Функции, классификация и инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках, а изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений является цена.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.Рыночные отношения и рынок. …..…………………………...5
1.1.Рынок и условия его возникновения.
1.2. Основные типы рыночных структур.
1.3. Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая.
1.4. Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения.
1.5. Взаимодействие спроса и предложения.
1.6. Механизм спроса и предложения.
1.7. Характерные черты.
1.8. Положительные и отрицательные стороны рынка.
1.9.Исторические условия возникновения рынка.
1.10. Эволюция взглядов на рынок.
РАЗДЕЛ 2.Функции, классификация и инфраструктура рынка. …………34
2.1. Функции.
2.2.Классификация рынков.
2.3.Инфраструктура рынка.
Заключение ……………………………………………………………………52
Список использованной литературы ……………………………………….55

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.83 Кб (Скачать)

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупность покупателей (Ф.Котлер) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл).

С появлением товара рабочая сила рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

  РАЗДЕЛ 2

Функции, классификация и инфраструктура рынка.

2.1. Функции.

         Основные функции:

1. Регулирующая:

   Рынок осуществляет регулирование общественного производства, т.е. решает вопросы «Что?», «Как?» и «Для кого?» производить.

2. Связующая:

Рынок устанавливает связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка одновременно является и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые для жизни и производства товары и продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, рабочую силу.

3. Ценообразующая:

         Установление цены на рынке. Она  колеблется под влиянием спроса  и предложения. Если на рынке  количество какого – либо товара  превышает спрос на него, то  цена снижается, а следовательно, и  производство и предложение данного товара тоже уменьшится, и наоборот,  высокие цены будут стимулировать производство, рост которого будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, следовательно установится рыночная цена.

4. Дифференцирующая (сонирующая):

          Рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает  та фирма, у которой затраты  на производство ниже рыночной  цены, в этом случае фирма получит  прибыль. Если затраты выше рыночной  цены, то она понесет убыток. Дифференциация производителей означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

5. Информационная:

         Рынок собирает, перерабатывает  и выдает информацию.

         Теперь рассмотрим, как функционирует  рынок и чем он отличается  от других форм организации  экономической деятельности. Для  этого выберем простейшую модель  его структуры, в которой не  учитываются внешнеэкономическая  торговля и финансовая деятельность, а        анализируется  лишь взаимодействие между производством  и потребителем. Поскольку производство  существует для потребителей, то  именно  спрос определяет объем  производства и потребительские  качества товара. Нередко поэтому  говорят, что на рынке приоритет  принадлежит потребителю, хотя предложение  также влияет на спрос, но именно  последний служит исходной основой  и движущей силой для развития  производства.

          Рассмотрим теперь, каким образом  удовлетворяется спрос в рыночной  экономике, а для сравнения покажем, как это осуществляется в знакомой  нам плановой экономике.

         Перед экономикой любой страны  стоит главная задача: учитывая  ограниченный запас  ресурсов, необходимо  их разделить так, чтобы получить  наилучший результат.

         В  этих целях надо: разработать  производственную программу, т.е. решить, какие виды товаров нужно произвести; распределить ресурсы между производителями; после того, как товары будут  произведены, их следует распределить  наиболее целесообразным образом  между потребителями.

         В плановой экономике эти задачи  решаются с помощью директив, принятых «наверху». Для этого  составляется государственный план, где предусматривается, какие товары  и услуги следует произвести  в предстоящей пятилетке. Соответственно  плану распределяются ресурсы  между предприятиями, планируются  взаимные поставки комплектующих  изделий и материалов, необходимых  для выпуска запланированных  товаров. Директивами «сверху» предусматривается  также распределение товаров  между потребителями. На первый  взгляд такое централизованное  планирование и управление хозяйством  имеет безусловные преимущества  перед свободным рынком, где эти  задачи решаются с помощью  механизма цен. Бесспорно, что при  отсутствии какого – либо планирования в условиях рынка могут возникнуть диспропорции. Поэтому критики рыночной экономики нередко заявляют, что она приводит к хаосу и дезорганизации хозяйственной жизни. Именно для ликвидации подобного рода негативных последствий во всех теориях выдвигается централизованное управление и -планирование со стороны государства.

         Возникает вопрос: может ли такое  планирование учесть все запросы  и интересы потребителей?

         Во – первых, планировать все и вся принципиально невозможно хотя бы потому, что небольшая част людей, занятых планированием, не в состоянии охватить огромное многообразие запросов, требований, вкусов, интересов и других мотивов поведения людей.

         Во – вторых, планирование потребности  людей в новых товарах, изменение  из спроса оказывается чрезвычайно  сложным и дорогостоящим делом. Поясним это на конкретном  примере.

         Допустим, у населения возник  спрос на новые холодильники. Для этого удовлетворения плановые  органы должны выделить необходимые  ресурсы, распределить их между  предприятиями, что потребует сокращения  выпуска других товаров, а тем самым изменение межотраслевого баланса. Это означает, что где – то придется уменьшить количество металлического листа или увеличить его производство, что в свою очередь потребует увеличение добычи железной руды, угля для производства металла и т.д. Чтобы учесть все количественные связи между разными ресурсами для производства товара, необходимо составить большое количество уравнений. Поскольку промышленность производит значительное количество товаров, то составление межотраслевого баланса потребует решения огромного числа уравнений, не говоря уже о трудности получения необходимой для их решения информации. С такими задачами не может справиться никакой современный компьютер.

