Механизм функционирования рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….....3

Глава 1. Классический рынок…………………………………….….....4

Сущность рынка………………………………………...….....4
Типы рынка.……………………………………………….…..6
Функции рынка………………………………………………..8
Структура рынка.……………………………………………..12
Глава 2 Механизм функционирования рынка. ………………………..16

2.1 Спрос…………………………………………………………..16

2.2 Предложение………………………………………………….19

2.3 Рыночное равновесие……………………...............................22

Заключение………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение……………………………………………………………….....3

Глава 1. Классический рынок…………………………………….….....4

    1. Сущность рынка………………………………………...….....4
    2. Типы рынка.……………………………………………….…..6
    3. Функции рынка………………………………………………..8
    4. Структура рынка.……………………………………………..12

Глава 2 Механизм функционирования рынка. ………………………..16

     2.1 Спрос…………………………………………………………..16

     2.2 Предложение………………………………………………….19

     2.3 Рыночное равновесие……………………...............................22

Заключение………………………………………………………………25

Список  использованной литературы…………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Рынок — это не только общеэкономическая  категория, присущая в той или  иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена переходом  от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения, соответствующие им формы собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

     Цель  данной курсовой работы заключается  в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы  экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики. 

Глава 1. Классический рынок

    1. Сущность рынка

     Рынок – одно из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древности. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок».

Первоначально рынок рассматривается как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынком закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

     С дальнейшим развитием товарного  обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, так как формируется новая структура общественного производства – сфера общения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).

     Рынок в своем развитии прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм - это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытиями огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий рынок есть творение коллективного человеческого гения.

     Предпринимались попытки ввести и в понятие  рынка фактор ценообразования. Так, Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену. Позднее в понятие рынка вели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:

    • рынок - это механизм взаимодействия покупателей и 
      продавцов;
    • рынок - это система отношений между спросом и предложением;
    • рынок - это совокупность отношений товарного обмена;
    • рынок - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

     Существует  двоякое понимание рынка - узкое  и широкое. В узком смысле слова  рынок - это система отношений  между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений  между предложением и спросом. Можно  встретить мнение, что узкое понимание рынка есть нечто вульгарное, базарное. Заметим по этому поводу, что было бы бессмысленно отрицать миллионы сделок между продавцами и покупателями, которые совершаются ежедневно и ежечасно на нашей планете. Эти отношения реальны, следовательно, и данное определение рынка имеет право на существование. Однако нельзя сводить понятие рынка только к этому определению. Рынок занимает важное место во всей системе общественного производства, которая включает в себя микро- и макроуровни, производство, распределение, обмен и  потребление. Поэтому нужно не только узкое, но и широкое понимание рынка. В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего  общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Это определение рынка органически включает в себя и определение рынка в узком смысле слова, включает, но не сводится к нему. 

    1. Типы  рынка
 

История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный.

     Неразвитый  рынок характеризуется тем, что  рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

     Свободный (классический) рынок характеризуется  следующими чертами:

1) неограниченное  число участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между ними;

2) абсолютно  свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная  мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

4) наличие  у каждого участника абсолютно  полной информации о рынке  (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) абсолютная  однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

6) ни  один участок свободной конкуренции  не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

7) цены  устанавливаются стихийно в ходе  свободной конкуренции;

8) отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования.

Свободный рынок — это абстракция: в настоящее  время, да и в прошлом (в различной  мере) имело и имеет место регулирование  рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.

Сегодня у нас многие считают, что переход  к рыночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный  рынок обеспечит полное раскрепощение  инициативы и деловой активности людей, улучшение их жизни.

В действительности полной свободы нет и быть не может. Еще И.И. Бухарин отмечал, что хозяйствующий  субъект в своих мотивах и  действиях зависит от общественной среды, а Г.В. Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями. Дж. Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен Адама Смита, и кто призывает к этому — человек с психическим заболеванием клинического характера.

Итак, не может быть полной экономической  свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормального, цивилизованного, регулируемого рынка.

     Регулируемый  рынок — это результат цивилизации  и гуманизации общества, когда  государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

     1Еще ИЛ. Кондратьев отмечал, что регулирование в рамках

капиталистической системы ограничено государственной  собственностью и осуществляется косвенно.

Рынок может регулироваться:

• с  помощью своего собственного рыночного  механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение и др.;

• государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д. 

    1. Функции рынка
 

     Сущность  рынка находит свое выражение  в его экономических и социальные функциях.

1. Информационная  функция. Ее суть состоит в  том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т. п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.

2. Посредническая  функция. Рынок соединяет в  единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.

3. 2Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы:

что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной  конкуренции идёт бесконечный перелив капиталов и ресурсов, что в конечном счёте формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.

4. Ценообразующая  функция. Известно, что у каждого  товаропроизводителя складываются  свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают  и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.

5. Функция  экономичности потребления, сокращение  издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

6. Стимулирующая  функция. Ориентир рыночных цен  на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и Покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

Информация о работе Механизм функционирования рынка