Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:24, дипломная работа
Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.
Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый бизнес. Именно малое предпринимательство призвано ускорить дальнейшее развитие экономических реформ России.
АННОТАЦИЯ...................................................................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1. Малые предприятия в структуре экономики............................................. 7
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем........................................................................................................... 15
1.3. Особенности становления малого бизнеса.............................................. 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАЛОГО БИЗНЕСА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1. Отраслевая структура предприятий малого бизнеса............................... 28
2.2 Региональная структура предприятий малого бизнеса............................. 33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА 38
3.1. Стратегии развития малого бизнеса......................................................... 38
3.2.Обеспечение развития малого бизнеса..................................................... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................
Таким образом, после снижения в 1999 году количества малых предприятий на 30 % в первом полугодии 2000 года наблюдается значительное оживление. В разбивке по отраслям получается следующая картина, приведенная в табл.3 приложения 6.
В промышленности число малых предприятий увеличилось на 565 или на 27,2%. Реформы, проводимые в сельском хозяйстве, привели к увеличению количества малых предприятий на 117 или 11,4%. Количество строительных фирм за первое полугодие увеличилось на 392 или на 13%. За этот же период количество торговых малых фирм и предприятий общественного питания, функционирующих на рынке, уменьшилось на 421 (7%). Эти данные показывают, что развитая конкуренция, а также меры по упорядочению торговли, проводимые в нашей области, подтолкнули многих мелких торговых организаций к приостановлению своей деятельности, к их распаду, что наблюдается в табл. 4 в приложении 7.
Эти данные говорят о позитивных структурных факторах развития малого предпринимательства. Так, по сравнению с 1999 годом вырос удельный вес малых предприятий, работающих в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. В торговле произошло снижение удельного веса малых предприятий.
Следует отметить положительную тенденцию к увеличению среднесписочной численности на одном малом предприятии: по сравнению с 1999 годом она возросла с 11,6 до 11,9 человек, то есть наблюдается тенденция к увеличению среднего размера малого предприятия. Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях возросла с 713,6 тыс. рублей в 1999 году до 768,1 тыс. рублей.
Анализируя работу малых предприятий, нельзя не сказать об их убыточности. По итогам 1999 года 2038 предприятий (15%) получили убыток, а в первом полугодии 2000 года 458 (3%), то есть малые предприятия стали работать более стабильно.
Большая часть малых предприятий (более 70%) сосредоточена в Нижнем Новгороде, где находятся основные источники трудовых и сырьевых ресурсов, шире потребительский рынок, лучше развита производственная и социальная инфраструктура. Распределение количества малых предприятий по районам области представлено в таблице 5 приложения 8.
Наибольшее количество малых промышленных предприятий приходится на Богородский район, а сельскохозяйственных предприятий - на Кстовский. Малые предприятия, занятые в промышленности, полностью отсутствуют в Краснобаковском районе, а в Сеченовском и Балахнинском районах отсутствуют сельскохозяйственные малые предприятия.
Для определения основного
Таким образом, лидерство района по количеству промышленных и сельскохозяйственных малых предприятий на 1000 жителей не зависит от производственной ориентации района, а является показателем общеэкономического положения и степени развития инфраструктуры поддержки предпринимательства в районе. Районы с преобладанием промышленных малых предприятий сконцентрированы на севере и северо-западе области.
Посмотрим, как обстоят дела в районах области по другим видам деятельности:
·предприятия строительного комплекса имеются во всех районах области;
·практически все малые предприятия научно-технической сферы сосредоточены в областном центре и в крупных промышленных городах области: Саров, Арзамас, Дзержинск, Кстово, Балахна, Павлово;
·в ряде районов области оптовая торговля оказалась непривлекательной для приложения сил и средств малого предпринимательства. В таких районах, как, как Ардатовский, Б.Болдинский, Вадский, Варнавинский, Вачский и так далее (всего в 26 районах) нет своего местного оптового звена торговли, находящегося в руках малого предпринимательства. Более 80% малых предприятий оптовой торговли сосредоточено в областном центре;
·интересная ситуация складывается вокруг малых предприятий розничной торговли: по данным налоговой инспекции в таких районах, как Арзамасский, Б.Болдинский, Вознесенский, Краснооктябрьский, Сеченовский вообще отсутствуют данные предприятия. Интерес вызывает непривлекательность для частного капитала сферы розничной торговли. Здесь возможны два объяснения:
- в данном районе в силу отдельных причин нет условий для регистрации малых торговых предприятий. Предприятия регистрируются в соседних районах, а на территории вышеуказанных осуществляют свою торгово-посредническую деятельность. Значит, районные бюджеты теряют определенные суммы, которые можно было получить в виде налогов.
- торговые предприятия уходят от налогообложения и скрывают результаты своей деятельности.
Обе эти причины не могут не вызывать серьёзной озабоченности.
Одним из важнейших показателей деятельности хозяйствующих субъектов являются налоговые отчисления. В среднем по области в первом полугодии 1997 года из всех начисленных налогов в бюджеты всех уровней выплачивается лишь половина. В Сеченовском районе доля выплаченных налогов к начисленным минимальна (15%), а в Княгинининском и Дальне-Константиновском районах достигает максимального уровня - 77%. Высокими показателями начисленных и выплаченных налогов на одного работающего на малом предприятии выделяются Шарангский и Шахунский районы.
Таким образом, наивысшие
показатели развития малых предприятий
в целом наблюдаются в
По данным, предоставленным районными администрациями в первом полугодии 2000 года по сравнению с 1999 годом, наблюдается рост количества субъектов малого предпринимательства в различных районах согласно таблице 6 приложения 9.
