Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:14, курсовая работа
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
Введение 3
Глава I. Рынки 4
1.1 Основные понятия рынка 4
1.2 Классификация рынка 6
1.3 свободный рынок 7
1.4 Функции рынка 8
1.5 Принципы функционирования рынка 10
Глава II. Структура рынка 12
2.1 Классификация структуры рынка 12
2.2 Категории структуры 16
Глава III. Инфраструктура рынка 20
3.1 Роль государства в формировании инфраструктуры рынка 23
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 27
Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.
Глава II. Структура рынка.
2.1 Классификация структуры рынка.
Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
Характеристику
рынка как совокупность или арену
актов купли-продажи можно
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами;
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:
• формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
• особенностями сферы товарного обращения;
• уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
• видами торговли, используемыми в стране.
Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг (Потребительский рынок), который в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли.
В эту группу включаются рынки:
• товаров потребительского назначения, продовольственные и непродовольственные товары;
• рынки услуг: бытовые, транспортные, коммунальные;
• рынки жилья2 и зданий непроизводственного назначения.
Рынки факторов производства. В их состав входят:
• рынки недвижимости;
• орудий труда;
• сырья и материалов;
• энергетических ресурсов;
• полезных ископаемых.
Финансовые рынки. Это:
• рынки капиталов, т. с. инвестиционные3 рынки;
• кредитные рынки;
• рынки ценных бумаг4, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.;
• валютно-денежные5 рынки.
Рынки интеллектуального продукта — инновации6, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики. В нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.
Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.
Кроме них так же существуют:
Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения.
2.2 Критерии структуры рынка.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
• рынки благ и услуг;
• рынки средств производства;
• рынки научно-технических
• рынки ценных бумаг;
• рынки рабочей силы.
Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.7
2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:
• рынки товаров производственног
• товаров народного потребления; продовольственных товаров;
• рынки сырья и материалов и т. д.
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
• внутрирегиональные;
• межрегиональные;
• республиканские;
• межреспубликанские;
• международные (мировые).
Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.
4. По степени ограничения конкуренции различают:
• монопольный;
• олигопольный;
• межотраслевые рынки.
Существует разнообразие видов монополии:
Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.
Естественная монополия - отрасль, в которой долго срочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.
Открытая монополия - монополия, при которой одна, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.
6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
• легальные, официальные:
• нелегальные «теневые», «черные» и т. д.
По субъектам:
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, при обретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
По формам контакта различают:
По уровню насыщения:
По степени зрелости:
Глава III. Инфраструктура рынка.
Инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязных потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.
Рыночная экономика8 - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.
Рыночной экономике
необходима инфраструктура – система
взаимосвязанных специализирова
Для рассмотрения понятия “инфраструктуры”, прежде всего, необходимо определить, что же представляет термин “инфраструктура” сам по себе.
Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) - в теории рынка: комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Различают “широкую” и “узкую” инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – “товары общественного потребления”, производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.).
Или же говоря иначе, инфраструктура – это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т. д..
Под современным рынком
понимают любую систему, дающую возможность
покупателям и продавцам
Каждый из этих рынков,
в свою очередь, можно разделить
на составляющие элементы. Так рынок
средств производства включает рынок
земли, станков, кормов, газа и т.д.; рынок
информации- рынки научно-технических
разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок, рынки
ценных бумаг, банковских ссуд и других
кредитных ресурсов
(см Приложение №6).
Информация о работе Рынок, его основные модели. Механизм функционирования