Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.
Введение……………………………………………………………….....3
Глава 1. Классический рынок…………………………………….….....4
Сущность рынка………………………………………...….....4
Типы рынка.……………………………………………….…..6
Функции рынка………………………………………………..8
Структура рынка.……………………………………………..12
Глава 2 Механизм функционирования рынка. ………………………..16
2.1 Спрос…………………………………………………………..16
2.2 Предложение………………………………………………….19
2.3 Рыночное равновесие……………………...............................22
Заключение………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………..27
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Классический рынок…………………………………….….....4
Глава 2 Механизм функционирования рынка. ………………………..16
2.1
Спрос…………………………………………………………..
2.2
Предложение…………………………………………………
2.3
Рыночное равновесие……………………...
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………..27
Введение
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
Актуальность
выбранной темы обусловлена переходом
от административно-командной
Цель
данной курсовой работы заключается
в том, чтобы рассмотреть рыночные
отношения, в целом, с точки зрения
современных понятий рыночной экономики,
опираясь при этом на основные догматы
экономической теории и опыт прошлого,
учитывая мнения различных учёных в данной
области науки и делая свой личный обобщённый
вывод из существующих на сей день знаний
в области рыночной экономики.
Глава 1. Классический рынок
Рынок – одно из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древности. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок».
Первоначально
рынок рассматривается как
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, так как формируется новая структура общественного производства – сфера общения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).
Рынок в своем развитии прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм - это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытиями огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий рынок есть творение коллективного человеческого гения.
Предпринимались попытки ввести и в понятие рынка фактор ценообразования. Так, Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену. Позднее в понятие рынка вели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:
Существует
двоякое понимание рынка - узкое
и широкое. В узком смысле слова
рынок - это система отношений
между продавцами и покупателями,
иными словами, это система отношений
между предложением и спросом. Можно
встретить мнение, что узкое понимание
рынка есть нечто вульгарное, базарное.
Заметим по этому поводу, что было бы бессмысленно
отрицать миллионы сделок между продавцами
и покупателями, которые совершаются ежедневно
и ежечасно на нашей планете. Эти отношения
реальны, следовательно, и данное определение
рынка имеет право на существование. Однако
нельзя сводить понятие рынка только к
этому определению. Рынок занимает важное
место во всей системе общественного производства,
которая включает в себя микро- и макроуровни,
производство, распределение, обмен и
потребление. Поэтому нужно не только
узкое, но и широкое понимание рынка. В
широком смысле слова рынок - это весь
сложный механизм движения благ и услуг
в форме товаров и денег в рамках всего
общественного воспроизводства на всех
уровнях экономической системы данного
общества. Это определение рынка органически
включает в себя и определение рынка в
узком смысле слова, включает, но не сводится
к нему.
История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
1) неограниченное
число участников рыночных
2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
3) абсолютная
мобильность факторов
4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;
5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
6) ни
один участок свободной
7) цены
устанавливаются стихийно в
8) отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования.
Свободный
рынок — это абстракция: в настоящее
время, да и в прошлом (в различной
мере) имело и имеет место
Сегодня у нас многие считают, что переход к рыночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечит полное раскрепощение инициативы и деловой активности людей, улучшение их жизни.
В действительности
полной свободы нет и быть не может.
Еще И.И. Бухарин отмечал, что хозяйствующий
субъект в своих мотивах и
действиях зависит от общественной
среды, а Г.В. Плеханов подчеркивал,
что свобода хозяйственной
Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормального, цивилизованного, регулируемого рынка.
Регулируемый
рынок — это результат
1Еще ИЛ. Кондратьев отмечал, что регулирование в рамках
капиталистической системы ограничено государственной собственностью и осуществляется косвенно.
Рынок может регулироваться:
• с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение и др.;
• государством
прямо и косвенно через госзаказы,
налоги и т.д.
Сущность рынка находит свое выражение в его экономических и социальные функциях.
1. Информационная функция. Ее суть состоит в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т. п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.
2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.
3. 2Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы:
что производить?
как производить? для кого производить?
На основе межотраслевой и
4. Ценообразующая
функция. Известно, что у каждого
товаропроизводителя
5. Функция
экономичности потребления,
6. Стимулирующая
функция. Ориентир рыночных