Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:03, курсовая работа
Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках, а изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений является цена.
Введение………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.Рыночные отношения и рынок. …..…………………………...5
1.1.Рынок и условия его возникновения.
1.2. Основные типы рыночных структур.
1.3. Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая.
1.4. Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения.
1.5. Взаимодействие спроса и предложения.
1.6. Механизм спроса и предложения.
1.7. Характерные черты.
1.8. Положительные и отрицательные стороны рынка.
1.9.Исторические условия возникновения рынка.
1.10. Эволюция взглядов на рынок.
РАЗДЕЛ 2.Функции, классификация и инфраструктура рынка. …………34
2.1. Функции.
2.2.Классификация рынков.
2.3.Инфраструктура рынка.
Заключение ……………………………………………………………………52
Список использованной литературы ……………………………………….55
Введение…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.Рыночные отношения и рынок. …..…………………………...5
1.1.Рынок и условия его возникновения.
1.2. Основные типы рыночных структур.
1.3. Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая.
1.4. Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения.
1.5. Взаимодействие спроса и предложения.
1.6. Механизм спроса и предложения.
1.7. Характерные черты.
1.8. Положительные и отрицательные стороны рынка.
1.9.Исторические условия возникновения рынка.
1.10. Эволюция взглядов на рынок.
РАЗДЕЛ 2.Функции, классификация и инфраструктура рынка. …………34
2.1. Функции.
2.2.Классификация рынков.
2.3.Инфраструктура рынка.
Заключение ……………………………………………………………………52
Список использованной литературы ……………………………………….55
Центральная проблема
экономической теории - это вопрос
равновесия между двумя
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках, а изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений является цена.
Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения - важнейших экономических рычагов рыночной экономики. По своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении.
С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.
У экономики есть очень действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров. Если вы, например, заметите, что на цены нефть упали, то объяснение этому кроется либо в падении спроса на нее, либо в росте ее предложения. Это же верно для каждого рынка, начиная от компьютеров, бриллиантов и кончая землей: изменения в предложении и спросе приводят к изменениям в выпуске и ценах.
Понятия предложения
и спроса показывает, как они
действуют на конкурентных
РАЗДЕЛ 1
Рыночные отношения и рынок.
1.1.Рынок и условия его возникновения.
В самом общем виде рынок можно определить как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать, что рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.
Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:
Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.
Бизнес- это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто наличное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Правительство представлено
главным образом различными
Один и тот же человек может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Соответственно современная рыночная экономика- это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, иностранной валюты и др.
Важнейшими условиями
возникновения рынка являются
общественное разделение труда
и специализация. Первая из этих
категорий означает, что в любом
более или менее
Условием возникновения
рынка является и так
Важным условием возникновением рынка является свободный обмен ресурсами. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядков, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. В данной курсовой работе мы рассмотрим два из них: конкуренция, спрос и предложения.
1.2. Основные типы рыночных структур.
Одним из инструментов
рыночного механизма
Различие в характере рыночной конкуренции связанные с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размером действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется:
Множеством покупателей и продавцов.
Высокой мобильностью факторов производства.
Отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него.
Однородностью продаваемой продукции.
Равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.
Совершенной конкуренции в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.
Если хотя бы один
из признаков совершенной
1. Чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают.
2. Олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм.
3. Монополистическая конкуренция,
которая характеризуется
Отсюда следует, что
независимо от типа рыночных
структур необходимым условиям
их нормального
1.3. Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая.
Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.
Спросом называется
количество товара или услуги,
которое будет куплено по
Покупатель предлагает
цену спроса - предельно максимальную
цену, за которую он согласен
купить товар. Выше эта цена
подняться не может, так как
у покупателя нет больше денег.
Следовательно, при неизменности
всех других факторов у
Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).
Можно предположить, что закон спроса не может претендовать на абсолютную точность в любой ситуации. Например, невозможно круглосуточно удовлетворять свою потребность в просмотре кинофильмов или бесконечно наращивать покупки стиральных машин даже при исключительно малой их цене; существенным является и то, является ли некоторое минимальное количество товара принципиально важным для физического выживания человека. Исходя из этих соображений об убывающем характере кривой спроса в общем случае можно вполне уверенно говорить лишь для «обычной» ситуации, и из этих соображений при «слишком» больших и «слишком» малых значениях Q поведение кривой спроса на вышеприведенном графике должно исследоваться особо.
На наличие у покупателей
желания и возможности
Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений (вызванное, например, проведением активной рекламной кампании для данного продукта, изменением моды на данный продукт или исследованием спроса на данный продукт в ином географическом регионе) будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса.
Информация о работе Функции, классификация и инфраструктура рынка