Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:24, дипломная работа
Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.
Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый бизнес. Именно малое предпринимательство призвано ускорить дальнейшее развитие экономических реформ России.
АННОТАЦИЯ...................................................................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1. Малые предприятия в структуре экономики............................................. 7
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем........................................................................................................... 15
1.3. Особенности становления малого бизнеса.............................................. 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАЛОГО БИЗНЕСА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1. Отраслевая структура предприятий малого бизнеса............................... 28
2.2 Региональная структура предприятий малого бизнеса............................. 33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА 38
3.1. Стратегии развития малого бизнеса......................................................... 38
3.2.Обеспечение развития малого бизнеса..................................................... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................
Стратегия участия в продукте крупной фирмы. В рамках крупного производства наибольшие издержки приходятся на участки мелкого и малотехнологичного производств. Крупной фирме часто выгоднее отказаться от этих видов работ, закупая отдельные детали, узлы, комплектующие у малых предприятий. В свою очередь, малая фирма получает возможность гарантированного субподрядного заказа и связанные с этим преимущества. Чтобы избежать опасной зависимости от крупной фирмы, малые предприятия часто используют тактику “ограничения доли оборота на одного крупного клиента”, согласно которой они стремятся к тому, чтобы доля поставок каждому их крупному клиенту в общем объеме продаж не превышала, например, 20%. Активно сотрудничая с крупными фирмами, малые предприятия приспосабливаются к их организационным и технологическим требованиям, дисциплине поставок и уровню качества, колебаниям рыночной конъюнктуры и инновационным процессам. Таким образом, в конкурентной борьбе за заказы крупных фирм они образуют весьма динамичную среду субподрядного рынка, стимулируя тем самым крупные фирмы к дальнейшему снижению собственных внутренних издержек.
Стратегия участия в системе сбыта (использования преимуществ) крупной фирмы. Используя эту стратегию, малые фирмы выступают в качестве представителей крупной, участвуя при этом в её сбытовой сети (заказы, продвижение и реализация товаров, сервисное и послепродажное обслуживание).В сферах торговли и услуг издержки производителя значительно ниже, чем в промышленности, поэтому организация бизнеса в этих сферах требует относительно небольших средств. Конкурентоспособность малых предприятий проявляется в первую очередь в работе на мелкомасштабных рынках, то есть в непосредственном контакте с потребителем.
Многообразие рыночных ситуаций предполагает разнообразие используемых предприятиями стратегий. В конкурентной борьбе с крупными фирмами малый бизнес использует прежде всего свои главные преимущества - гибкость, мобильность, территориальную маневренность. Можно выделить 4 основных стратегии малых предприятий, цель которых состоит в том, чтобы свести к минимуму остроту конкуренции и наилучшим образом использовать свое преимущество. Первые две стратегии относятся к самостоятельному развитию фирмы. Следующие две связаны с возможностями встраивания малой фирмы в деятельность крупной.
Удачной формой сотрудничества крупных и малых фирм в торговле и сфере услуг является “франчайзинг”.В соответствии с франчайзным соглашением франчайзер - крупная родительская компания - обязуется снабжать малую фирму, действующую в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанной технологией бизнеса и предоставить ей торговую марку, финансовую помощь. При этом малая фирма (франчайзи) обязуется предоставить франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий и выплатить крупный первоначальный взнос, а затем отчислять определенные проценты от объема продаж. Малой фирме запрещается продавать товары конкурирующих фирм, устанавливаются достаточно жесткие правила поведения на рынке.
С целью определения прав и обязанностей франчайзера и франчайзи обычно заключаются франчайзные контракты. В типовом договоре франчайзер соглашается на:
- предоставление
- поставку франчайзи продукции по льготным ценам;
- благоприятное деловое
отношение компании
- предоставление товарных
знаков, символики и других материалов,
которые идентифицировали бы
франчайзи как филиал
- содействие в менеджменте и маркетинге франчайзи.
В свою очередь, фирма франчайзи соглашается:
- инвестировать конкретную сумму в бизнес франчайзера;
- приобретать для себя всю или оговоренную часть продукции и услуг франчайзера;
- платить франчайзеру оговоренный процент от общего объема продаж за предоставленные услуги и продукцию;
- оформить свою коммерческую точку знаками, рекламными и другими материалами в точном соответствии с предписанными франчайзером инструкциями;
- осуществлять бизнес в соответствии с рекомендациями франчайзера.
Чаще всего к системе
франчайзинга прибегают в сферах
общественного питания, розничной
торговли, дилерской продажи автомобилей
и сложной бытовой техники. Удачное
сочетание интересов и
Необходимо отметить, что существует три основных вида франчайзинга.
Товарный - это способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании право на продажу товаров с его торговой маркой. Товарный франчайзинг представляет собой распределительную систему для сбыта товаров, изготовленных франчайзером. Основные различия между товарным франчайзингом и взаимоотношений с обычным посредником - поставщика являются: большая привязанность к торговому знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером, исключительный сбыт франчайзи и обслуживание им товарной линии франчайзера. Для этой формы характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного товара.
Привлекая ограниченное число розничных франчайзи и запрещая им внутреннюю конкуренцию (например, предоставление каждому розничному торговцу строго оговоренного района, франчайзер - изготовитель обеспечивает каждому франчайзи достаточным рынком для продажи товаров, тем самым облегчая ему вхождение в рынок. Проникновение на рынок является основным стимулом для франчайзи. Торговля автомобилями является, пожалуй, наиболее известным примером торгового франчайзинга.
