Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения, в целом, с точки зрения современных понятий рыночной экономики, опираясь при этом на основные догматы экономической теории и опыт прошлого, учитывая мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих на сей день знаний в области рыночной экономики.
Введение……………………………………………………………….....3
Глава 1. Классический рынок…………………………………….….....4
Сущность рынка………………………………………...….....4
Типы рынка.……………………………………………….…..6
Функции рынка………………………………………………..8
Структура рынка.……………………………………………..12
Глава 2 Механизм функционирования рынка. ………………………..16
2.1 Спрос…………………………………………………………..16
2.2 Предложение………………………………………………….19
2.3 Рыночное равновесие……………………...............................22
Заключение………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………..27
Выше мы определили влияние ценового фактора. Однако на спрос оказывают влияние и иные факторы:
=> величина и динамика изменения дохода потребителя;
=>
изменение вкусов и
=> размер рынка;
=> ценовые и дефицитные ожидания;
=>
наличие товаров - субститутов
и др.
Рис. 2.1 Кривая спроса.
Спрос является функцией всех этих факторов: QD=F(f1,f2,...,fn).
Рис. 2.2 Движение кривой спроса.
Эти факторы способствуют сдвигу кривой индивидуального спроса вправо или влево. Так, изменение денежных доходов потребителей предполагает сдвиг кривой в положение D’ (в случае их увеличения) и в положение D” (в случае их снижения).
Эластичность спроса
Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их стоимости.
Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.
где EDP — эластичность спроса по цене; ΔQ — изменение объема спроса, %; ΔР— изменение цены, %.
Существуют различные варианты проявления эластичности (рис. 2.3).
Ep=∞
Полностью
-∞<Ep<-1
эластичный
спрос
Эластичный спрос
Спрос равен единице
-1<Ep<0
Жесткий
спрос
Рис.
2.3 Графики эластичности
спроса
2.2
Предложение
Предложение товара - это количество данного товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке по данной цене.
Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако, все они стремятся максимизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.
Как и для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене 20 $ производитель согласен продать лишь 1 единицу блага, при цене 30 $ — 4 единицы, а при цене 50 $ — 7 единиц блага А. Диаграмма может быть графически представлена кривой предложения, направленной вверх слева направо: это типичная кривая предложения (см. рис. 2.4). Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривой предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между ценой товара и количеством этого товара, которое отрасль готова продать на рынке в целом. В общем виде Qs=F(P), где Qs — величина предложения (supply), Р — цена. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (Р) по вертикальной, а зависимую переменную (Qs) — по горизонтальной оси. Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:
=> цены факторов производства;
=> технология;
=>
количество производителей-
=> ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
=> размер
налогов и т.д.
Рис.
2.4 Кривая предложения.
Эластичность предложения
Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собой отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.
где Esp — эластичность предложения по цене; ΔQ — изменение объема предложения, %; ΔР — изменение цены, %.
Поскольку изменение объема предлагаемого товара и цен происходит в одном направлении, эластичность предложения всегда позитивна.
Es =∞ Полностью эластичное предложение
1<Es<∞ Относительно эластичное предложение
Es=1 Эластичность равна единице
0<Es<1 Относительно неэластичное
предложение
Es=0 Жесткое предложение
Рис.
2.5 Графики эластичности
предложения
2.3
Рыночное равновесие
Равновесная цена (Pg) — цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения, в результате действия конкурентных сил.
Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие.
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.
Рис. 2.6. График рыночного равновесия
Гипотеза Вальраса-Хикса
В тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стремятся увеличить закупки, и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И обратно: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены и избыток предложения исчезает. Все зависит от соответствующего наклона кривых спроса и предложения.
В
том случае, когда цена, по которой
покупатели готовы заплатить за данное
количество товара, выше цены, приемлемой
для продавца, производство расширяется,
и наоборот. Равновесие будет устойчивым,
если увеличение объема выпускаемой продукции
сокращает разрыв между теми и другими
ценами.
Заключение
В
самом общем виде рынок – это
система экономических
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что
надо производить, то есть
2. Как
производить, то есть какой
из способов изготовления
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто
может претендовать на их получение в свою собственность?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций,
через которые он решает центральные проблемы экономики.
Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и
какой структуре следует производить; уравновешивает спрос
и предложение, обеспечивает сбалансированность
экономики;
дифференцирует товаропроизводителей
в соответствии с эффективностью
их работы и нацеленностью на покрытие
рыночного спроса; «убирает»
В
рыночной экономике благосостояние
каждого определяется тем, насколько
успешно он может продать на рынке
товар, которым владеет. Тот, кто
предложил покупателям
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.
Таким
образом, экономические реформы
в России должны быть «настроены» на
человека, на удовлетворение его потребностей,
развитие его личности.
Список
использованной литературы: