Малый бизнес в Нижегородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:24, дипломная работа

Краткое описание

Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.
Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый бизнес. Именно малое предпринимательство призвано ускорить дальнейшее развитие экономических реформ России.

Оглавление

АННОТАЦИЯ...................................................................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1. Малые предприятия в структуре экономики............................................. 7
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем........................................................................................................... 15
1.3. Особенности становления малого бизнеса.............................................. 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАЛОГО БИЗНЕСА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1. Отраслевая структура предприятий малого бизнеса............................... 28
2.2 Региональная структура предприятий малого бизнеса............................. 33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА 38
3.1. Стратегии развития малого бизнеса......................................................... 38
3.2.Обеспечение развития малого бизнеса..................................................... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Стратегия участия  в продукте крупной фирмы. В рамках крупного производства наибольшие издержки приходятся на участки мелкого и малотехнологичного производств. Крупной фирме часто выгоднее отказаться от этих видов работ, закупая отдельные детали, узлы, комплектующие у малых предприятий. В свою очередь, малая фирма получает возможность гарантированного субподрядного заказа и связанные с этим преимущества. Чтобы избежать опасной зависимости от крупной фирмы, малые предприятия часто используют тактику “ограничения доли оборота на одного крупного клиента”, согласно которой они стремятся к тому, чтобы доля поставок каждому их крупному клиенту в общем объеме продаж не превышала, например, 20%. Активно сотрудничая с крупными фирмами, малые предприятия приспосабливаются к их организационным и технологическим требованиям, дисциплине поставок и уровню качества, колебаниям рыночной конъюнктуры и инновационным процессам. Таким образом, в конкурентной борьбе за заказы крупных фирм они образуют весьма динамичную среду субподрядного рынка, стимулируя тем самым крупные фирмы к дальнейшему снижению собственных внутренних издержек.

Стратегия участия  в системе сбыта (использования  преимуществ) крупной фирмы. Используя эту стратегию, малые фирмы выступают в качестве представителей крупной, участвуя при этом в её сбытовой сети (заказы, продвижение и реализация товаров, сервисное и послепродажное обслуживание).В сферах торговли и услуг издержки производителя значительно ниже, чем в промышленности, поэтому организация бизнеса в этих сферах требует относительно небольших средств. Конкурентоспособность малых предприятий проявляется в первую очередь в работе на мелкомасштабных рынках, то есть в непосредственном контакте с потребителем.

Многообразие рыночных ситуаций предполагает разнообразие используемых предприятиями стратегий. В конкурентной борьбе с крупными фирмами малый бизнес использует прежде всего свои главные преимущества - гибкость, мобильность, территориальную маневренность. Можно выделить 4 основных стратегии малых предприятий, цель которых состоит в том, чтобы свести к минимуму остроту конкуренции и наилучшим образом использовать свое преимущество. Первые две стратегии относятся к самостоятельному развитию фирмы. Следующие две связаны с возможностями встраивания малой фирмы в деятельность крупной.

Удачной формой сотрудничества крупных и малых фирм в торговле и сфере услуг является “франчайзинг”.В  соответствии с франчайзным соглашением  франчайзер - крупная родительская компания - обязуется снабжать малую  фирму, действующую в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанной технологией бизнеса и предоставить ей торговую марку, финансовую помощь. При этом малая фирма (франчайзи) обязуется предоставить франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий и выплатить крупный первоначальный взнос, а затем отчислять определенные проценты от объема продаж. Малой фирме запрещается продавать товары конкурирующих фирм, устанавливаются достаточно жесткие правила поведения на рынке.

С целью определения  прав и обязанностей франчайзера  и франчайзи обычно заключаются  франчайзные контракты. В типовом  договоре франчайзер соглашается на:

- предоставление исключительного  права франчайзи вести бизнес  на определенной территории;

- поставку франчайзи  продукции по льготным ценам;

- благоприятное деловое  отношение компании франчайзера  к фирме-франчайзинг;

- предоставление товарных  знаков, символики и других материалов, которые идентифицировали бы  франчайзи как филиал франчайзера;

- содействие в менеджменте  и маркетинге франчайзи.

В свою очередь, фирма  франчайзи соглашается: 

- инвестировать конкретную  сумму в бизнес франчайзера; 

- приобретать для себя  всю или оговоренную часть  продукции и услуг франчайзера;  

- платить франчайзеру оговоренный процент от общего объема продаж за предоставленные услуги и продукцию;  

- оформить свою коммерческую  точку знаками, рекламными и  другими материалами в точном  соответствии с предписанными  франчайзером инструкциями;

- осуществлять бизнес  в соответствии с рекомендациями франчайзера.

