Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:24, дипломная работа
Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.
Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый бизнес. Именно малое предпринимательство призвано ускорить дальнейшее развитие экономических реформ России.
АННОТАЦИЯ...................................................................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1. Малые предприятия в структуре экономики............................................. 7
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем........................................................................................................... 15
1.3. Особенности становления малого бизнеса.............................................. 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАЛОГО БИЗНЕСА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1. Отраслевая структура предприятий малого бизнеса............................... 28
2.2 Региональная структура предприятий малого бизнеса............................. 33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА 38
3.1. Стратегии развития малого бизнеса......................................................... 38
3.2.Обеспечение развития малого бизнеса..................................................... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................
·стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе на международные рынки;
В основном процесс создания
малых предприятий шёл
Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как:
·рынок капитала (сейчас он находится в зачаточном состоянии, ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно искажен инфляционными процессами и зависимостью от колебаний валютных курсов;
·рынок труда (В России он существует, но характеризуется значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения).
·рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости (он законодательно не отрегулирован, слабо ориентирован на потребности малого бизнеса, монополизирован и в значительной степени коррумпирован).
При этом имеется в
виду не просто признание необходимости
существования в России этих рынков
и наличие соответствующей
На тенденции развития
малого бизнеса оказывает
Адаптация к жестким внешним условиям происходит только на микроуровне путем изменения стратегии поведения малых предприятий, их переориентация на выпуск товаров и услуг, пользующихся спросом и заполняющих новые сегменты рынка. Малые предприятия могут эффективно использовать свои объективные преимущества в гибкости, мобильности и быстроте приспособления к запросам потребителей.
Дальнейшее развитие сектора малого предпринимательства будет происходить следующим образом.
При сохранении относительно низкого уровня инфляции, тенденции ставки Центрального банка РФ к снижению, ориентации на выполнение социальных обязательств (выплат заработанной платы, пенсий) в 1999-2000 годах следует ожидать повышения потребительского спроса основной части населения на массовые товары и услуги. По мере получения населением долгов по заработанной плате и пенсиям, а также исходя из предусмотренного роста их размеров следует ожидать, что значительные группы потребителей расширят спрос именно в сфере малого предпринимательства - магазинах, предприятиях по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники. Это будет стимулировать его развитие, появятся дополнительные возможности для деловой и инвестиционной активности за счет собственных средств.
Если аппарат госучереждений будет сокращаться (что, пожалуй, неизбежно), а крупное производство (при реструктуризации управления в рамках реформы предприятий) не будет развиваться требуемыми темпами, то обостриться проблема занятости. Многие граждане окажутся перед выбором: открывать свое семейное дело, вкладывая в него средства, или направлять часть из них в сбережения. Сами физические лица, а среди них значительную долю составят малые и средние предприниматели и получающие уже выплаты массовые потребители, будут стимулировать развитие сферы малого предпринимательства и выступят в качестве потенциальных инвесторов.
В предстоящие годы возможны, по крайней мере, два варианта развития сектора малого предпринимательства.
Один из них предполагает, малые и средние предприятия, на 40-50 % объемов своей деятельности затянутые в сети теневой экономики и криминальных структур (особенно в оптовой, розничной торговле, общественном питании, коммерческом посредничестве, валютных операциях), будут и дальше “мутировать”. “Старый” бизнес, погружаясь в социальную трясину и затягивая за собой новые “молодые” малые предприятия, будет множить больные клетки, делая в принципе невозможным оздоровление экономики.
Возможен и другой вариант. При создании благоприятных правовых и экономических условий, необходимой конкурентной среды становление новых малых предприятий, а также их адресная государственно-общественная поддержка позволят усилить отторжение и вытеснение зараженного криминального бизнеса в особые, жестко контролируемые зоны (игорный бизнес, ночные заведения и тому подобное). Интенсивно развивающийся по такому варианту сектор малого бизнеса будет способствовать оздоровлению и устойчивому функционированию национального хозяйства.
Малое предпринимательство может более последовательно выступать по экономическому, социальному и политическому направлениям в качестве “локомотива” все еще ожидаемого глубокого реформаторства в российском обществе и экономике.
В Нижегородской области, одной из первых в России вступившей на путь рыночных преобразований в экономике, малое предпринимательство становится весомым фактором социально-экономического развития области и основным источником создания новых рабочих мест, насыщения товарного рынка, создания рыночной инфраструктуры.
Реализация областных программ приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, демонополизации, поддержки предпринимательства позволила создать основу для развития предпринимательского сектора экономики.
