируется (см. Приложение №5):
1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
3) По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки.
4) По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.
1.3 Свободный рынок.
Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
В известной мере можно
говорить, что свободный рынок
представляет саморегулирующийся механизм.
Однако любая система наряду с
достоинствами имеет и свои недостатки.
Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:
Рынок ведет к дифференциации доходов,
а, следовательно, и уровней жизни населения;
Сущность рынка наиболее
полно проявляется в его
• функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.
2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда.
3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.
С помощью механизма равновесных цен:
а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.
4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.
5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.
6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.
1.5 Принципы функционирования.
Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие — потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.
Вторым элементом рыночной
экономики выступает
Третий важнейший элемент
рыночной экономики — цены. Они
— предмет особого
Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие - спрос и предложение (см Приложение №3). Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
Пятый элемент рыночного
механизма - конкуренция
(см. Приложение4№). Она обеспечивав максимизацию
прибыли и на этой основе расширение масштабов производства Конкуренция
выступает в качестве формы взаимодействия
рыночных субъектов и механизма регулирования
пропорций. А. Смит назвал конкуренцию
«невидимой рукой» рынка, благодаря которой
эгоистические побуждения отдельных индивидов
в виде собственной экономической выгоды
обращаются на благо всего общества, служат
поступательному движению экономики.
Основная функция конкуренции заключается
в том, чтобы определить величину экономических
регуляторов, которыми выступают цены,
норма прибыли, процента и т. д.
Информация о работе Рынок, его основные модели. Механизм функционирования