Функции, классификация и инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках, а изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений является цена.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.Рыночные отношения и рынок. …..…………………………...5
1.1.Рынок и условия его возникновения.
1.2. Основные типы рыночных структур.
1.3. Спрос как экономическая категория, его факторы и кривая.
1.4. Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения.
1.5. Взаимодействие спроса и предложения.
1.6. Механизм спроса и предложения.
1.7. Характерные черты.
1.8. Положительные и отрицательные стороны рынка.
1.9.Исторические условия возникновения рынка.
1.10. Эволюция взглядов на рынок.
РАЗДЕЛ 2.Функции, классификация и инфраструктура рынка. …………34
2.1. Функции.
2.2.Классификация рынков.
2.3.Инфраструктура рынка.
Заключение ……………………………………………………………………52
Список использованной литературы ……………………………………….55

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.83 Кб (Скачать)

  Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой равновесной цены, при которой спрос и предложение равны.

  Ясно, что выбираемый покупателями и поставщиками новый уровень цены при дефиците или профиците товара на рынке не обязательно находится между значениями P1 и P0 для дефицита и между значениями P0 и P2 для профицита: новый уровень цены может «перелететь» через равновесную цену, и в зависимости от ситуации вполне возможны как затухающие, так и постоянные или даже нарастающие колебания цен на данный товар, однако всегда вокруг равновесной цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Механизм спроса и предложения.

Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение на конкурентном рынке придут в равновесие и установится рыночная цена товара и его общий объем производства.

 Равновесие возникает при таких ценах и при таких количествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, т.е. когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена - цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.

 Это выражается в  следующем:

- увеличение спроса вызывает  рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

- уменьшение спроса приводит  к падению равновесной цены  и равновесного количества товара;

- рост предложения товара  вызывает уменьшение равновесной  цены и увеличение равновесного  количества товара;

- сокращение предложения  ведет к увеличению равновесной  цены и уменьшению равновесного  количества товара.

  Таким образом, на рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийные механизм поиска равновесных цен, т.е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.

 В целом концепция  спроса и предложения распространяется  и на рынок ресурсов. Однако  рынок ресурсов имеет свои  особенности. В силу ограниченности  ресурсов на рынке существует  устойчивый спрос на факторы  производства. Спрос на ресурсы  является производственным спросом  от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью  данных ресурсов. Следовательно, ресурсы  удовлетворяют потребности потребителя  не прямо, а косвенно, через производство  товаров и услуг. Производственный  характер спроса на ресурсы  означает, что устойчивость спроса  на любой ресурс будет зависеть  от его производительности и  от цены товара, созданного с  помощью этого ресурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7. Характерные черты.

 

         Существуют по меньшей мере пять признаков рынка, отличающих его от других организации экономической деятельности.

         Подлинный рынок предполагает  свободный доступ в него и  свободный выход из него, поэтому  число участников рынка ничем  не ограничивается.

          Более того, чем больше таких  участников, тем заметнее проявляются  рыночные законы.

         Вступление в рынок и участие  в нем можно осуществить разными  способами: открыть свое дело (мастерскую, магазин, ателье и т.п.), обходясь  собственными силами и силами  своей семьи и родственников; нанять рабочих и создать предприятие  или фирму. Именно таким путем  происходило формирование классического  капитализма с присущей ему  эксплуатацией, основанной на извлечении  прибавочной стоимости, как это  детально было прослежено  К. Марксом  в «Капитале». Участвовать в рыночной  деятельности можно и путем  покупки акций, ценных бумаг, вкладывая  деньги в банки, страховые компании  и другие финансовые учреждения.

         Поскольку на рынке участвует  значительное число производителей  товаров, постольку цена, назначаемая  каждым из них, оказывает незначительное  влияние на общую рыночную  цену. 

         Любой товаропроизводитель не  может выбросить на рынок столько  товаров, чтобы диктовать свою  цену потребителю. Именно массовый  характер рынка, взаимодействие  разных продавцов с приблизительно  равными возможностями приводит  к выравниванию общей рыночной  цены, содействуя ее устойчивости.

 

         На рынке предполагается полная  свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов.

         Почему важно это условие? Да  потому, что каждый стремится  к выигрышу, увеличению своего  дохода, а для этого надо переместить  ресурсы туда, где они дадут  наибольшую отдачу, где используются  новые мощности, осваиваются более  передовые  технологии, лучше оплата  труда, условия работы и т.п.

         Рынок должен обеспечить в  принципе равные шансы для  всех его участников, поэтому  признается право каждого на  полную информирован-ность о предложении и спросе, о ценах, спецификации товаров и др.

         Это позволяет каждому участнику  сделать наилучший выбор среди  имеющихся возможностей, хотя фактически  о полной информированности приходится  говорить далеко не всегда, а  выбор наилучшей возможности  сталкивается с еще большими  трудностями.

         На свободном рынке исключаются  какие либо привилегии для каких –  либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров.

         Все товары считаются абсолютно  однородными, если они соответствуют  стандарту. Конечно, это условие  не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно  разбираются в достоинствах товаров  тех или иных компаний, в частности  производимых фирмами с устоявшейся  хорошей репутацией, и даже реклама  здесь не так важна.

         Важно всегда помнить, что рынок, который был охарактеризован  пятью основными признаками, является  идеализированным, основанным на  свободной конкуренции и потенциально  одинаковых шансах для всех  продавцов и покупателей, и отличается – порой значительно -  от рынка реального.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.8. Положительные и отрицательные стороны рынка.

 

 Достоинства:

 

¨ Рынок обогащает часть населения, особенно тех, кто занимается предпринимательством;

¨ Рынок отвечает нуждам общества;

¨ Независимость производителей и потребителей, принятие решений, заключение сделок;

¨ Рынок – гибкая система, высокая приспосабливаемость к изменяющимся условиям;

¨ Рынок оперативно использует новые технологии с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

¨ Рынок – саморегулирующаяся система.

Недостатки:

¨ Как саморегулирующаяся система не является идеальной системой, она не достаточно стабильна (подвержена кризису и инфляции);

¨ Рынок не гарантирует право на труд , рынок воспитывает неравенство. Рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного потребления, таких как спорт, экология, медицина;

¨ Рынок не только обогащает, но и разоряет часть предпринимателей;

¨ Рынок ориентирован не на производство социально – необходимых благ, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;

¨ Рынок не способен решать социальные проблемы, т.е. содержать пенсионеров, инвалидов, детей – сирот и т.д.;

¨ Рынку чужды идеалы добра, нравственности, гуманизма, рынок очень жестокий – выживает сильнейший.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.9.Исторические условия возникновения рынка.

 

  Существуют три основных условия, сделавшие рынок объективно необходимым.

Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика)

   Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

  Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Второе условие – экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться» (Хайкман Д. Соовременная микроэкономика: анализ и применение. Т 1. М.,1992).

Третье условие – разрешение проблемы трансакционных издержек[1] – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.10. Эволюция взглядов на рынок.

 

 Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать  его однозначно. По мере развития  общественного производства и  обращения это понятие неоднократно  менялось.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист – математик О.Курно считает, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно – денежных отношений возникает возможность разрыва купли – продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций.

В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно – денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Так, в учебнике «Политическая экономия» (М., Политиздат, 1988) указывается, что рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. В толковых словарях Даля и Ожегова приводятся значения рынка как места розничной торговли и как сферы товарного обмена. Важно подчеркнуть, что рынок – это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.

Информация о работе Функции, классификация и инфраструктура рынка