         В – третьих, административное  управление хозяйством опирается  на централизованные поставки, поэтому  любая неувязка со снабжением  отразится на всей цепочке  хозяйственных связей. Отсюда возникает  неуверенность в будущем, и, как  следствие, появляются сверхнормативные  запасы сырья и материалов, которые  могут потребоваться в другом  месте. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Классификация рынков.

 

      Рынок имеет  свою структуру.

      Структура  рынка  –  это  внутреннее  строение,  расположение,  порядок

отдельных элементов рынка.

      Можно назвать  следующие признаки структуры  рынка:

      . тесные  связи между ее элементами;

      . определенная  устойчивость этих связей;

      . целостность, совокупность данных элементов.

      Не смотря  на отсутствие общепринятой классификации  рынков,  их  можно разделить на группы по определенным признакам:

   1. Организационный  признак (степень ограничения конкуренции)

      . Рынок  совершенной (свободной) конкуренции  характеризуется  наличием многих продавцов, однородностью продукции.  Продавец  продукции  не имеет возможности влиять на уровень цен.

      .  Рынок  монополистической  конкуренции   характеризуется   наличием

        многих  продавцов.  Товар  имеет  определенные  свойства,   которые

        отличают  его от других. Продавец  способен  влиять  на  цену  своей

        продукции (в определенной мере).

      .  Олигополистический   рынок   характеризуется   наличием   немногих

        продавцов.  Они  предлагают   однородную   или   дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу  лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену,  как  и  наиболее  крупные фирмы на этом рынке.

      . Монополистический  рынок характеризуется наличием  одного  продавца.

        Он  устанавливает  максимально  высокую   цену,   но   в   пределах

        платежеспособного  спроса.

   2. Пространственный  признак

      . Местный  рынок

      . Региональный  рынок

      . Национальный  рынок.

      . Рынок  покупателей;

      . Рынок  продавцов;

      . Рынок  государственных учреждений;

      . Рынок  промежуточных продавцов – посредников  и др.

   3. Функциональный признак (экономическому  назначению  объектов  рыночных

      отношений)

      . Рынок  товаров и  услуг

      . Рынок  труда

      . Финансовый  рынок

      . Информационный  рынок

      . Рынок  недвижимости

      . Валютный  рынок

 

      Помимо  этого рынок делится:

По характеру продаж:

    . Оптовый

    . Розничный

    . Фьючерсный

 

По степени регулируемости:

    . Регулируемый

    . Не регулируемый

 

По уровню насыщения:

    . Равновесный

    . Избыточный

    . Дефицитный

 

По соответствию законодательным нормам:

    . Легальный

    . «Черный»

 

По товарным группам:

      . Рынок  товаров производственного назначения;

      . Рынок  потребительских товаров (например, продовольствия);

      . Рынок  сырья и материалов и т.д.

 

По степени зрелости:

      . Неразвитый  рынок;

      . Развитый  рынок;

      . Формирующийся  рынок.

 

По характеру ассортимента товаров:

      . Замкнутый  рынок, на  котором  представлены  товары  только  первого

        производителя;

      . Насыщенный  рынок, на котором представлено  множество сходных товаров многих  производителей;

      . Рынок  широкого ассортимента, на  котором  есть  ряд  видов  товара,

        связанных  между собой и направленных  на  удовлетворение  одной  или  нескольких связанных между собой  потребностей;

      . Смешанный  рынок,  на  котором  имеются  разнообразные  товары,  не

        связанные между собой.

 

По отраслевому признаку:

      . Рынок  автомобилей;

      . Рынок  нефти;

      . Рынок  компьютерной техники и т.д.

 

Выделяют также следующие виды рынков:

      .  Рынки  товаров  и  услуг,  куда  включают  рынки  потребительского

        назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного  назначения.

      .  Рынки  факторов  производства,  в  состав  которых  входят   рынки

        недвижимости, орудий  труда,  сырья  и  материалов,  энергетических

        ресурсов, полезных ископаемых.

      . Финансовые  рынки,  т.е.  рынки  капиталов  (инвестиционные  рынки),

        кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

      . Рынки  интеллектуального продукта, где  в  качестве  объектов  купли- продажи  выступают инновации,  изобретения,  информационные         услуги, произведения литературы и искусства.

      .  Рынки  рабочей  силы,  представляющие  собой  экономическая  форма

        движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей  силы).

 

      В реальной  практике основные виды  рынков  подразделяют  на  различные субрынки, или рыночные сегменты.

      Сегментация  рынка – это  разделение  потребителей  данного  товара  на

отдельные  группы,   предъявляющие   к   товару   неодинаковые   требования.

Сегментация рынка может  быть  проведена  разными  путями  с  использованием различных факторов:

   1. С учетом географических  факторов можно выделить группы  потребителей по регионам,    административному    делению,    плотности     населения, климатическим  условиям.

   2. С учетом демографических  факторов можно сгруппировать  потребителей  по возрасту,  полу,  размеру  семьи,  уровню  доходов,  профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному  составу.

   3.  С  учетом  поведения  различных  групп  потребителей  можно  выделить   следующие сегменты рынка:

         . приобретение товаров носит  случайный характер;

         . поиск выгод при покупке товаров;

         . статус постоянного клиента;

         .   эмоциональное   (положительное,   негативное,    безразличное)

           отношение к товару.

   4. Потребителей также  можно разделить на группы:

          . по социальному составу (с различной  степенью достатка),

          . стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),

          .  личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).

 

      Типы и  виды рынков не изолированы, а  неразрывно связаны  и  существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся  в  определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений,  пропорций  исключительно велика.

Информация о работе Функции, классификация и инфраструктура рынка