Российское законодательство в области малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:36, реферат

Краткое описание

Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной правовой и экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ 9
СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ В ВОПРОСАХ МАЛОГО БИЗНЕСА 11
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

Малое предпринимательство.docx

— 40.28 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  В ОБЛАСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ 9

СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ В ВОПРОСАХ МАЛОГО БИЗНЕСА 11

ИЗМЕНЕНИЯ В  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность  как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена  тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной правовой и экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.

Очевидно, что ранее действовавший  Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" не обеспечивал надлежащего уровня правового регулирования предпринимательских отношений, который бы соответствовал современным требованиям развития российского общества. Отдельные положения данного закона, закрепляющие те или иные меры государственной поддержки малого предпринимательства, носили декларативный характер. Указанные обстоятельства обусловили необходимость совершенствования законодательства о малом предпринимательстве, в результате чего 6 июля 2007 года Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

 Таким образом, нормативно-правовой  основой дальнейшего развития  малого и среднего предпринимательства  с 1 января 2008 года стал Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Одной из задач данного  ФЗ является определение основных понятий, используемые в сфере регулирования отношений по развитию малого и среднего предпринимательства. Так, ст.3 закрепляет, что "субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям». Упомянутые условия установлены ст.4 Закона, которая имеет важное практическое значение, так как определяет требования, выполнение которых дает возможность хозяйствующим субъектам получить статус субъекта малого или среднего предпринимательства и, следовательно, воспользоваться предусмотренными специальным законодательством гарантиями. 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Согласно ст.2 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" нормативное  правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Анализ предмета регулирования  и содержания Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать  вывод о том, что специальные  нормативно-правовые акты о малом  и среднем предпринимательстве  следует отнести к сфере административного  законодательства, которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, относятся следующие:

I. Конституция РФ, которая  закрепляет общие принципы правового  регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

II. Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и  среднего предпринимательства в Российской Федерации" и другие федеральные законы. Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.

Помимо кодифицированных актов издано значительное число  иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

1) федеральные законы, устанавливающие  государственные требования к  организации и осуществлению  предпринимательской деятельности:

а) ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов  деятельности";

в) ФЗ «О внесении изменений  в федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности»  – вводит изменения в лицензионное законодательство, устанавливает замену института лицензирования страхованием в шести видах деятельности и возможность автоматического продления лицензий для тех представителей бизнеса, которые не совершали нарушений, это поможет малому бизнесу: не надо будет приносить большие пачки документов, для того чтобы продлить лицензии.

г) ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

д) ФЗ от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";

е) ФЗ «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности.» - позволяет защитить предпринимателей от чрезмерного административного давления.

Ж) ФЗ «О внесении изменений  в часть вторую Налогового кодекса» – этот закон направлен на поддержку  предприятий малого бизнеса путём  создания более благоприятных условий для применения ими специальных налоговых режимов

2) федеральные законы, определяющие  основные принципы рыночной экономики:

а) ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

б) Закон РФ от 20 февраля 1992 года N 2383-1 "О товарных биржах и  биржевой торговле";

в) ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

3) федеральные законы, устанавливающие  правовое положение хозяйствующих субъектов:

а) ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

б) ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

в) ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О  производственных кооперативах";

г) ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» - позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость.

4) федеральные законы, регулирующие  отдельные виды предпринимательской деятельности:

а) ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";

б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

в) ФЗ от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

г) ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и т.д.

III. Иные нормативно-правовые  акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с перечисленными федеральными законами. Видимо законодатель имеет в виду федеральные подзаконные акты, особое место среди которых должны занять федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, утверждаемые Правительством РФ. К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:

1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ  от 9 марта 2004 года N 314 "О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти");

2) Постановления Правительства  РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 584 "Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества");

3) Нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.);

IV. Законы и иные нормативно-правовые  акты субъектов РФ, которые издаются  законодательными и исполнительными  органами субъектов РФ в пределах установленной ст.71-73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству. Комментируемый закон четко указывает на необходимость приятия в каждом субъекте РФ не только специального закона, регулирующего вопросы развития малого и среднего предпринимательства, но и соответствующей региональной программы.

V. Нормативные правовые  акты органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы  муниципальных образований, а  также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу которых определяются уставом. Важное место в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые органами местного самоуправления муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.

В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не содержит отдельных положений о данном источнике правового регулирования видимо потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года, дано определение международных договоров. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

Международные договоры Российской Федерации заключаются от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры, от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

В числе международных  документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

1) Конвенция о договоре  международной дорожной перевозки  грузов (заключена в Женеве в1956 году);

2) Конвенция ООН о договорах  международной купли-продажи товаров  (заключена в Вене в1980 году);

3) Принципы международных  коммерческих договоров (Принципы  УНИДРУА);

4) Евразийская патентная  конвенция 1994 года и др.

 

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Российская Федерация

 По инициативе Президента  Российской Федерации  Д. А.  Медведева в 2008 году принят  ряд нормативных правовых актов,  направленных на поддержку развития малого и среднего предпринимательства.

 Сразу же после вступления  в должность глава государства  издал Указ Президента РФ от 15 мая 2008 года № 797 «О неотложных  мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

 Постоянно совершенствуется  Федеральный закон от 24.07.2007 №  209-ФЗ «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации». В 2008 году приняты нормативные акты, создающие более благоприятные условия для применения малым бизнесом специальных налоговых режимов. В частности это Федеральный Закон от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Росийской Федерации», Федеральный Закон от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и др.

 Законодательно обеспечена  финансовая поддержка со стороны  государства сельхозтоваропроизводителей, защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального надзора, исключены внепроцессуальные права органов внутренних дел по вопросам проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности.

 

Курганская область

 Основные направления  и формы поддержки субъектов  предпринимательства определены в Законе Курганской области от 26 сентября 2008 № 389 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области».

Информация о работе Российское законодательство в области малого бизнеса