Механизм функционирования рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….....3

Глава 1. Классический рынок…………………………………….….....4

Сущность рынка………………………………………...….....4
Типы рынка.……………………………………………….…..6
Функции рынка………………………………………………..8
Структура рынка.……………………………………………..12
Глава 2 Механизм функционирования рынка. ………………………..16

2.1 Спрос…………………………………………………………..16

2.2 Предложение………………………………………………….19

2.3 Рыночное равновесие……………………...............................22

Заключение………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

  Выше  мы определили влияние ценового фактора. Однако на спрос оказывают влияние и иные факторы:

     => величина и динамика изменения  дохода потребителя;

     => изменение вкусов и предпочтений;

     => размер рынка;

     => ценовые и дефицитные ожидания;

     => наличие товаров - субститутов  и др. 

    

Рис. 2.1 Кривая спроса.

Спрос является функцией всех этих факторов: QD=F(f1,f2,...,fn).

 

Рис. 2.2 Движение кривой спроса.

Эти факторы  способствуют сдвигу кривой индивидуального  спроса вправо или влево. Так, изменение  денежных доходов потребителей предполагает сдвиг кривой в положение D’ (в случае их увеличения) и в положение D” (в случае их снижения).

Эластичность  спроса

Понятие эластичности связано со спросом  на товары в зависимости от их стоимости.

Эластичность  спроса определяется как отношение  между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.

где EDP  — эластичность спроса по цене; ΔQ — изменение объема спроса, %; ΔР— изменение цены, %.

  Существуют  различные варианты проявления эластичности (рис. 2.3).

                                                                                        
 
 

 

Ep=∞ Полностью                     -∞<Ep<-1                                    Ep=1                            

эластичный  спрос                   Эластичный спрос             Спрос равен единице                                                                                                          

                  

 
 
 
 

-1<Ep<0                                               Ep=0

Жесткий спрос                                  Неэластичный спрос             

 Рис. 2.3 Графики эластичности спроса   

     2.2 Предложение 

Предложение товара - это количество данного  товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке  по данной цене.

     Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако, все они стремятся максимизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.

Как и  для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене 20 $ производитель согласен продать лишь 1 единицу блага, при цене 30 $ — 4 единицы, а при цене 50 $ — 7 единиц блага А. Диаграмма может быть графически представлена кривой предложения, направленной вверх слева направо: это типичная кривая предложения (см. рис. 2.4). Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривой предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между ценой товара и количеством этого товара, которое отрасль готова продать на рынке в целом. В общем виде Qs=F(P), где Qs — величина предложения (supply), Р — цена. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (Р) по вертикальной, а зависимую переменную (Qs) — по горизонтальной оси. Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:

   => цены факторов производства;

   => технология;

   => количество производителей-продавцов;

   => ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

    => размер  налогов и т.д. 
     

Рис. 2.4 Кривая предложения. 

     Эластичность  предложения

     Степень реакции предложения на колебания  цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собой отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.

       где Esp — эластичность предложения по цене; ΔQ — изменение объема предложения, %; ΔР — изменение цены, %.

Поскольку изменение объема предлагаемого  товара и цен происходит в одном  направлении, эластичность предложения всегда позитивна.

    Es =∞    Полностью эластичное предложение                   

     

            

        1<Es<∞   Относительно эластичное предложение

                    

       Es=1 Эластичность равна единице

                        

       0<Es<1  Относительно неэластичное предложение 

               Es=0 Жесткое предложение                         

Рис. 2.5 Графики эластичности предложения 

     2.3 Рыночное равновесие 

Равновесная цена (Pg) — цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения, в результате действия конкурентных сил.

Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие.

  Равновесие  называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

  

Рис. 2.6. График рыночного  равновесия

Гипотеза  Вальраса-Хикса

     В тех случаях, когда преобладает  спрос, покупатели стремятся увеличить закупки, и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И обратно: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены и избыток предложения исчезает. Все зависит от соответствующего наклона кривых спроса и предложения.

 
 
 
 

Рис. 2.7  Перемещение кривой спроса.

Гипотеза Амфреда Маршалла

 

      В том случае, когда цена, по которой  покупатели готовы заплатить за данное количество товара, выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется, и наоборот. Равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между теми и другими ценами. 
 

Рис. 2.8 Графики паутинообразной модели

Рис. 2.8 Графики паутинообразной модели 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В самом общем виде рынок – это  система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств.

Рынок выполняет различные функции, которые  определяются стоящими перед ним  задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что  надо производить, то есть какие  товары и услуги должны быть предложены потребителям?

2. Как  производить, то есть какой  из способов изготовления следует  применить?

3. Для  кого следует эти товары и  услуги производить, то есть  кто 

может претендовать на их получение в свою собственность?

     Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций,

через которые он решает центральные проблемы экономики.

      Роль  рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и

какой структуре следует производить; уравновешивает спрос

и предложение, обеспечивает сбалансированность

экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных  предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

      В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько  успешно он может продать на рынке  товар, которым владеет. Тот, кто  предложил покупателям наилучший  товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

Рынок как социальная форма организации  экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой  - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот  почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.

     Таким образом, экономические реформы  в России должны быть «настроены» на человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. А.Попов  Экономическая теория -СПб: Питер 2001г.
  2. А.Зароя, Ю.Петруля. Основы экономической теории: учебное пособие – М.:Рыбари, 2000г.
  3. В.Козырев Основы современной экономики : учебник-М.: Финансы и статистика, 1999г.
  4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. – М. ИНФРА-М, 2002
  5. Козельская, И.Н. Инфраструктурное обеспечение функционирования рынка транзитной экономики / И.Н. Козельская. – Саратов,1997.
  6. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.
  7. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики : учебник для вузов / Р.М. Нуреев.- М. : Издат. группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
  8. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики : учебник для вузов / Р.М. Нуреев.- М. : Издат. группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
  9. Основы современной экономики: учебник для вузов. – 2-е издание перераб. И дополненное. М., 2000 г. - Козырев В.М.
  10. Сажина, М. А. Экономическая теория / М. А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.,1998
  11. Основы экономической теории : учебник / А.Чухно, П.Ещенко, Г.Климко и др. под редакцией /А.А.Чухно – К.: Высшая школа, 2001г.
  12. Теоретическая экономика. Политэкономия. / Под. ред. Г.П. Журавлёвой и Н.Н. Мильчаковой. – М., 1997 г.
  13. Шишкин А.Ф. Экономическая теория : учеб. пособие для вузов / А.Ф Шишкин. – В 2кн.- 2-е изд.- Кн.1. – М.1996.
  14. Экономическая теория : учебник / под общ. ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой; Финансовая акад. при Правительстве РФ.- М.: Экзамен, 2004.
  15. Экономическая теория : учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина,  А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой и др.- изд. испр. и доп. – М.: Инфра-М,2006.
  16. Экономика : учебник / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова.- 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Проспект, 2005.
  17. Экономическая теория : учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина,  Г.П. Журавлевой.- 4-е изд.-М. : Инфра-М,2005.
  18. Экономика: учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. М., -1996
  19. Экономическая теория: учебное пособие. Борисов Е.Ф. – М., 1999 г.
  20. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. – СПб.: Питер, 2003

Информация о работе Механизм функционирования рынка