Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:24, дипломная работа
Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.
Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый бизнес. Именно малое предпринимательство призвано ускорить дальнейшее развитие экономических реформ России.
АННОТАЦИЯ...................................................................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1. Малые предприятия в структуре экономики............................................. 7
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем........................................................................................................... 15
1.3. Особенности становления малого бизнеса.............................................. 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАЛОГО БИЗНЕСА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1. Отраслевая структура предприятий малого бизнеса............................... 28
2.2 Региональная структура предприятий малого бизнеса............................. 33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА 38
3.1. Стратегии развития малого бизнеса......................................................... 38
3.2.Обеспечение развития малого бизнеса..................................................... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................
· создание сети информационно-консалтинговых агентств поддержки малого предпринимательства;
· создание системы страхования и гарантии в сфере малого бизнеса;
· создание сети оптовых рынков и транспортно-экспедиционных фирм.
На основе Федеральной
программы по поддержке малого предпринимательства
Департаментом поддержки малого
предпринимательства
Начата работа по формированию нормативно-правовой базы развития предпринимательства. В 1996 году был принят закон “О введении на территории Нижегородской области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Разработан и принят закон области “О государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской области”.
В целях информационного
обеспечения
·совместно с Нижегородским техническим университетом и Фондом поддержки предпринимательства создан WEB - сервер, содержащий информацию о всех аспектах предпринимательской деятельности;
·организован сбор и анализ информации об уровне развития предпринимательства в городах и районах области;
·организован цикл семинаров, совещаний, встреч с предпринимателями и представителями администрации районов и городов области;
·налажен выпуск журнала “Нижегородский предприниматель”, создаются специализированные приложения и рубрики в других СМИ.
Важное направление государственной поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области - организация лизинга. Лизинг - это одна из наиболее перспективных и стремительно развивающихся форм инвестиционной деятельности.
В настоящее время лизинг стал основным видом деятельности государственного Фонда поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.
В Положении об организации
лизинга, утвержденным Губернатором области,
определяются основные аспекты данной
формы поддержки
В 1998-1999 годах Фондом было проведено 21 открытых конкурсов -аукционов и 3 закрытых тендера на право получения в лизинг автомобилей, на которых было передано малым предприятиям города и области 341 автомобилей на сумму около 18 млрд. рублей.
Условием победы в конкурсе является внесение в качестве первого платежа не менее 20% стоимости лизингового имущества, а также обеспечение гарантий последующих лизинговых платежей.
Интерес к организации лизинга в настоящее время проявляют и другие регионы России. Было проведено 2 межрегиональных конкурса - аукциона по передаче в лизинг предпринимательским структурам городов Саранска и Чебоксары автомобилей “ГАЗель”.
На осуществление программы лизинга оборудования в регионе Фондом используется льготный кредит, предоставленный Сбербанком РФ. Выделение средств осуществляется на конкурсной основе. Кредитную комиссию возглавляет Губернатор области. Предпочтение отдаётся уже действующим производственным предприятиям малого бизнеса приоритетных направлений деятельности. По итогам 1997 года было проведено 4 заседания кредитной комиссии, на которых было рассмотрено 61 бизнес - проекта малых предприятий Нижегородской области. Комиссией одобрено 21 бизнес - проекта на сумму около 15 млрд. рублей. В результате реализации бизнес - проектов планируется создание 147 новых рабочих мест.
По состоянию на 01.01.99 г. из одобренных бизнес - проектов уже работают:
1. Линия по производству пельменей (ЧП “Богдан”).
2. Оборудование по изготовлению искусственного льда “Теплообменник”.
3. Оборудование для прачечной и химчистки (ТОО “Еврохимбыт”).
4. Кафе быстрого питания “Аквариум” (ТОО “Триумф”).
5. Оборудование по производству мороженного (ЧП Власов).
В мае 1997 года была учреждена ОАО “Нижегородская лизинговая компания” . Сделано это было по следующим причинам:
·удовлетворить требования Министерства экономики РФ к организационно-правовой форме лизинговых компаний;
·привлечение дополнительных средств в регион.
Учредителями компании
выступили Фонд поддержки малого
предпринимательства
Имеющийся опыт позволяет Фонду поддержки малого предпринимательства развивать лизинг в качестве основной формы инвестиционной поддержки предпринимательства на дальнейшую перспективу.
