Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:24, дипломная работа
Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.
Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый бизнес. Именно малое предпринимательство призвано ускорить дальнейшее развитие экономических реформ России.
АННОТАЦИЯ...................................................................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1. Малые предприятия в структуре экономики............................................. 7
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем........................................................................................................... 15
1.3. Особенности становления малого бизнеса.............................................. 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАЛОГО БИЗНЕСА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1. Отраслевая структура предприятий малого бизнеса............................... 28
2.2 Региональная структура предприятий малого бизнеса............................. 33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА 38
3.1. Стратегии развития малого бизнеса......................................................... 38
3.2.Обеспечение развития малого бизнеса..................................................... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................
Современные условия развития российской экономики характеризуются наличием существенных трудностей выхода на рынок, связанных с действием таких факторов, как низкая платежеспособность покупателей, сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных расходов, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса. Многие виды деятельности становятся малопривлекательными для новых малых предприятий в связи с низким уровнем прибыльности, высоким уровнем конкуренции и, следовательно инвестиционного рынка.
Но на возможности
выхода малых предприятий на рынок
существенное влияние оказывают
также ограничения органов влас
Административные препятствия
выхода на рынок новых предпринимательски
Наряду с несовершенством
правового регулирования
·Сложность и высокая стоимость регистрации предпринимательских структур. В настоящее время процесс регистрации малых предприятий неоправданно усложнен, требует оформления большого количества документов и в совокупности занимает срок от одного до трёх месяцев. Большинство платежей, связанных с регистрацией, устанавливаются в зависимости от размера минимальной заработной платы, и, следовательно, постоянно увеличиваются. Кроме того, местные органы власти, периодически осуществляют различного рода перерегистрации малых предприятий, что, с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой, является способом дополнительного изъятия средств из малых предприятий.
Вновь создаваемое малое предприятие вынуждено ещё до начала своей деятельности и до получения каких-либо финансовых результатов расходовать значительные денежные средства: внесение части уставного капитала, оплата услуг регистрирующих органов, органов статистики, госпожарнадзора и так далее. Высоки размеры оплаты нотариальных услуг, необходимых для оформления учредительных документов. Тем самым создаётся финансово-административный барьер для малых предприятий.
·Несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности. Лицензирование, вводя ограничения на занятия определенным видом деятельности, уже само по себе является одним из существенных барьеров, ограничивающих развитие предпринимательства. Широкое распространение получила практика введения лицензионными органами излишне жестких условий и требований для предпринимателей (предоставление сведений о своей материально-технической базе, производственных, торговых и складских помещениях, условиях пользования помещениями, справок о прохождении работниками обучения безопасному ведению работ, копий договоров). Такая практика превратила лицензирование в фактор торможения развития малого предпринимательства, способствовала неоправданному разрастанию на местах бюрократического аппарата, создала условия для причинения прямого материального ущерба предпринимателям.
·Большое количество контролирующих органов и дублирование их функций. В настоящее время контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных контролирующих органов. Имеют место параллелизм и дублирование их функций: контрольно-ревизионного управления Минфина России и налоговой инспекции, автомобильной и транспортной инспекции, управление по ценовой политике и финансовые управления соответствующих областных служб. Контрольные проверки носят бессистемных характер. Различные контролирующие органы требуют предоставления одних и тех же документов вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой. Это дезорганизует работу предпринимателей, ведет к непроизводительным затратам труда и снижению активности малых предприятий. Таким образом, существующая неэффективная и трудоемкая система контроля деятельности субъектов малого предпринимательства является для последних одним из административных препятствий для нормального развития и требует совершенствования.
Кроме вышеперечисленных барьеров для деятельности малых предприятий существует ещё ряд проблем, затрудняющих работу действующих предприятий:
·Организационные проблемы: юридическое оформление предприятия, открытие счета в банке. Существенный недостаток - отсутствие руководителей, глубоко знающих специфику предприятия, обладающих всеми качествами, необходимыми для работы в современных условиях, отсутствие опыта деятельности в рыночных структурах.
·Проблемы обеспечения деятельности предприятий: проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием, персоналом, проблемы безопасности деятельности. Практика показала, что для создания и эффективного функционирования малых предприятий всё ещё слабо используются имеющиеся излишние производственные площади, специалисты, высвобождающиеся в результате структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий. Отсутствуют машины, оборудование и технологии, предназначенные для малых предприятий с учетом их специфики и возможностей использования.