Деловой - этот вид представляет собой выдачу лицензии на торговый знак и способ ведения розничной торговли товарами и /или услугами. Франчайзер обычно не изготавливает продукцию, но может являться поставщиком сырья (специй, компонентов, услуг по торговому знаку, упаковочного материала) и готовой продукции, используемой франчайзи в своей работе. Франчайзи обычно занимаются предоставлением услуг, но могут также производить продукцию и в связи с этим создавать её (рестораны быстрого обслуживания, службы замены автомобильных деталей). Франчайзи этого типа имеют общие черты с товарными франчайзи: обычно от него требуют принятия торгового знака франчайзера в качестве исключительного знака, предоставление франчайзером дополнительных услуг (обучение, руководство, реклама). В некоторых системах франчайзинга разграничения между торговым и деловым франчайзингом размыто.
Производственный - малое предприятие включается в полный цикл хозяйственной деятельности ведущей компании, выполняя технологический процесс, обучение персонала и так далее. Франчайзер выдает лицензию на производство продукции под его торговой маркой. Наиболее известным примером производственного франчайзинга является производство безалкогольных напитков. Франчайзер предоставляет “секретный” сироп и выдает лицензию на его использование для производства напитков, продаваемых под торговой маркой франчайзера.
Экономическая и финансовая характеристика франчайзинга очень разнообразна и зависит от его типа, от типа товаров или услуг и других факторов.
При товарном франчайзинге основные экономические и финансовые характеристики связаны с продажей товаров франчайзера, с платежами, взыскиваемыми с франчайзи, с условиями платежа. Если продаваемый товар дорогостоящий (например, автомобиль), то франчайзер может предоставить потребителю финансовую услугу (продажа в рассрочку). Если товар требует дальнейшего обслуживания и замену запчастей, то франчайзер является поставщиком запчастей. Франчайзер обычно взимает начальный гонорар за предоставление франчайзинга. Это может быть одноразовая плата или плата по частям: за франчайзинг, за обучение и за другие услуги).
При деловом франчайзинге
франчайзи также постоянно
Таким образом, для многих малых предприятий франчайзинг является единственным реальным способом стать владельцем бизнеса, так как они не имеют опыта и не располагают достаточными финансовыми средствами. Франчайзинг дает франчайзи разнообразные выгоды, но также и налагает определенные обязательства (о которых говорилось выше). Основным экономическим вопросом для франчайзи является соотношение выгод от франчайзинга с необходимыми затратами. Если франчайзер признанный торговый знак, свою репутацию, среди потребителей, ценный опыт, эффективное обучение, обеспечивает создание торговых предприятий и помощь на начальном этапе, финансирование, материально-техническое снабжение, рекламные программы, научные исследования и разработки, постоянное руководство, то стоимость выгод превышает затраты. Если услуги франчайзера, главным образом, касаются только открытия бизнеса франчайзи, то затраты последнего, в конечном счете, могут превысить общую стоимость выгод и прибыли. Это следует учитывать малому предприятию, которое собирается использовать стратегию использования преимуществ крупной фирмы.
Надо сказать, что хорошее знание и понимание основных интересов франчайзера и франчайзи может способствовать эффективной защите как интересов каждого из них, так и их совместных интересов. “Франчайзинговые взаимоотношения могут перерасти в эффективное партнерство, когда обе стороны является относительно равными партнерами, а не властвующим франчайзером и зависящим от него франчайзи”.
Итак, рассмотренные стратегии могут использоваться малыми предприятиями. Но используют ли их малые предприятия? Для ответа на этот вопрос была проанализирована деятельность малых предприятий Нижегородской области и на основе этого анализа выделено 10 малых предприятий, реализующих вышеуказанные стратегии. Обратимся к таблице 10 в приложении 12.
Малые предприятия, реализующие стратегию копирования:
1) ПКЦ “Гамми” производит майонез “Провансаль”, который является “копией” майонеза такого же названия, выпускаемого Нижегородским масложиркомбинатом.
2) Частный предприниматель
“Богдан” приобрел на условиях
лизинга в Нижегородской
3) ТОО “Адонис” выпускает зерновой хлеб - “копия” хлебного изделия, выпускаемого ОАО “Хлеб”.Оборудование для выпечки хлеба приобретено на условиях лизинга в Нижегородской лизинговой компании.
Малые предприятия, реализующие стратегию оптимального размера:
1) ТОО “Триумф” также приобрело на условиях лизинга модульный павильон кафе быстрого питания. Кафе “Аквариум” привлекает посетителей оригинальным интерьером (“под аквариум”) и разнообразным меню.
2) ТОО “Еврохимбыт”
работает в сфере бытового
обслуживания. Это предприятие приобрело
в Нижегородской лизинговой
3) ТОО “Народные промыслы”
производит мелкосерийные,
Малые предприятия, реализующие стратегию участия в продукте крупной фирмы (ОАО “ГАЗ”):
1)ЗАО “Экорти” производит
различные детали к
2)ТОО “Буран” производит
краны управления к
Малые предприятия, реализующие стратегию участия в сбыте крупной фирмы:
1) “Кока-кола Инчкейп Боттлерс” использует второй вид франчайзинга - производственный, то есть выполняет полный цикл хозяйственной деятельности по производству безалкогольных напитков. Франчайзером является всемирно известная компания “Coca-Cola”.
2) “Баскин-Роббинс” использует
франчайзинг, имеющий черты
Таким образом, одним
из путей совершенствования
Говоря о развитии и совершенствовании малого бизнеса, необходимо отметить, что его развитие осложнено наличием многих проблем.
В первую очередь, это связано с барьерами на пути выхода новых малых предприятий на рынок. Эти барьеры могут носить как объективный структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции), так и определяться поведением отдельных хозяйствующих субъектов, уже действующих на рынке, а также мерами государственного экономического регулирования.