Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:03, курсовая работа
Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках, а изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений является цена.
Введение………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.Рыночные отношения и рынок. …..…………………………...5
1.1.Рынок и условия его возникновения.
1.2. Основные типы рыночных структур.
1.3. Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая.
1.4. Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения.
1.5. Взаимодействие спроса и предложения.
1.6. Механизм спроса и предложения.
1.7. Характерные черты.
1.8. Положительные и отрицательные стороны рынка.
1.9.Исторические условия возникновения рынка.
1.10. Эволюция взглядов на рынок.
РАЗДЕЛ 2.Функции, классификация и инфраструктура рынка. …………34
2.1. Функции.
2.2.Классификация рынков.
2.3.Инфраструктура рынка.
Заключение ……………………………………………………………………52
Список использованной литературы ……………………………………….55
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупность покупателей (Ф.Котлер) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл).
С появлением товара рабочая сила рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.
РАЗДЕЛ 2
Функции, классификация и инфраструктура рынка.
2.1. Функции.
Основные функции:
1. Регулирующая:
Рынок осуществляет регулирование общественного производства, т.е. решает вопросы «Что?», «Как?» и «Для кого?» производить.
2. Связующая:
Рынок устанавливает связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка одновременно является и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые для жизни и производства товары и продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, рабочую силу.
3. Ценообразующая:
Установление цены на рынке. Она
колеблется под влиянием
4. Дифференцирующая (сонирующая):
Рынок дифференцирует
5. Информационная:
Рынок собирает, перерабатывает и выдает информацию.
Теперь рассмотрим, как функционирует
рынок и чем он отличается
от других форм организации
экономической деятельности. Для
этого выберем простейшую
Рассмотрим теперь, каким образом
удовлетворяется спрос в
Перед экономикой любой страны стоит главная задача: учитывая ограниченный запас ресурсов, необходимо их разделить так, чтобы получить наилучший результат.
В этих целях надо: разработать
производственную программу, т.е. решить,
какие виды товаров нужно
В плановой экономике эти
Возникает вопрос: может ли такое
планирование учесть все
Во – первых, планировать все и вся принципиально невозможно хотя бы потому, что небольшая част людей, занятых планированием, не в состоянии охватить огромное многообразие запросов, требований, вкусов, интересов и других мотивов поведения людей.
Во – вторых, планирование потребности
людей в новых товарах, изменение
из спроса оказывается
Допустим, у населения возник
спрос на новые холодильники.
Для этого удовлетворения
В – третьих, административное
управление хозяйством
2.2.Классификация рынков.
Рынок имеет свою структуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок
отдельных элементов рынка.
Можно назвать следующие признаки структуры рынка:
. тесные связи между ее элементами;
. определенная устойчивость этих связей;
. целостность, совокупность данных элементов.
Не смотря
на отсутствие общепринятой
1. Организационный
признак (степень ограничения
. Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможности влиять на уровень цен.
. Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием
многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые
отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей
продукции (в определенной мере).
. Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих
продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные фирмы на этом рынке.
. Монополистический
рынок характеризуется
Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах
платежеспособного спроса.
2. Пространственный признак
. Местный рынок
. Региональный рынок
. Национальный рынок.
. Рынок покупателей;
. Рынок продавцов;
. Рынок государственных учреждений;
. Рынок
промежуточных продавцов –
3. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных
отношений)
. Рынок товаров и услуг
. Рынок труда
. Финансовый рынок
. Информационный рынок
. Рынок недвижимости
. Валютный рынок
Помимо этого рынок делится:
По характеру продаж:
. Оптовый
. Розничный
. Фьючерсный
По степени регулируемости:
. Регулируемый
. Не регулируемый
По уровню насыщения:
. Равновесный
. Избыточный
. Дефицитный
По соответствию законодательным нормам:
. Легальный
. «Черный»
По товарным группам:
. Рынок
товаров производственного
. Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
. Рынок сырья и материалов и т.д.
По степени зрелости:
. Неразвитый рынок;
. Развитый рынок;
. Формирующийся рынок.
По характеру ассортимента товаров:
. Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого
производителя;
. Насыщенный
рынок, на котором представлено
множество сходных товаров
. Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара,
связанных
между собой и направленных
на удовлетворение одной или
нескольких связанных между
. Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не
связанные между собой.
По отраслевому признаку:
. Рынок автомобилей;
. Рынок нефти;
. Рынок компьютерной техники и т.д.
Выделяют также следующие виды рынков:
. Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского
назначения,
услуг, жилья и зданий
. Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки
недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических
ресурсов, полезных ископаемых.
. Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки),
кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
. Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли- продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
. Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма
движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты.
Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на
отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.
Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов:
1. С учетом географических
факторов можно выделить
2. С учетом демографических факторов можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.
3. С учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка:
. приобретение товаров носит случайный характер;
. поиск выгод при покупке
. статус постоянного клиента;
. эмоциональное (положительное, негативное, безразличное)
отношение к товару.
4. Потребителей также можно разделить на группы:
. по социальному составу (с различной степенью достатка),
. стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),
. личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).
Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.
Информация о работе Функции, классификация и инфраструктура рынка