Значительное увеличение
числа малых предприятий
Продолжается уменьшение числа малых предприятий в Балахнинском, Бутурлинском, Вадском, Вачском, Володарском, Первомайском, Семеновском районах, резко ухудшилась ситуация в Сеченовском и Шатковском районах, где число малых предприятий уменьшилось по сравнению с 1999 годом соответственно на 90% и 54%.
После резкого увеличения
числа малых предпринимательски
Таким образом, существенных сдвигов в региональной структуре малых предприятий пока не происходит, но все же можно выделить положительный процесс постепенного, более гармоничного распределения малых предприятий по различным районам Нижегородской области.
Интересным представляется
сравнение показателей вклада малых
предприятий в экономику
В Нижегородской области
имеется на 1044 малых предприятий
меньше, чем в республике Татарстан,
однако отмечается больший рост их
числа. Доля занятых в сфере малого
предпринимательства в
В Нижегородской области удельный вес малых предприятий, занятых в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве больше, чем в республике Татарстан.
Очевидно, что малое предпринимательство в Нижегородской области переходит к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности. Меняется отраслевая структура малого предпринимательства в сторону увеличения промышленного производства. Таким образом, можно сделать вывод о высоких потенциальных возможностях малых предприятий, что отражает табл. 9 в приложении 12.
Изменения, происходящие в России, и в Нижегородской области в частности, все больше требуют от предпринимателей умения видеть перспективы, принимать обоснованные стратегические решения. Внешняя среда меняется настолько быстро, что многие предприятия не успевают реагировать на эти изменения (изменения в законодательстве, смена власти, рост цен и тому подобное) и не выдерживают жестких условий конкурентной борьбы. Это относится и к малым предприятиям, которые вынуждены бороться “за место под солнцем” с крупными и средними фирмами. Непосредственными причинами краха малых фирм в половине случаев являются незначительные объемы продаж, в 25% - конкуренция, в 15% случаев - слишком большие эксплуатационные расходы.
Таким образом, в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В настоящее время в российских компаниях, где занимаются стратегическим планированием, для него созданы специальные подразделения численностью до несколько десятков человек. Казалось бы, столь дорогая игрушка может интересовать только большой бизнес. Действительно, в полном объеме она доступна, по оценке специалистов, 50-70% компаний рейтинга “Эксперт 200” и банкам . Но по оценке этих же специалистов, уже через год не только крупные, но и большинство средних и мелких компаний в России, чтобы выжить, будут вынуждены применять “дешевые варианты” стратегического планирования.
Прежде чем перейти к рассмотрению стратегий, используемых малыми предприятиями, необходимо уточнить само понятие “стратегия”. В научной литературе существует несколько толкований этого понятия. В одном из них под стратегией понимается “генеральное направление действия организации, следование которому должно привести её к достижению своих целей”. Другими словами, стратегия - это инструмент достижения долгосрочной цели. Она объясняет, что нужно сделать, чтобы достичь конкретной цели. Необходимо сказать, что нет одного оптимального подхода к определению стратегии, существуют различия, зависящие от размеров организации. Процесс определения стратегии в организациях малого бизнеса значительно отличается как по своей природе, так и по требованиям. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
А) Малый бизнес производит сравнительно мало товаров и услуг.
Б) Ресурсы малого
предприятия ограничены.
В) Основное их конкурентное преимущество - это способность быстро меняться.
Г) Они, в основном,
не имеют формальных процедур
для наблюдения за внешней
средой, для создания прогнозов
или оценки и контроля
Д) Основная часть управленческого аппарата получила свои знания в процессе работы. Более того, они имеют тенденцию полагаться на опыт и интуицию, а не на формальные процедуры.
Из-за этих причин процесс формулирования стратегии в малом бизнесе менее формальный, систематический и регулярный, чем в крупных организациях. Но это не значит, что малые предприятия совсем не занимаются разработкой стратегии или делают это недостаточно хорошо. На самом деле, в некоторых малых фирмах проводится очень эффективная разработка стратегии, даже если она неформальная и значительно упрощенная. Эксперты стратегического планирования считают, что в малом бизнесе стратегия должны формулироваться командой высшего руководства за столом переговоров. “Рассудительность, опыт, интуиция и хорошо проведенное обсуждение - вот ключ к успеху”.
Существуют следующие стратегии развития малого бизнеса.
Стратегия копирования. В рамках данной стратегии малая фирма может пойти по одному из двух путей:
· выпускать марочный продукт по лицензии крупной фирмы;
· осваивать и выпускать копию, прообразом которой является какой-либо оригинальный продукт. Конкурентоспособность “копии” обеспечивается значительно меньшей ценой, так как все расходы на научно-исследовательские разработки продукта и рекламные затраты несут крупные фирмы, выпускающие оригинальный товар.
Стратегия оптимального размера. Эта стратегия заключается в освоении мелкомасштабных и специализированных рынков и тех областей деятельности, в которых крупное производство неэффективно, а оптимальным является малое предприятие (например, небольшие магазины, кафе, предприятия в сфере бытового обслуживания, ориентированные, в частности, на удовлетворение узкоспециализированного или особенного спроса: единичные заказы, индивидуальные и элитные товары, услуги, выпуск нестандартного оборудования или малосерийных изделий, реализация начальных этапов высокорискованных проектов и так далее). В этих сферах деятельность крупных фирм затруднена в силу недостаточной прибыли, высоких расходов на заработную плату, высокого риска, нетехнологичности.