Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.
Введение……………………………………………………………….....3
Глава 1. Классический рынок…………………………………….….....4
Сущность рынка………………………………………...….....4
Типы рынка.……………………………………………….…..6
Функции рынка………………………………………………..8
Структура рынка.……………………………………………..12
Глава 2 Механизм функционирования рынка. ………………………..16
2.1 Спрос…………………………………………………………..16
2.2 Предложение………………………………………………….19
2.3 Рыночное равновесие……………………...............................22
Заключение………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………..27
7. Эквивалентная
функция. Рынок сопоставляет
8. Созидательно-разрушительная
функция. Рынок обеспечивает
9. Санирующая,
оздоровительная функция. В
10. Дифференцирующая
функция. Рынок расслаивает,
Вопрос о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы – преимущества и недостатки рыночного механизма.
Выше при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:
• стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
• повышает эффективность производства, побуждает экономить труд и ресурсы;
• формирует структуру хозяйства, отвечающую потребностям и запросам потребителя;
• в определенной мере рынок создает саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;
• многовековой
опыт использования рынка
• рынок
обогащает определённую часть, населения,
Однако рынок не следует идеализировать,
поскольку ему присущи
• как саморегулирующаяся система рынок не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики;
• одной из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;
• рыночная
система не обеспечивает полного
использования ресурсов. Ей свойственны
неполная занятость вещественных и
трудовых ресурсов. Безработица - неизбежный
спутник рынка, ее последствия социально-
• рынок сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя; Такими факторами являются различные формы Монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
• рынок не учитывает так называемых отрицательных внешних эффектов (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят нести затраты по восстановлению сил природы, по восстановлению экологического равновесия
• рынок не в полной мере учитывает влияние положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения и т. п.). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг;
•
рынок безразличен к
• рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть домашних хозяйств;
• рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;
• рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т. д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга», «хотя честный человек может преуспеть в делах, щепетильность будет для него помехой, и тогда недостаток моральной гибкости ему придется восполнить умением».
Все вышеизложенное
позволяет сделать вывод о
том, что рыночный механизм нуждается
в регулировании, в корректировке.
Такой механизм имеет смешанная экономика.
Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка3:
1. по объектам:
• рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
• рынок факторов производства;
• финансовый рынок;
• рынок научно-технических разработок, патентов;
• рынок информации;
• рынок средств обращения;
• рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
• рынок лицензий и др.
2. по субъектам:
• рынок покупателей;
• рынок продавцов;
• рынок государственных учреждений,
• рынок
промежуточных продавцов —
3. по географическому положению:
• местный (локальный) рынок;
• региональный рынок;
• национальный рынок;
• мировой рынок.
Мировой
рынок — это не только совокупность
национальных рынков различных государств,
экономические связи между которыми определены
международной торговлей (в том числе
торговля лицензиями, услугами, международное
перемещение капиталов и т.д.), но и их качественно
новый уровень. Это можно отразить в виде
схемы.(Рис.1).
Мировой рынок
Внутренний
рынок
Совокупность
внутренних рынков
Рис.1.
4. по уровню насыщения:
• равновесный рынок;
• дефицитный рынок;
• избыточный рынок.
5. по степени зрелости:
• неразвитый рынок;
• развитый рынок;
• формирующийся рынок.
6.
по степени ограниченности
• свободный рынок;
• монополистический рынок;
• олигополистический рынок;
• смешанный рынок.
7. по соответствию действующему законодательству:
• легальный рынок;
• нелегальный («черный» и «серый») рынок.
8. по отраслям:
• автомобильный рынок;
• компьютерный рынок и т.д.
9. по характеру продаж:
• оптовый рынок;
• розничный рынок.
10. с учетом ассортимента товаров:
• замкнутый рынок, на котором
представлены товары только
• насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
• рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Тендеры
(торги) — это распространенная форма
торговли, при которой покупатель
объявляет конкурс для продавцов на товар
с определенными технико-экономическими
характеристиками с помощью тендерных
комитетов, в которые входят технические
и коммерческие эксперты, представители
администрации, покупатели, принявшие
решение о размещении заказов через торги,
и другие участники.
Глава
2. Механизм функционирования
рынка
2.1
Спрос и факторы его
определяющие
Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды4.
Спрос
на какой-либо продукт представляет
собой спрос в отношении какой-
Комбинированная
продукция отрасли может
Индивидуальный и совокупный рыночный спрос на товар. Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене 30 $ за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене 15 $ — 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (Рис. 2.1).
Анализируя полученный график, легко заметить, что между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует определенная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции А на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде QD=F(P), где QD — величина спроса (demand), Р — цена (price). Однако спрос — величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема опросов, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх (Рис. 2.1). Изменение же спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (Рис. 2.2). Представленная функция носит название функции спроса — функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.