Чаще всего к системе  франчайзинга прибегают в сферах общественного питания, розничной  торговли, дилерской продажи автомобилей  и сложной бытовой техники. Удачное  сочетание интересов и преимуществ  малого и крупного бизнеса позволяет сделать вывод о том, что в перспективе франчайзинг получит дальнейшее развитие. Поэтому рассмотрим более подробно данную систему взаимоотношений крупного и малого бизнеса.

Необходимо отметить, что существует три основных вида франчайзинга.

Товарный - это способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании право на продажу товаров с его торговой маркой. Товарный франчайзинг представляет собой распределительную систему для сбыта товаров, изготовленных франчайзером. Основные различия между товарным франчайзингом и взаимоотношений с обычным посредником  - поставщика являются: большая привязанность к торговому знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером, исключительный сбыт франчайзи и обслуживание им товарной линии франчайзера.  Для этой формы характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного товара.

Привлекая ограниченное число розничных франчайзи и  запрещая им внутреннюю конкуренцию (например, предоставление каждому розничному торговцу строго оговоренного района, франчайзер - изготовитель обеспечивает каждому франчайзи достаточным рынком для продажи товаров, тем самым облегчая ему вхождение в рынок. Проникновение на рынок является основным стимулом для франчайзи. Торговля автомобилями является, пожалуй, наиболее известным примером торгового франчайзинга.   

 Деловой - этот вид представляет собой выдачу лицензии на торговый знак и способ ведения розничной торговли товарами и /или услугами. Франчайзер обычно не изготавливает продукцию, но может являться поставщиком сырья (специй, компонентов, услуг по торговому знаку, упаковочного материала) и готовой продукции, используемой франчайзи в своей работе. Франчайзи обычно занимаются предоставлением услуг, но могут также производить продукцию и в связи с этим создавать её (рестораны быстрого обслуживания, службы замены автомобильных деталей). Франчайзи этого типа имеют общие черты с товарными франчайзи: обычно от него требуют принятия торгового знака франчайзера в качестве исключительного знака, предоставление франчайзером дополнительных услуг (обучение, руководство, реклама). В некоторых системах франчайзинга разграничения между торговым и деловым франчайзингом размыто.

Производственный - малое предприятие включается в полный цикл хозяйственной деятельности ведущей компании, выполняя технологический процесс, обучение персонала и так далее. Франчайзер выдает лицензию на производство продукции под его торговой маркой. Наиболее известным примером производственного франчайзинга является производство безалкогольных напитков. Франчайзер предоставляет “секретный” сироп и выдает лицензию на его использование для производства напитков, продаваемых под торговой маркой франчайзера.

Экономическая и финансовая характеристика франчайзинга очень  разнообразна и зависит от его типа, от типа товаров или услуг и других факторов.

При товарном франчайзинге основные экономические и финансовые характеристики связаны с продажей товаров франчайзера, с платежами, взыскиваемыми с франчайзи, с  условиями платежа. Если продаваемый товар дорогостоящий (например, автомобиль), то франчайзер может предоставить потребителю финансовую услугу  (продажа в рассрочку). Если товар требует дальнейшего обслуживания и замену запчастей, то франчайзер является поставщиком запчастей. Франчайзер обычно взимает начальный гонорар за предоставление франчайзинга. Это может быть одноразовая плата или плата по частям: за франчайзинг, за обучение и за другие услуги).

При деловом франчайзинге франчайзи также постоянно платит определенный гонорар, который обычно представляет собой оговоренный процент с выручки или доходов (за вычетом налога на продажу), но он может также измеряться объемом продажи в натуральном выражении, использованием оборудования, валовым или чистым доходом франчайзи, или гонорар может представлять собой периодическую твердую плату. Обычно требуется, чтобы франчайзи делал взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзера, из которого оплачиваются расходы на создание рекламных материалов и рекламных программ. Франчайзер может сдать в аренду франчайзи недвижимость, основные фонды, предложить финансирование, являться поставщиком для своих франчайзи.

Таким образом, для многих малых предприятий франчайзинг  является единственным реальным способом стать владельцем бизнеса, так как  они не имеют опыта и не располагают достаточными финансовыми средствами. Франчайзинг дает франчайзи разнообразные выгоды, но также и налагает определенные обязательства (о которых говорилось выше). Основным экономическим вопросом для франчайзи является соотношение выгод от франчайзинга с необходимыми затратами. Если франчайзер признанный торговый знак, свою репутацию, среди потребителей, ценный опыт, эффективное обучение, обеспечивает создание торговых предприятий и помощь на начальном этапе, финансирование, материально-техническое снабжение, рекламные программы, научные исследования и разработки, постоянное руководство, то стоимость выгод превышает затраты. Если услуги франчайзера, главным образом, касаются только открытия бизнеса франчайзи, то затраты последнего, в конечном счете, могут превысить общую стоимость выгод и прибыли. Это следует учитывать малому предприятию, которое собирается использовать стратегию использования преимуществ крупной фирмы.