В целом, негосударственный сектор занял доминирующее положение в экономике региона, на долю негосударственных предприятий приходится:
·59,1% основных средств;
·94,4% стоимости выпускаемой продукции;
·76,1% розничного товарооборота;
·86,1% грузоперевозок автомобильным транспортом;
·78% капиталовложений.
Значительная часть
негосударственного сектора экономики
области представлена малыми предприятиями.
Всего в области по состоянию
на первое июля 2000 года зарегистрировано
109 тысяч малых
Большинство предприятий относится к частной форме собственности (89,2%). Структура малого бизнеса в области совпадает с российской, где преобладающим видом деятельности малых предприятий является торгово-закупочная, которой занимается каждое третье предприятие. Эта отрасль экономики по прежнему остаётся одной из самых выгодных с точки зрения эффективности вложения капитала. Из всех зарегистрированных торговых предприятий действует 50,9%.
Малые промышленные предприятия и организации составляют 1/10 часть от всех зарегистрированных малых предприятий в области, из 3987 зарегистрированных малых промышленных предприятий только 2646 функционируют (66,4%).
Сельскохозяйственные малые предприятия (а сюда, в соответствии с Федеральным Законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, относятся и фермерские хозяйства) составляют также 1/10 часть из всех зарегистрированных малых предприятий области. А функционируют только 222 малых предприятия.
Малые строительные предприятия составляют 1/8 часть из всех зарегистрированных малых предприятий. На 01.07.2000. было зарегистрировано 4489 малых строительных организаций, из них осуществляло свою деятельность только 3406 или 75,8%.
В первом полугодии 2000 года малые предприятия обеспечили работой 264,7 тысяч человек, в том числе 182778 человек на постоянной основе. В общей численности занятых на предприятиях и в организациях области, доля работающих на малых предприятиях составила 10,5%. Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики представлено на рисунке 1 в приложении 2.
Численность занятых в таких отраслях, как торговля и общественное питание составила 34%, в строительстве - 39%, в промышленности - около 8%, в сельском хозяйстве - около 3%, а в общей коммерческой деятельности - более 80% работников занимались малым бизнесом.
Основная часть постоянно занятых на малых предприятиях распределилась между тремя отраслями: строительство - 21%, торговля и общественное питание - 18%, промышленность - 31% (см. рис.2 в приложении 3).
Среднесписочная численность работающих на одном малом предприятии - 11,9 человек.
Одной из особенностей малого
бизнеса является привлечение работников
на условиях совместительства, договоров
подряда и других договоров гражданско-
В первом полугодии сотрудникам малых предприятий выплачено 842,7 млрд. рублей. Среднемесячная заработная плата работающих на малых предприятиях составила 768,4 тыс. рублей. Самая высокая заработная плата наблюдалась на научных предприятиях (1108 тыс. рублей) и на предприятиях торговли и общественного питания (1086,8 тыс. рублей). Низкая средняя заработная плата в промышленности(579,4 тыс. рублей) и строительстве (534,2 тыс. рублей). Средняя заработная плата в сельском хозяйстве составляет 739,6 тыс. рублей (см. на рис.3 в приложении 4).
В первом полугодии 1999 года малыми предприятиями - юридическими лицами было произведено продукции, оказано услуг на сумму 7891,516 млрд. рублей. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила 12921,6 млрд. рублей или 70,7 млн. рублей на одного работающего. За этот же период малыми предприятиями получена прибыль в размере 1097,6 млрд. рублей или 6 млн. рублей на одного работающего. Капитальные вложения малых предприятий составили 846,8 млрд. рублей. На каждый рубль капитальных вложений малыми предприятиями произведено продукции (работ, услуг) на 9,3 рубля.
В качестве основного поставщика большинство малых предприятий Нижегородского региона используют государственные предприятия (более 70%), частные предприятия (около 40%), частных лиц (около 10%). Основными потребителями производимой малыми предприятиями продукции во всех отраслях экономики являются местные рынки (свой регион, город). Здесь реализуется до 90% продукции. Взаимодействие с другими регионами по сбыту продукции практически отсутствует, что негативно сказывается на развитии предприятий малого бизнеса.
Самыми результативными по доходности в сфере малого бизнеса являются отрасли: торговля и общественное питание, промышленность, строительство. Прибыльность других отраслей характеризуется значительно меньшими величинами. По итогам 6 месяцев 2000 года 458 предприятий (3%) работали убыточно. Среди них: предприятия сельского хозяйства (33%), науки и научного обслуживания (7%), промышленности (11%). Эти предприятия наименее приспособлены к новым экономическим условиям.
В бюджеты всех уровней
за 6 месяцев 2000 года субъектами малого
предпринимательства
Таким образом, развитие
малого предпринимательства в
В первом полугодии 2000 года
число малых предприятий