В Нижегородской области также осуществляется и финансовая поддержка малого предпринимательства. Одним из вариантом решения проблемы расширения доступа малых предприятий к финансовым ресурсам является предоставление гарантий под обеспечение кредитов. Для этого Фондом разработано Положение о Гарантийном Фонде Нижегородской области под обеспечение кредитов для субъектов малого предпринимательства, которое находится на рассмотрении в Государственном Комитете по поддержке и развитию малого предпринимательства. Разрабатываются мероприятия по привлечению средств российских и иностранных инвесторов, готовых предоставить финансовую помощь для реализации приоритетных направлений деятельности в области развития малого предпринимательства.
Для дальнейшего развития предпринимательской активности в Нижегородском регионе, необходимо, на мой взгляд, решение следующих вопросов:
·пересмотреть действующую систему налогообложения, разработать налоговую политику, привлекательную для “легальной” работы малого бизнеса;
·оказать реальную помощь в обеспечении малого бизнеса информацией о состоянии рынка, средств производства;
·организовать систему обучения руководителей малых предприятий;
·предоставить кредиты на льготных условиях тем малым предприятиям, которые создают новые рабочие места, сдерживая тем самым рост безработицы.
Существуют недостатки в самой системе поддержки и развития предпринимательства:
·ГКРП России не удалось обеспечить в интересах развития малого предпринимательства координацию основных программ в сфере занятости населения, поддержки молодежи, программ социально-экономического развития регионов и основных отраслей экономики.
В связи с этим необходимо
усилить координирующую роль Федеральной
программы государственной
В целях устранения этих недостатков необходимо в рамках Федеральной программы провести усовершенствование системы статистического учета и отчетности, реализовать мероприятия по совершенствованию показателей учета и деятельности малых предприятий.
·Забюрократизированный механизм рассмотрения и принятия решений о финансировании мероприятий Федеральной программы. Документы в федеральном Фонде рассматриваются до 6-9 месяцев.
Необходимо в нормативных документах деятельности Федерального фонда установить жесткие сроки рассмотрения документов и принятия решений.
·Неэффективное использование государственных средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства. Значительные средства Фонда (более 60 млрд. рублей ) вложены Дирекцией Фонда в ценные бумаги и ГКО и не обеспечивают финансирование Федеральной программы.
Необходимо в кратчайший срок обеспечить реализацию ценных бумаг и ГКО, направив полученные средства на реализацию мероприятий Федеральной программы.
С учетом серьезных недоработок
при выполнении Федеральной программы
1996-1997 годов подготовлен и внесен
в правительство России проект Федеральной
целевой программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать позитивным изменениям в сфере малого предпринимательства и экономики в целом, что на начало 2000 года позволит:
·снизить социальную напряженность путем увеличения занятых в малых и средних предприятиях до 7-9 млн. Человек, создание новых рабочих мест прежде всего в производственной и инновационной сферах;
·расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых предприятий в бюджеты всех уровней до 90-95%;
·снизить уровень теневого оборота в сфере малого предпринимательства и, тем самым дополнительно легализовать производство и реализацию продукции и услуг на сумму 100-120 трлн. рублей;
·создать условия, необходимые для перехода малого предпринимательства на качественный новый уровень, развития внутреннего потенциала, выходу на внешний рынок и продвижения товаров.
·Естественно, развитие малого предпринимательство будет протекать не только путем реализации Федеральной программы, но и с помощью выполнения региональных программ.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Выводы
А) Для современной экономики
характерно сочетание
Б) Малый бизнес
имеет определенные преимуществ
В) Большое значение
имеет экономическая роль
Г) Структура малого
бизнеса в области совпадает
с российской, где преобладающим
видом деятельности малых
Д) Очевидно, что
малое предпринимательство в
Нижегородской области
Е) Государственная
поддержка малого
РЕКОМЕНДАЦИИ.
А) Одним из путей
совершенствования малого
· стратегия копирования
· стратегия оптимального размера
· стратегия участия в продукте крупной фирмы
· стратегия участия в сбыте крупной фирмы.
Наиболее перспективной формой сотрудничества малого и крупного бизнеса является франчайзинг. Малое предприятие может использовать такие виды франчайзинга, как: торговый франчайзинг, производственный, деловой.
Б) В качестве решения проблемы высоких процентов за коммерческие кредиты можно использовать схему взаимодействия Фонда поддержки малого предпринимательства с коммерческими структурами.
В) В качестве
варианта решения проблемы
Г) Проблему недостатка
информации можно решить