Механизм функционирования рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….....3

Глава 1. Классический рынок…………………………………….….....4

Сущность рынка………………………………………...….....4
Типы рынка.……………………………………………….…..6
Функции рынка………………………………………………..8
Структура рынка.……………………………………………..12
Глава 2 Механизм функционирования рынка. ………………………..16

2.1 Спрос…………………………………………………………..16

2.2 Предложение………………………………………………….19

2.3 Рыночное равновесие……………………...............................22

Заключение………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

7. Эквивалентная  функция. Рынок сопоставляет индивидуальные  затраты труда отдельного производителя  с общественным «эталоном», соизмеряя  затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.

8. Созидательно-разрушительная  функция. Рынок обеспечивает динамичное  изменение всех хозяйственных  пропорций между отраслями и  регионами. Он как бы взрывает  старую структуру хозяйства и  на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России.

9. Санирующая, оздоровительная функция. В этом  смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.

10. Дифференцирующая  функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).

Вопрос  о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы – преимущества и недостатки рыночного механизма.

Выше  при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных  преимуществ, достоинств и оказывает  на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:

• стимулирует  рост производства, ускоряет темпы  его развития;

• повышает эффективность производства, побуждает  экономить труд и ресурсы;

• формирует  структуру хозяйства, отвечающую потребностям и запросам потребителя;

• в  определенной мере рынок создает  саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;

• многовековой опыт использования рынка свидетельствует  о его естественной природе, которая  отвечает нуждам общества;

• рынок  обогащает определённую часть, населения, Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать наследующие проявления отрицательного, влияния рыночного  механизма на экономическую и социальную жизнь общества:

• как  саморегулирующаяся система рынок  не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики;

• одной  из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;

• рыночная система не обеспечивает полного  использования ресурсов. Ей свойственны  неполная занятость вещественных и  трудовых ресурсов. Безработица - неизбежный спутник рынка, ее последствия социально-драматичны;

• рынок  сам порождает факторы, которые  нарушают свободу предпринимателя; Такими факторами являются различные  формы Монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;

• рынок  не учитывает так называемых отрицательных  внешних эффектов (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят нести затраты по восстановлению сил природы, по восстановлению экологического равновесия

• рынок  не в полной мере учитывает влияние положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения и т. п.). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг;

 •  рынок безразличен к производству  так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т. п.);

• рынок  не только обогащает, но и неизбежно  разоряет часть предприятий и часть домашних хозяйств;

• рынок  не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;

• рынку  чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т. д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга», «хотя честный человек может преуспеть в делах, щепетильность будет для него помехой, и тогда недостаток моральной гибкости ему придется восполнить умением».

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о  том, что рыночный механизм нуждается  в регулировании, в корректировке. Такой механизм имеет смешанная экономика. 

    1. Структура рынка
 

     Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками  любой структуры являются: 

а) тесная связь между ее элементами

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие критерии для  характеристики структуры и системы рынка3:

     1. по объектам:

• рынок  товаров и услуг (потребительский  рынок);

• рынок  факторов производства;

• финансовый рынок;

• рынок  научно-технических разработок, патентов;

• рынок  информации;

• рынок  средств обращения;

• рынок  отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

• рынок  лицензий и др.

     2. по субъектам:

• рынок  покупателей;

• рынок  продавцов;

• рынок  государственных учреждений,

• рынок  промежуточных продавцов — посредников.

     3. по географическому положению:

• местный (локальный) рынок;

• региональный рынок;

• национальный рынок;

• мировой  рынок.

Мировой рынок — это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и их качественно новый уровень. Это можно отразить в виде схемы.(Рис.1). 

    Мировой рынок

Внутренний  рынок 

Совокупность  внутренних рынков 

         Рис.1. 

     4. по уровню насыщения:

• равновесный  рынок;

• дефицитный рынок;

• избыточный рынок.

     5. по степени зрелости:

• неразвитый рынок;

• развитый рынок;

    • формирующийся рынок.

     6. по степени ограниченности конкуренции:

• свободный  рынок;

• монополистический  рынок;

• олигополистический рынок;

• смешанный  рынок.

     7. по соответствию действующему  законодательству:

• легальный  рынок;

• нелегальный («черный» и «серый») рынок.

     8.  по отраслям:

• автомобильный  рынок;

• компьютерный рынок и т.д.

     9. по характеру продаж:

• оптовый  рынок;

• розничный рынок.

     10.  с учетом ассортимента товаров:

    • замкнутый рынок, на котором  представлены товары только первого  производителя;

• насыщенный рынок, на котором множество сходных  товаров многих производителей;

• рынок  широкого ассортимента, на котором  есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

• смешанный  рынок, на котором имеются разнообразные  товары, не связанные между собой.

В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Тендеры (торги) — это распространенная форма  торговли, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками с помощью тендерных комитетов, в которые входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации, покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, и другие участники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Механизм функционирования рынка 

    2.1 Спрос и факторы его определяющие 

     Спросом называется количество товаров и  услуг, имеющееся на данном рынке, которое  покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или  под влиянием среды4.

Спрос на какой-либо продукт представляет собой спрос в отношении какой-то   отрасли   экономики.   Практика   показывает   наличие значительного  разнообразия продукции, предназначенной  для удовлетворения запросов потребителей. Все виды продукции обладают различной степенью взаимозаменяемости.

     Комбинированная продукция отрасли может рассматриваться  как товар или благо. Однако общим критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной отрасли могут служить определенные признаки (форма, качество, степень рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что товары удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от одного продукта к другому. Следовательно, механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.

     Индивидуальный  и совокупный рыночный спрос на товар. Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене 30 $ за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене 15 $ — 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (Рис. 2.1).

  Анализируя  полученный график, легко заметить, что между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует определенная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции А на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде QD=F(P), где QD — величина спроса (demand), Р — цена (price). Однако спрос — величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема опросов, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх (Рис. 2.1). Изменение же спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево (Рис. 2.2). Представленная функция носит название функции спроса — функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Информация о работе Механизм функционирования рынка