Надо сказать, что хорошее  знание и понимание основных интересов франчайзера и франчайзи может способствовать эффективной защите как интересов каждого из них, так и их совместных интересов. “Франчайзинговые взаимоотношения могут перерасти в эффективное партнерство, когда обе стороны является относительно равными партнерами, а не властвующим франчайзером и зависящим от него франчайзи”.

Итак, рассмотренные стратегии  могут использоваться малыми предприятиями. Но используют ли их малые предприятия? Для ответа на этот вопрос была проанализирована деятельность малых предприятий Нижегородской области и на основе этого анализа выделено 10 малых предприятий, реализующих вышеуказанные стратегии. Обратимся к таблице 10 в приложении 12. 

Малые предприятия, реализующие  стратегию копирования:

1) ПКЦ “Гамми” производит  майонез “Провансаль”, который является “копией” майонеза такого же названия, выпускаемого Нижегородским масложиркомбинатом.

2) Частный предприниматель  “Богдан” приобрел на условиях  лизинга в Нижегородской лизинговой  компании оборудование для производства  мясных полуфабрикатов. На данном оборудовании производятся различные мясные полуфабрикаты (пельмени, котлеты, фарш), которые являются “копией” продукции Нижегородского мясокомбината “НИКО”.

3) ТОО “Адонис” выпускает  зерновой хлеб - “копия” хлебного  изделия, выпускаемого ОАО “Хлеб”.Оборудование для выпечки хлеба приобретено на условиях лизинга в Нижегородской лизинговой компании.

Малые предприятия, реализующие  стратегию оптимального размера:         

1) ТОО “Триумф” также  приобрело на условиях лизинга  модульный павильон кафе быстрого питания. Кафе “Аквариум” привлекает посетителей оригинальным интерьером (“под аквариум”) и разнообразным меню.         

2) ТОО “Еврохимбыт”  работает в сфере бытового  обслуживания. Это предприятие приобрело  в Нижегородской лизинговой компании итальянское оборудование для прачечной и химчистки. Мощности предприятия позволяют покрыть 60% потребности города в данном виде услуг.        

3) ТОО “Народные промыслы”  производит мелкосерийные, можно  сказать уникальные изделия из  металла - подсвечники, ножи, украшения и другие изделия.

Малые предприятия, реализующие  стратегию участия в продукте крупной фирмы (ОАО “ГАЗ”):

1)ЗАО “Экорти” производит  различные детали к автомобилям  “Волга”, “ГАЗель”: брызговик,  заглушка, рессорная втулка, подушка  двигателя.

2)ТОО “Буран” производит  краны управления к автомобилям  марки “ГАЗ”.

Малые предприятия, реализующие  стратегию участия в сбыте  крупной фирмы:

1) “Кока-кола Инчкейп  Боттлерс” использует второй  вид франчайзинга - производственный, то есть выполняет полный цикл хозяйственной деятельности по производству безалкогольных напитков. Франчайзером является всемирно известная компания “Coca-Cola”.

2) “Баскин-Роббинс” использует  франчайзинг, имеющий черты торгового  и производственного. Как говорилось  выше, эти виды франчайзинга могут сочетаться. Данное предприятие производит и реализует разнообразные сорта мороженого.

Таким образом, одним  из путей совершенствования организации  малого бизнеса является использование  стратегий развития малого бизнеса  предпринимательскими структурами, особенно стратегий, связанных с совместной деятельностью крупных корпораций и малых предприятий. Перспективной формой сотрудничества крупного и малого бизнеса призван быть франчайзинг. За ним - будущее малого предпринимательства.

 

 

3.2.Обеспечение развития малого бизнеса

Говоря о развитии и совершенствовании малого бизнеса, необходимо отметить, что его развитие осложнено наличием многих проблем.  

В первую очередь, это  связано с барьерами на пути выхода новых малых предприятий на рынок. Эти барьеры могут носить как объективный структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции), так и определяться поведением отдельных хозяйствующих субъектов, уже действующих на рынке, а также мерами государственного экономического регулирования.

Информация о работе Малый бизнес в Нижегородской области