Особая проблема малых
предприятий - незащищенность от рэкета.
Малые предприятия действуют
в сложной криминогенной
К факторам, препятствующим нормальной работе малых предприятий также относятся: высокая арендная плата за производственные и офисные помещения, высокие транспортные расходы, низкий уровень информационного обеспечения предпринимательских структур, особенно информацией о потенциальных партнерах. Современные экономические исследования показывают, что до 90% информации предприниматели черпают из своих личных контактов, и зачастую она оказывается недостоверной.
·Материально-финансовые проблемы: ограниченные финансовые возможности, отсутствие первоначального капитала для регистрации предприятия, отсутствие стартового капитала для обеспечения функционирования предприятия, налаживание связей с поставщиками, сбыт продукции, высокие процентные ставки коммерческого кредита.
Одним из факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса, являются финансовые затруднения предприятий, и преодолеть их поможет привлечение внешних финансовых источников и, прежде всего, кредитов банков. Однако существует сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Это проявляется в высоких процентных ставках и ограниченных сроках предоставления кредита. По данным опросов в 1996 году только треть руководителей малых предприятий обращалась за банковским кредитом, и из них лишь половина получила его. Основной причиной этого является отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы государственных гарантий, неразвитость банков в регионе.
Все эти проблемы в большей или меньшей степени характерны для малого предпринимательства каждого региона России. Специфика Нижегородской области также накладывает свой отпечаток на особенности функционирования в регионе предприятий малого бизнеса.
Проблемы Нижегородского малого бизнеса:
·отсутствие системы в работе по формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства в городах и районах области;
·трудности в реализации мероприятий областной программы поддержки предпринимательства, в первую очередь, связанные с недостатком её бюджетного финансирования;
·нестабильность законодательной базы, в особенности в области налогообложения. Постоянные изменения в порядке налогообложения предприятий, действующих на территории области, вынуждают предпринимателей либо содержать сравнительно большой и дорогостоящий бухгалтерский аппарат, что негативно отражается на себестоимости продукции, либо пытаться уйти от налогообложения путем отказа от соблюдения законодательных норм и предписаний;
·незащищенность перед криминальными структурами. Работа в обход законодательных предписаний делает предприятия малого бизнеса легкой добычей преступных группировок. Разумеется, по официальным каналам защита от подобного рода покушений предпринимателям гарантирована, однако они не столь часто обращаются к правоохранительным органам.
Очевидно, что дальнейшее развитие малого предпринимательства невозможно без государственной поддержки. Для решения проблем малого бизнеса, более глубокого изменения его структуры, кардинального расширения поля его деятельности требуется активная целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства на всех уровнях. При этом среди задач поддержки российского малого предпринимательства в качестве важнейших выдвигаются:
·стимулирование производственно-инновационной направленности малого бизнеса и создание в этой сфере новых постоянных рабочих мест;
·достижение необходимого уровня экономической безопасности, а также обеспечение социальной и личной защищенности владельцев, менеджеров и работников малых предприятий;
·расширение налоговой базы всех уровней за счет малого предпринимательства;
·создание необходимых условий и стимулов для активизации внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
В настоящее время поддержка малого бизнеса зависит как от федеральных, так и местных органов власти. Формируемая система государственной поддержки и развития малого предпринимательства на федеральном уровне включает Государственный Комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Российскую ассоциацию развития малого предпринимательства и Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Основным средством проведения государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства является Федеральная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Основные направления Федеральной программы на 1996-1997 годы:
·формирование нормативно-правовой базы;
·финансово-кредитная и инвестиционная поддержка;
·производственная и инновационная поддержка;
·формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
·информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
·социальная защищенность и безопасность в малом предпринимательстве.
Надо учитывать, что
Федеральная программа
В Нижегородской области
система поддержки
Современный, средний предприниматель, особенно начинающий, а тем более в глубинке, находится в атмосфере инфраструктурного вакуума. Малые предприятия по своей природе не могут создать в своей структуре специальные подразделения - финансовые, юридические, консультационные, информационные, учебные, как это практикуется в крупных фирмах. Поэтому им необходима инфраструктура, сориентированная на специфику малого бизнеса. Это банки, аудиторские и страховые фирмы, информационные центры, коммерческие центры по обеспечению материальными ресурсами, лизинговые фирмы. Вот почему везде, где малый бизнес получает широкое распространение, государство, общественные структуры берут на себя заботу о создании инфраструктуры малого бизнеса. Перспективные проекты развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: